Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемvideo.edu.ru
2 Фискальная политика Лекция 5. Фискальная политика Цели и инструменты фискальной политики Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Автоматические стабилизаторы Эффект вытеснения Фискальная политика и дефицит бюджета Фискальная политика и совокупное предложение 1
3 Фискальная политика и ее цели Фискальная политика стабилизационной политики,сглаживание экономического цикла представляет собой разновидность стабилизационной политики, имеющей целью сглаживание экономического цикла, т.е. спадов и бумов в экономике, и противодействие колебания выпуска путем изменения совокупных расходов; использует воздействие изменения государственных расходов или налогов; макроэкономических целей связана с попытками правительства использовать бюджетные политические инструменты, чтобы достичь таких макроэкономических целей, как: рост стабильный (неинфляционный) рост реального выпуска (реального ВВП); безработицы естественный уровень безработицы (не выше 5%); уровень цен стабильный уровень цен (темп инфляции не выше 3-4%). воздействует как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. 2
4 Инструменты фискальной политики Государственные закупки товаров и услуг - G Государственные закупки товаров и услуг - G (расходы на содер- жание госсектора и военных) Налоги - Tx Налоги - Tx (прямые и косвенные, аккордные и пропорциональные подоходные) Трансфертные платежиTr субсидии - Sb Трансфертные платежи - Tr (пособия по безрабо- тице, социальные выплаты) и субсидии - Sb Расходы правительства (расходы государственного бюджета) Главный источник доходов правительства (государственного бюджета) 3
5 Фискальная политика и совокупный спрос Y G = Tx = G = Tx Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос первым проанализировал Джон Мейнард Кейнс Джон Мейнард Кейнс. эффектом мультипликатора При предпосылке жестких цен и заработной платы все эти инструменты действуют на выпуск с эффектом мультипликатора и наибольшим обладает изменение государственных закупок. Нет эффекта мультипликатора, но тем не менее рост выпуска 4 Y G = [1/(1-mpc)] × G ¯ ¯ Y Tr = [mpc/(1-mpc)]× Tr ¯ ¯ Y Tx = [-mpc/(1-mpc)]× Tx ¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯
6 Фискальная политика и совокупный спрос: воздействие роста государственных закупок Y2Y2 Увеличение государств. закупок Y AE AE=Y 45 0 Y1Y1 A B Мультипликатор государств. закупок 5 Y=k G × G ¯ ¯ Y = [1/(1-mpc)] × G ¯ G ¯
7 Y= k Tx × Tx – _ Фискальная политика и совокупный спрос: воздействие повышения налогов Y1Y1 mpc Tx Y = [-mpc/(1-mpc)]× Tx Мультипликатор аккордных налогов Повышение налогов Y AE AE=Y 45 0 Y2Y2 B A 6 ¯ ¯
8 Фискальная политика и совокупный спрос: воздействие увеличения трансфертов Y2Y2 mpc Tr Увеличение трансфертов Y = [mpc/(1-mpc)]× Tr Y AE AE=Y 45 0 Y1Y1 A B Y=k Tr × Tr Мультипликатор трансфертов 7 ¯ ¯ ¯
9 mpc Tx Фискальная политика и совокупный спрос: воздействие сбалансированного бюджета AE=Y Y2Y2 G Y Y AE 45 0 Y1Y1 Сбаланси- рованный бюджет Y = G = Tx C B A Мультипликатор сбалансированного бюджета = 1 Нет эффекта мультипликатора, но тем не менее рост выпуска 8 ¯ ¯ ¯ ¯
10 Фискальная политика используется, чтобы преодолеть рецессион- ный или инфляционный разрыв и приблизить фактический выпуск к потенциальному уровню. Фискальная политика может быть: Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Стимулирующая Стимулирующая: спада проводится в период спада; применяется с целью стимулирования стимулирования экономи- деятельности ческой деятельности; нацелена на увеличение ВВП безработицы и снижение безработицы; предполагает: увеличение государствен- ных закупок (G ), увеличение трансфертов (Tr ), или снижение налогов (Tx ). Сдерживающая Сдерживающая: бума проводится в период бума, когда экономика перегрета, применяется с целью уменьшенияВВП уменьшения реального ВВП; нацелена на снижение уровня инфляцией цен и борьбу с инфляцией; предполагает: снижение государственных закупок (G ), уменьшение трансфертов (Tr ), или повышение налогов (Tx ). 9
11 B G (или Tx, или Tr ) Y безработица G (или Tx, или Tr ) Y безработица G (или Tx, или Tr ) Y уровень цен (P 2 < P 1 ) P2P2 P2P2 AD 2 Стимулирующая фискальная политика Рецессионный разрыв (Y < Y*) P P1P1 AD 1 SRAS LRAS Y1Y1 Y* Сдерживающая фискальная политика Инфляционный разрыв (Y > Y*) P1P1 P AD 1 LRAS SRAS Y*Y1Y1 Y Y A A B Виды фискальной политики 10
12 Дискреционная и автоматическая фискальная политика Автоматическая фискальная политика (встроенных стабилизаторов) основана на действии в экономике автоматических (встроенных стабилизаторов) - инструментов, которые автоматически уменьшают экономические колебания и помогают стабилизировать выпуск, автоматически изменяя чистые налоговые поступления, когда экономика движется по направлению от или к) уровню выпуска полной занятости. Дискреционная (активная) фискальная политика изменений предполагает официально объявляемое изменение государственных расходов и/или налогах, которые являются результатом изменений в политике правительства, с целью изменить уровень совокупных расходов и преодолеть рецессионный или инфляционный разрыв. 11
13 Автоматические (встроенные) стабилизаторы Автоматические стабилизаторы Автоматические стабилизаторы - это инструменты доходов и расходов государственного бюджета, которые автоматически меняются в зависимости от состояния экономики таким образом, что ВВП стабилизируется. Они включают: государственные трансферты (пособия по безработице, по бедности, талоны на питание и другие программы государственной помощи; личные подоходные налоги; налоги на прибыль корпораций; налог на добавленную стоимость; субсидии фермерам (в США) и т.п. Например, когда выпуск падает, правительство собирает меньше подоходных налогов; чистые поступления от аккордных налогов также падают из-за роста государственных трансфертных выплат. Располагаемый доход потребителей падает в меньшей степени, делая потребительские расходы более стабильными в течение экономического цикла, и уменьшая амплитуду колебаний. 12
14 Роль встроенных стабилизаторов Реальный ВВП ТРЕНД Y (фактический ВВП при отсутствиии встроенных стабилизаторов) Y* (потенциальный ВВП) Время (годы) Y' (фактический ВВП при наличии встроенных стабилизаторов) Встроенные стабилизаторы сглаживают экономические колебания и делают экономику более устойчивой к экзогенным шокам. 13
15 Временные лаги:Временные лаги: экономисты различают: внутренний лаг внутренний лаг – период времени, необходимый для обсуждения положения дел в экономике (лаг распознавания), принятия решения о том, что нужно сделать для улучшения экономической ситуации (лаг принятия решения) и ввести в действие это решение в экономику (лаг введения в действие) – такой лаг характерен для фискальной политики; внешний лаг внешний лаг – период времени между моментом, когда предпринято изменение экономической политики, и моментом, когда достигнут результат этой политики (лаг эффективности) - такой лаг характерен для монетарной политики. Ограничения активной фискальной политики 14
16 Ограничения активной фискальной политики Неопределенность:Неопределенность: часто очень сложно: точно оценить реальную ситуацию в экономике; выбрать наилучший инструмент политики для решения проблемы; определить точный размер изменения политической переменной. Эффект вытеснения:Эффект вытеснения: он происходит, когда увеличение государственных закупок и/или снижение налогов приводит к росту выпуска и повышению ставки процента, что уменьшает (вытесняет) чувствительные к изменению ставки процента инвестиционные расходы частного сектора. Дефицит государственного бюджета.Дефицит государственного бюджета. 15
17 Эффект вытеснения: понятие результатом стимулирующей фискальной политики Эффект вытеснения является результатом стимулирующей фискальной политики. Из тождества национальных счетов для закрытой экономики АЕ YC + I + G C + S + T АЕ Y C + I + G C + S + T и уравнения формирования капитала I = S + (T – G) следует, что если увеличиваются G или снижаются T, то часть частных сбережений направляется на финансирование дополнительных государственных закупок (если налоги неизменны) или компенсации падения налоговых поступлений (если государственные закупки неизменны). Это ведет к уменьшению объема заемных средств, доступных для частных фирм и поэтому к сокращению их инвестиционных расходов. Таким образом, часть частных инвестиций окажется вытесненной: I = S + (T – G ) I = S + (T – G) I = S + (T – G ) I = S + (T – G) 16
18 Эффект вытеснения: механизм Рост государственных закупок (G) ведет к росту совокупного спроса (AD) и мультипликативному увеличению совокупного выпуска (Y), что вызывает рост спроса на деньги (M D ) для оплаты дополнительных товаров и услуг, и это повышает ставку процента (i). При более высокой ставке процента меньшее количество инвестиционных проектов будут иметь внутреннюю норму отдачи, превышающую эту более высокую ставку процента, и поэтому будет профинансировано, что соответствует снижению инвестиционного спроса (I), т.е. вытеснению (crowding-out) части инвестиций частного сектора: G AD Y M D i I G AD Y M D i I 17
19 Инвестиционныйспрос Денежный рынок Эффект вытеснения на графике Y AE AE=Y 45 0 Y1Y1 AE P (G 2,I 1 ) Y2Y2 G AE P (G 2,I 2 ) AE P (G 1,I 1 ) Y3Y3 I M S i MD(Y1)MD(Y1) MD(Y2)MD(Y2) i MM i2i2 i1i1 i1i1 i2i2 I1I1 I2I2 I I(i)I(i) Кейнсианский крест C B A A B A B эффект мультипликатора эффект вытеснения Из-за вытеснения (уменьшения) частных инвестиций в результате роста ставки процента выпуск увеличивается не до Y 2, а только до Y 3. 18
20 Эффект вытеснения: альтернативное объяснение Повышение ставки процента в результате стимулирующей фискальной политики, которое ведет к вытеснению частных инвестиций, может быть эквивалентно объяснено через изменения, происходящие на рынке заемных средств (loanable funds market). 19
21 Рынок заемных средств Рынок заемных средств – это рынок, который связывает предложение заемных средств F S спрос на заемные средства F D и национальные сбережения частные сбережения государствен- ные сбережения + S част = Y D – C Tx – G > 0 = профицит бюджета спрос фирм для увеличения инвестици- онных расходов I спрос правительства для финансирования увеличения G или снижения Tx Равновесие рынка заемных средств (F S = F D ) позволяет определить равновесное количество заемных средств F E и равновесную реальную ставку процента r E - цену использования заемных средств rErE FDFD r F FSFS FEFE E 20
22 Чтобы профинансировать увеличение своих расходов G, правительство может делать займы на рынке заемных средств, выпуская и прода- вая государственные облигации, т.е. увеличивает спрос на заемные средс- тва F D, что при неизменном пред- ложении заемных средств F S вызыва- ет рост ставки процента для восста- новления равновесия на этом рынке. Эффект вытеснения: альтернативное объяснение G F D i I r FD1FD1 F S F r1r1 F D 2 r2r2 Снижение налогов Tx (доходов бюджета) ведет к сокращению сбережений правительства, являющих- ся компонентом предло- жения заемных средств F S, что оказывает повыша- тельное давление на ставку процента. Tx F S i I r FDFD F S 1 F r1r1 r2r2 FS2FS2 А В А В 21
23 займ у населения долговый способ займ у населения путем продажи государственных облигаций; это долговый способ, который ведет к росту государственного долга займ у центрального банка инфляционный способ займ у центрального банка (= печатание денег) это инфляционный способ, называемый монетизацией бюджетного дефицита (или эффектом вертолета) Фискальная политика и дефицит бюджета Стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных закупок и/или снижение налоговых поступлений) ведет к дефициту государственного бюджета. Способами финансирования Способами финансирования дефицита бюджета являются: 22
24 Государственный долг Дефицит бюджета(2010) Дефицит бюджета (2009) Дефицит бюджета (2008) Дефицит бюджета (2007) Дефицит бюджета (2006 ) Дефицит бюджета (2005) Дефицит бюджета (2004) Государственный долг сумму накопленных дефицитов Государственный долг представляет собой сумму накопленных дефицитов предыдущих лет – общую величину задолженности прави- тельства (совокупную стоимость всех имею- щихся на руках у населения государствен- ных облигаций) в определенный момент времени. 23
25 Государственный долг и дефицит бюджета Государственный долг порождает необходимость выплачивать проценты по государственным облигациям (т.н. «обслуживание государственного долга»). Чем больше размеры долга, тем большие суммы требуются на его обслуживание, т.е. тем больше расходы бюджета. Следовательно, попытка правительства финансировать дефицит бюджета в настоящем провоцирует бюджетный дефицит в будущем. 24
26 Виды дефицита государственного бюджета Размеры дефицита бюджета не являются хорошим показателем фискального состояния правительства. Экономисты различают: Структурный дефицит государственного бюджета который показывает, каким был бы дефицит бюджета при существующей налого- вой системе, если бы выпуск находился на потенциальном уровне: BD структ. = G – t ×Y* Циклический дефицит государственного бюджета который имеет место из-за циклического спада в экономике и равен разнице между фактическим дефицитом бюджета и структурным дефицитом: BD циклич. = BD фактич. – BD структ. = =(G – t ×Y) – (G – t ×Y*)= t × (Y* – Y) Результат дискреционной стимулирующей фискальной политики Результат действия встроенных стабилизаторов 25
27 Виды дефицита государственного бюджета Фактический дефицит, равный разнице между величиной фактических расходов бюджета и величиной доходов бюджета, фактически полученных в условиях существующей экономической ситуации и существующей системы налогообложения: BD факт G – t × Y В период спада фактический дефицит больше структурного, так как к структурному дефициту добавляется циклический (при рецессии Y Y*). 26
28 Экономика внутренне стабильна: причина – совокупное предложение стабильно согласно закону Сэя совокупный спрос всегда равен совокупному предложению («Предложение порождает адекватный спрос») Все цены гибкие : они меняются пропорционально друг другу и поэтому все рынки быстро самоуравновешиваются (благодаря изменению цен, т.е. действует принцип «невидимой руки» А.Смита) Экономика всегда находится на уровне полной занятости ресурсов, т.е на потенциальном уровне выпуска. Правительству нет необходимости вмешиваться в экономику (принцип «laissez faire») – оно должно играть роль «ночного сторожа», создавая наиболее благоприятные условия для экономической активности частного сектора. Фискальная политика: альтернативные подходы Классическая школа Жан Батист Сэй Адам Смит
29 Фискальная политика: альтернативные подходы Классическая школа ASP P2P2 P1P1 Y*Y*Y Фискальная политика неэффективна полного эффекта вытеснения Фискальная политика совершенно неэффективна из-за полного эффекта вытеснения: повышение уровня цен ведет к такому росту ставки процента (из-за падения реальных денежных балансов), который вызывает полное замещение частных инвестиций государственными закупками (т.е. меняется структура выпуска), поэтому уровень выпуска не меняется. G P (M/P) i I ( I = G) Y* (уровень выпуска не меняется, но меняется структура выпуска) AD(G 2 ) AD(G 1 ) A B
30 закону Сэякризисы невозможны AD = AS Согласно закону Сэя, глубокие и продолжительные кризисы в экономике невозможны: совокупный спрос определяется сово- купным предложением и поэтому они всегда равны (AD = AS). временная диспропорция способна сама ее преодолеть Если все же неожиданно появляется временная диспропорция, то экономика способна сама ее преодолеть (без государственная вмешательства), и рыночные силы вернут экономику на потенциальный уровень выпуска. Предположим, что снижение совокупного спроса перемещает экономику в точку B, т.е. выпуск падает до Y 2. Так как выпуск низкий, то безработица (u) высокая, и Классическая школа: преодоление спада AD 1 P P1P1 P2P2 Y*Y* Y A B C Y2Y2 AD 2 AS рабочие соглашаются работать при более низкой номинальной заработной плате (W). Это означает сокращение издержек у фирм, и они увеличивают выпуск (совокупное предложение) экономика перемещается в точку С (вдоль кривой AD 2 ) на потенци- альный уровень выпуска Y* (уровень полной занятости). Цены падают и поэтому реальная заработная плата не меняется.
31 Фискальная политика: неоклассический подход Эквивалентность Рикардо Снижение налогов не оказать влияния на экономику эквивалентно сберегать Снижение налогов в настоящем, финансируемое займом у населе- ния (т.е. увеличением государственного долга), может не оказать никакого влияния на экономику. Предвидя, что в будущем для финансирования возросшей суммы долга, правительство повысит налоги на такую же величину (эквивалентно), насколько оно снизило их в настоящем, домохозяйства не будут увеличивать потребительские расходы (и совокупный спрос не увеличится до AD 2, и поэтому выпуск Y 1 не изменится), а будут сберегать прирост располагаемого дохода, вызванный снижением налогов, поэтому реальная ставка процента по долгу r также не изменится. Эту идею Рикардо возродил Роберт Барро. AD 2 P P1P1 Y A Y1Y1 AD 1 SRAS 30 FD1FD1 r F FS1FS1 FD2FD2 FS2FS2 r1r1 r2r2 Давид Рикардо Роберт Барро
32 Фискальная политика и совокупное предложение Артур Лаффер Воздействие фискальной политики на совокупное предложение проанализировал в начале х годов американский экономист Артур Лаффер, который показал влияние изменения налоговых ставок на уровень экономической активности. 31
33 Кривая Лаффера снижение налоговых ставок Лаффер предположил, что снижение налоговых ставок (t) может стимулировать предложение выпуска (совокупное предложение AS) и может помочь решить две главных проблемы, стоящие перед правительством США в тот период: Кривая Лаффера AD-AS Tx Tx max Tx 1 t B A t1t1 t opt LRAS SRAS 1 SRAS 2 AD A B Y1Y1 Y* Y P2P2 P1P1 P Y T (= t ×Y) BD t AS Y и P дефицит бюджета дефицит бюджета (доходы бюджета меньше расходов бюджета) стагфляцию стагфляцию (одновременное падение выпуска и рост цен); 32
34 Ставка налога и дефицит бюджета Существует оптимальная ставка, при которой деловая активность максимальна и поэтому максимальны налоговые поступления в бюджет. Вопрос: где находится экономика – на хорошей (good side) или плохой стороне (bad side) кривой Лаффера? Оценка гипотезы Лаффера: «шаманская теория»: налоги действуют и на совокупный спрос (совокупные расходы) и на совокупное предложение и неизвестно, на что в большей степени. Воздействие снижения налогов на совокупный спрос – проинфляционное, воздействие налогов на совокупное предложение – антиинфляционное. При этом Лаффер считается основоположником нового направления в макроэкономике – теории «экономики предложения» («supply-side economics»). Кривая Лаффера используется в экономической теории при исследовании инфляционного налога и сеньоража. 33
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.