Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.school39.net
1 Методические рекомендации для проведения анализа современного урока Славова Оксана Викторовна зам.директора по НМР МОУ «СОШ39 им.Г.А.Чернова г.Воркуты
2 Каким должен быть современный урок? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое? Урок нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его г.
3 Обстоятельства, которые необходимо учитывать при анализе урока: а) особенности темы; б) состав данного класса, уровень развития и способностей обучающихся; в) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
4 Форма анализа урока: а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет; б) присутствующий анализирует положительные стороны урока; в) разбор отрицательных моментов; г) предложения, как избавиться от недостатков; д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
5 Формы анализа и самоанализа урока: 1) краткий (оценочный) анализ; 2) структурный (поэтапный) анализ; 3) системный анализ; 4) полный анализ; 5) структурно-временной анализ; 6) комбинированный анализ; 7) психологический анализ; 9) аспектный анализ; 10) комплексный анализ.
6 Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
7 Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся
8 Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования ключевых компетенций обучающихся, усвоения ими способов учения
9 Полный - это система анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности урока
10 Структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
11 Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов
12 Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа)
13 Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т. п.)
14 Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся
15 Виды аспектного анализа урока: педагогический анализ; психологический анализ; методический анализ; гигиенический анализ.
16 Педагогический аспект анализа урока: место урока в системе уроков; правильность постановки цели урока; организация урока; содержание урока; методика проведения урока; общение на уроке; работа и поведение обучающихся на уроке.
17 Психологический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: управление вниманием обучающихся; учет закономерностей функционирования и развития мышления.
18 Методический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: основная учебная цель урока; методическая логика урока; использование различных средств обучения; использование различных методических приемов; использование различных организационных форм обучения.
19 Гигиенический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: характеристика обучающихся класса; учет возрастных особенностей обучающихся; соблюдение санитарно-гигиенических требований; предупреждение утомления и перегрузки обучающихся;
20 Цели анализа урока: 1. Контроль за качеством преподавания, уровнем сформированности компетентностей обучающихся. 2. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6. Выявление системы работы учителя и др.
21 Система посещения уроков Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах. Посещение уроков учителей в течение дня в одном классе. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе. Посещение уроков у разных учителей.
22 Программы наблюдений уроков I тип. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности
23 Программы наблюдений уроков II тип. Урок закрепления новых знаний и способов деятельности Цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся
24 Программы наблюдений уроков III тип. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности
25 Программы наблюдений уроков IV тип. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Цель: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности
26 Программы наблюдений уроков V тип. Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности Цель: организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности обучающихся; организовать деятельность обучающихся по коррекции своих знаний и способов деятельности
27 Модели фотографий уроков По видам деятельности
28 Модели фотографий уроков По видам деятельности и этапам урока
29 Модели фотографий уроков По аспектам и показателям
30 Памятка для самоанализа урока A. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему? 1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? 1.1 Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков? 1.2 Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? 1.3 Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)? 1.4 Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы? 1.5 В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение? 1.6 Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)? 2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)? 3. Какие главные задачи решались на уроке и почему? 4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока? 5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения? 6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему? Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели? B. Удалось ли: решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока? Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому? Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
31 «Урок-загадка, учитель-загадчик, а человек разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком» Симон Соловейчик г.
32 Решения МС: Изучить предоставленные материалы на заседаниях МО, подготовить предложения по составлению схемы анализа урока в соответствии с положением о ВШК, целями посещения урока; Провести анкетирование педагогов МО с целью выявления затруднений учителей в организации учебного процесса на уроке, в срок до предоставить результаты; Внести изменения в Положение о ШМО, раздел «Документация» г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.