Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.voumdo.ru
1 Федеральный государственный образовательный стандарт Москва февраль, 2012 Проектирование учебного процесса
2 2 Круг обсуждаемых вопросов 1.Смысл введения стандарта и основные механизмы реализации требований ФГОС 2.Круг учебных задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами 3.Алгоритм проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований ФГОС
3 3 1.Смысл введения стандарта. Основные механизмы реализации требований ФГОС
4 Основы и смысл введения ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе образования ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКА: ОТ «КОНТРОЛЯ» К «ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА» ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ
5 5 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
6 6 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний
7 7 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя
8 8 Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: личностные, метапредметные, предметные Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов УчащиесяОУ Система образования Инфраструк- тура
9 9 Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители фиксирует динамику индивидуальных достижений Внешняя оценка: гос. службы задает общее понимание содержания и критериев Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : связь внешней и внутренней оценки основа для внешней оценки Основной механизм : уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите- риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Необходимое условие : адекватность методов и инструментария особенностям подхода Соотношение внутренней и внешней оценки в ито- говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения накопленная оценка и итоговые работы
10 10 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Ориентация ежедневного учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов
11 11 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Пошаговое освоение всех умений и навыков, характери- зующих достижение итоговых планируемых результатов 1 класс2 класс3 класс 11 класс … 4 класс И Т О Г О В Ы Е ПР Тематические результаты Формирующая (текущая) оценка Зачеты и итоговые работы 1) проектирование системы темати- ческих и текущих планируемых результатов
12 12 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? 2) подбор и конструирование заданий 1 класс (и любой иной) ТЗ 1 Тематические результаты Текущая (формирующая и диагностическая) оценка Зачеты и итоговые работы ТЗ 2 Обучающие задания, учебные ситуации осознание отработка систематизация использование перенос Проверочные задания Задания должны допускать как формирование и оценку исполнительской компетенции, так и обеспечивать возможность развития, оценку осознан- ности и произвольности выполняемых действий с учебным материалом Оценка динамики диагностика Оценка уровня достижения
13 13 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? 3) включение учителей и учащихся в осознанную формирующую и диагностическую оценочную деятельность по достижению текущих и тематических планируемых результатов, выделенных на основе проецирования итоговых результатов на данный отрезок (этап) учебного процесса
14 14 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? 4) корректировка – в том числе индивидуализация – обучающих учебных заданий с учетом результатов «экспресс-диагностики», результатов формирующей и тематической оценки
15 15 2. Круг учебных задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами
16 16 … включают : Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Навыки 21 го века … требования : Освоение системы знанийОсвоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : Стандарт, 2010 Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Технологии Личностно- центрирован- ное обучение Создание учебных ситуаций, Дифференциция требований, Индивидуализа- ция обучения Интеграция Интеграция ИКТ в учебный процесс Инструмент деятельности Расширение границ
17 17 Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 ( самый низкий из возможных ). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.
18 18 Россия: LA и SW баллы Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем. Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)
19 19 Модели заданий, направленных на достижение требований ФГОС подробно представлены в материалах семинара «Конструирование учебных заданий: достижение личностных и метапредметных результатов» При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)
20 20 «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: описание «хорошего» задания
21 21 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания
22 22 «Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию
23 23 «Хорошее» задание требует : поиска и/или разработки новых подходов и решений; принятия решения в ситуации неопреде- ленности (есть возможность выбора); воплощения решения на практике Разрешение проблем: описание «хорошего» задания
24 24 Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов устные, письменные, практические, «метапредметные»; для индивидуального, парного или коллективного выполнения; репродуктивные и продуктивные, в том числе – направленные на разрешение проблем для проектной и исследовательской деятельности; для стандартизированных работ и для текущей (формирующей и диагностической) оценки позволяющие оценивать достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность использования справочной литературы, допускающие возможность адаптации к индивидуальным особенностям учащихся.
25 25 3. Алгоритм проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований ФГОС
26 26 Содержательно-временная схема учебного процесса: выделение этапов Содержание: темы, разделы Тема 1Тема 2 Тема 3 Тема 1Тема 2Тема 3Тема 4Тема 5 Календарные сроки: недели, месяцы, четверти Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1
27 27 Проецирование ИТОГОВЫХ планируемых результатов на выделенные этапы учебного процесса и их детализация Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ планируемых результатов Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ проверочных или диагностических работ Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2
28 28 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (1 кл., февраль) Тематические результаты: пример ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (4 кл): различать звуки и буквы дифференцировать звуки речи и другие звукитекущая оценка слышать начало, середину и окончание слов, включая сочетания звуков, вычленять отдельные звуки в словах текущая оценка определять последовательность и количество звуков в словах слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) правильно артикулировать гласные и согласные звуки, их сочетания в слове текущая оценка и зачет текущая оценка и зачет
29 29 Тематические проверочные задания: пример Тематические проверочные задания: пример Задание (базовый уровень). Подчеркни слова, в которых второй слог ударный: школа, урок, перемена, ученик, учитель, ответ слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) текущая оценка и зачет Правильный ответ: подчеркнуты слова: урок, учитель, ответ Критерий достижения базового уровня: правильно подчеркнуто не менее двух слов, при этом неправильных ответов нет
30 30 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов
31 31 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме
32 32 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг Разработка учебных ситуаций учет особенностей учебного материала учет результатов диагностики, срезовых работ учет возрастных особенностей
33 33 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова ОБСУЖДЕНИЕ:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.