Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.kalach-school1.narod.ru
1 Русские поэты XX века о родине и родной природе Урок литературы в 5 классе Урок литературы в 5 классе Учебник В.Я. Коровиной Учебник В.Я. Коровиной Проведен учителем русского языка и литературы МОУ Калачеевская СОШ 1 Рыбасовой Т.В. Проведен учителем русского языка и литературы МОУ Калачеевская СОШ 1 Рыбасовой Т.В.
2 Русские поэты XX века о родине и родной природе - Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родине и о родной природе, вспоминая минуты особого состояния души? - Какие строки понравились, запомнились?
3 План урока: Помните: Помните: чтение – это труд и творчество! чтение – это труд и творчество! Выступления творческих групп учащихся по плану: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2.Слово об авторе / портрет, информационная справка/ 3. Анализ стихотворения по плану: а) основная тема стихотворения; б) мысли и чувства автора; в) главная мысль (идея); г) художественные средства, использованные автором; д) какое впечатление произвело стихотворение.
4 Поэтические термины Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое,выражающее душевные переживания. Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое,выражающее душевные переживания. Строфа ( гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм. Строфа ( гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении. Тема (гр. thema) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Олицетворение- перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Эпитет – ( гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Эпитет – ( гр. ерitheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Метафора ( гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Метафора ( гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Инверсия ( лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность. Инверсия ( лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.
5 Иван Алексеевич Бунин ( ) « Помню долгий зимний вечер…» « Детство прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов» « Детство прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов» Плеяды – семизвездие, купа звезд в созвездии Тельца; стожары, висожары, волосожары, утиное гнездо / Из словаря В.И. Даля, с. 218 / Плеяды – семизвездие, купа звезд в созвездии Тельца; стожары, висожары, волосожары, утиное гнездо / Из словаря В.И. Даля, с. 218 /
6 Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения Стихотворение о детстве, родине, родной природе 3 Мысли и чувства автора Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину 4 Главная мысль (идея) Родная природа дает человеку силы, успокаивает 5 Художественные средства, использованные автором Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон» Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи» Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев» Прямая речь
7 «Алёнушка». Васнецов Виктор Михайлович ( )
8 «Вещий Баян»
9 «Битва русских со скифами»
10 « После побоища Игоря Святославича с половцами».1880
11 «Иван-царевич на Сером Волке».1889
12 « Богатыри»
13 « Царь Иван Васильевич Грозный».1897
14 «Алёнушка». Васнецов Виктор Михайлович ( )
15 Дмитрий Борисович Кедрин ( ) « Алёнушка» околица – в словаре Даля, с ) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья околица – в словаре Даля, с ) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья омут –в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде омут –в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде стойбище- 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах стойбище- 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах вотчина – в словаре Даля, с – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою вотчина – в словаре Даля, с – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, вечный нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, вечный
16 Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения О родине: ее сказочной природе, силе 3 Мысли и чувства автора Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней 4 Главная мысль (идея) «Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся б умирать…» - дороже Родины нет ничего на свете! 5 Художественные средства, использованные автором метафоры
17 Николай Михайлович Рубцов ( ) «Родная деревня» « … ангел Родины незлобивой моей» « … ангел Родины незлобивой моей» Г. Свиридов Г. Свиридов Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой. Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой. Мать умерла. Мать умерла. Отец ушел на фронт. Отец ушел на фронт. Соседка злая Соседка злая Не дает проходу. Не дает проходу. Я смутно помню Я смутно помню Утро похорон Утро похорон И за окошком И за окошком Скудную природу Скудную природу
18 Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе Вологодский поэт. Годы жизни: Человек и природа – основная тема творчества 2 Основная тема стихотворения Отношение к тому месту, где ты родился и вырос 3 Мысли и чувства автора Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека. 4 Главная мысль (идея) Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам 5 Художественные средства, использованные автором Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен
19 Дон-Аминадо ( ) «Города и годы» Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции. Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции. … Но один есть в мире запах, … Но один есть в мире запах, И одна есть в мире нега: И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Это русский запах снега.
20 Часть плана Опорная лексика 1 Об авторе 2 Основная тема стихотворения Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор 3 Мысли и чувства автора Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами. 4 Главная мысль (идея) Ничто не сравнится с Родиной: «…одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега» 5 Художественные средства, использованные автором Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»; Метафора: «толпятся тени У последнего порога»
21 «Рожь» И. Шишкин
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.