Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.philology.bsu.by
1 (литературные (литературные формы) формы)
2 Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Черты: Черты: - стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; - стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; - тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе при меты времени; большое внимание уделяется социально- бытовому фону времени; - тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе при меты времени; большое внимание уделяется социально- бытовому фону времени; - универсальность в изображении человека; - универсальность в изображении человека; - социальный и психологический детерминизм; - социальный и психологический детерминизм; - историческая точка зрения на жизнь. - историческая точка зрения на жизнь.
3 Ведущий критерий художественности - верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
4 Задача писателя реалиста -... стараться не только уловить жизнь во всех ее проявлениях, но и понимать ее, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов - и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться аффектов и фальши. И.С.Тургенев И.С.Тургенев
5 Появился в России в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Этапы развития: -просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А.Крылов); -«синкретический» реализм: -«синкретический» реализм: сочетание реалистических и сочетание реалистических и романтических мотивов, при романтических мотивов, при доминанте реалистического доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов); М. Ю. Лермонтов);
6 -критический реализм – -критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный произведений; решительный разрыв с романтической разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и др.); А.Н. Островский и др.); -социалистический реализм – -социалистический реализм – проникнут революционной проникнут революционной действительностью и ощущением действительностью и ощущением социалистического социалистического преобразования мира (М. Горький). преобразования мира (М. Горький).
7 Особенности русского реализма: - активное освоение социально- психологической, философской и моральной проблематики; - выраженный жизнеутверждающий характер; - особый динамизм; - синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
8 Призма художественного внимания реализмаромантизманатурализма Воссоздание жизни в ее законо- мерностях, типических чертах и свойствах Пересоздание действитель- ности с целью уловить возникающие, но не устоявшиеся закономерности Эмпирическое воспроизведе- ние жизни вне каких-либо закономер- ностей
9 Эволюция реализма (XIX-XX века): традиции и тенденции Синкретический реализм (первая половина XIX века) А.С. Пушкин А.С. Грибоедов У Пушкина, этого отца русского искусства, в слове было два прямых наследника - Лермонтов и Гоголь, породившие целую плеяду нас, деятелей х годов. И.А. Гончаров И.А. Гончаров Русская литература никогда не выбьется из магического круга, очерченного Грибоедовым. И.А. Гончаров И.А. Гончаров М.Ю. Лермонтов
10 Л.Н.Толстой + Философское осмысление жизни во всех ее сложностях И. С. Тургенев А.Н. Островский Ф.М. Достоевский Н.А. Некрасов И.А. Гончаров Н.В. Гоголь А.П. Чехов Синтез традиций + лаконизм А.С. Пушкина элементы поэтики символизма элементы поэтики импрессионизма «натуральная школа» Д.В. Григорович А.Ф. Писемский
11 Социалистический реализм (ХХ в.) Синкретический реализм в России Элементы поэтики неоромантизма М. Горький А.С. Грибоедов «Горе от ума» классицизмреализмромантизмсентиментализм «Повести Белкина», «Капитанская дочка» (элементы стилизации) А.С. Пушкин (после 1821 г. «Евгений Онегин», проза и др.) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
12 Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу. Наличие гражданских мотивов. Антагонистические противоречия в основе конфликта. Трагическая заостренность конфликта. Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация. Культ чувств. Культ природы. Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию). Приоритет естественного чувства над разумом. Сочувствие к простому человеку. Откровенность в обрисовке человека.
13 Система персонажей с одним главным героем (вершинная). Неизменяемость характеров действующих лиц. Неотразимость и демонизм героя - «обаяние Зла». Экзотика сюжета и места действия. Тема рока фатума в судьбе героя. Правдивое и достоверное изображение жизни. Изображение исторически конкретного общества. Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды. Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей. Изображение жизни и характеров в развитии. Переосмысление романтического конфликта «герой общество». Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
14 «Натуральная школа» (натурализм) «Натуральная школа» - литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы x годов XIX века. «Натуральная школа» - литературное направление, сыгравшее определяющую роль в развитии русской литературы x годов XIX века. Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей. Термин «натуральная школа» принадлежит, как это ни удивительно, ее противнику - Фаддею Булгарину. Это особый этап в развитии русского реализма, обладавший рядом характерных особенностей. Термин «натуральная школа» принадлежит, как это ни удивительно, ее противнику - Фаддею Булгарину. «Натуральная школа» стоит теперь на первом плане русской литературы. В.Г. Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 года»
15 Творческие задачи и черты «натуральной школы» - стремление эмпирически описывать действительность, а не преобразовывать ее при помощи творческой фантазии; - критическая направленность; - антиромантические настроения; - снятие всех тематических запретов; - установка на социальное обобщение; - гуманизм и демократизм; - аналитические тенденции. Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Ф. М. Достоевский (по воспоминаниям современников)
16 Творческие установки Поэтика Выбор определенного объекта исследования (социального слоя, профессиональной группы). Расширение сферы изображения. Естественнонаучный подход к изучению «видов» И «типов» людей. Особый акцент на теме «маленького человека» и «низов общества». Культ неприукрашенной действительности. Внимание к проблеме среды и ее влияния на человеческую природу. Физиологизм - стремление обнажить все внутреннее, скрытое. Предельная детализация и избыточность описаний. Использование всех реалистических художественных приемов с элементами натурализма. Частое использование реальных событий в качестве фабулы. Стремление к ясности и полноте воплощения характера персонажа, без недоговоренностей и многозначности. Аналитизм и логическая завершенность всех построений. Очевидность авторского присутствия (прямого или косвенного). Предпочтение отдано малым жанрам – очерку, рассказу. Простота композиционного построения.
17 Писатели «натуральной школы»: Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен. Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. Я. Кульчицкий, А. И. Герцен. Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу». Как авторы, работающие в духе «натуральной школы», начинали свой творческий путь и многие русские реалисты, чей талант впоследствии не мог уложиться в ее тесные рамки: Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский. Безусловно, в их творчестве ярко прослеживаются гоголевские традиции, а именно с именем Н. В. Гоголя обычно связывают «натуральную школу».
18 Критический реализм Ведущий творческий метод русской литературы XIX века. Расцвет – е годы. Ведущий творческий метод русской литературы XIX века. Расцвет – е годы. Основное свойство - обличительная направлен- ность произведений, решительный разрыв с романтической традицией. Основное свойство - обличительная направлен- ность произведений, решительный разрыв с романтической традицией.Черты: - гуманизм; - народность; - изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром (через детали интерьера, портрета, пейзажа, систему персонажей).
19 Литературные формы Эпос Роман Роман-эпопея Повесть Рассказ Цикл рассказов Сказки литературные И.А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» и др. Л.Н. Толстой «Война и мир» И.С. Тургенев «Ася» И.С. Тургенев «Записки охотника» М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, К.С. Аксаков, В.М. Гаршин Лирика Песня Элегия Сатира Драма Трагедия Комедия Собственно драма Исторические хроники, сцены Н.В. Гоголь «Ревизор»; А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся» и др. А.Н. Островский «Гроза», «Волки и овцы»
20 Лиро- драмати- ческие жанры Драматические поэмы Н.А. Некрасов «Русские женщины» Лиро- эпические жанры Поэма Роман в стихах А.С. Пушкин «Домик в Коломне», «Медный всадник»; Н.В. Гоголь «Мертвые души»; Н.А. Некрасов «Саша» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
21 Русский реалистический роман XIX века Название произведения, как правило, отражает в прямой или косвенной форме суть идейнохудожественного замысла автора. В названиях русских романов можно с достаточной степенью условности выделить следующие тенденции: Название произведения, как правило, отражает в прямой или косвенной форме суть идейнохудожественного замысла автора. В названиях русских романов можно с достаточной степенью условности выделить следующие тенденции: НАЗВАНИЯ РОМАНОВ НАЗВАНИЯ РОМАНОВ Название по имени героя, в котором персонифицируется авторская идея Название связано с основным конфликтом или сюжетными коллизиями Название формулирует основную проблему произведения общая формула: «Герой своего времени» часто приобретает символическое звучание как правило, в явно тенденциозных произведениях «Евгений Онегин», «Рудин», «Обломов», «Арап Петра Великого» «Анна Каренина» и т.п. «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» и т.п. «Что делать?» «Кто виноват?» и т.п.
22 «Герой своего времени» (XIX век - эволюция героя) Изображение типического характера - одна из основных творческих задач реализма, и неудивительно, что с зарождением этого художествен- ного метода каждый автор старается дать свое понимание универсаль- ной лермонтовской формулы. Изображение типического характера - одна из основных творческих задач реализма, и неудивительно, что с зарождением этого художествен- ного метода каждый автор старается дать свое понимание универсаль- ной лермонтовской формулы. Чацкий Сильная личность «Маленький человек» Раскольников «Лишние люди»«Новые люди» + особенный человек «Скучные люди» Образы «босяков» и «детей подземелья» Образы интелли- гентов ХХ века Герои социалисти- ческого реализма
23 Образы «лишних людей» Литературные и философские истоки Социальные и идейные корни Романтизм (романтический бунт против действительности). Байронизм (романтический уход от действительности). Идеология декабризма. Отсутствие достойного поля деятельности в условиях арачеевщины.
24 не является «лишним» В полном смысле этого слова «лишний» - по мнению окружающих, а не по самооценке разлад с обществом критицизмодиночество активный и деятельный характер с романтическими порывами скептицизм социальная апатия и пессимизм склонность к самоанализу эгоизмодиночество Чацкий Онегин
25 крайний индивидуализм цинизм и эгоизм социальный пессимизм разочарованность и рефлексия одиночество отказ от практической деятельности разочарованность и рефлексия пустословиеодиночество уход от действительности апатия и лень разочарованность мечтательность и пассивность Печорин Герои х гг. Рудин, Бельтов
26 Термин «лишний человек», получивший огромное распространение в литературоведении, принадлежит И. С. Тургеневу. В 1849 году он пишет повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет тургеневский термин приобретает более исторически определенный смысл в статьях Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, в поэме Н. П. Огарева «Исповедь лишнего человека».
27 «Маленький человек» Литературные истоки Социальные корни -Сентиментализм И крестьянки чувствовать умеют (Н.М. Карамзин) -Идеи Ж.-Ж.Руссо и др. просветителей о равенстве Обострение социальных противоречий в России х гг. (аракчеевщина, крепостное право, поражение декабристов, реакция) А.С. Пушкин «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Медный всадник» М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская» - сочувствие и жалость - гуманизм - попытка привлечь внимание к проблеме «униженных и оскорбленных»
28 -Теория «сильной личности» («Все позволено»). Германн, Печорин - О.Бальзак «Отец Горио», Стендаль «Красное и черное» Н.В. Гоголь «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Петербургские повести» «Натуральная школа» Ф.М. Достоевский Раскольников -духовная скудость -убожество «бедных людей» -способность «маленького человека»на бунт -использование элементов фантастики (как в «Медном всаднике») А.П. Чехов-индивидуалистический бунт против нестправед- ливости -стремление стать «силь- ной личностью» Сатирическое освещение темы. Из письма брату: «Брось ты, сделай милость, своих униженных коллежских регистраторов. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема свое отжила?..»
29 Образ «нового человека» Литературные истоки Социальные и идейные корни Взгляды Руссо и других просветителей. Романтический конфликт Идеология декабризма Чацкий -активный и деятельный характер -пропаганда новых идей -критическое отношение к окружающей действительности
30 Социальные и идейные корни Герои -Обострение социальных противоречий - Эпоха реформ 6О-х годов -Возникновение нигилизма -Возрастание общественной активности разночинцев Базаров - материализм - демократизм - атеизм - рационализм - социальная активность Одновременно появляются антинигили- стические романы, показывающие «но- вых людей» как отрицательных персона- жей: Н. С Лесков «Некуда» И. С Тургенев «Новь» Ф. М. Достоевский «Бесы» «Новые люди» Н. Г. Чернышевского - теория разумного эгоизма - социальная активность «Особенный человек» - Рахметов - профессиональный революционер - максимализм - идеализм Начало «хождения в народ» - 70-е гг. Народническая литература Гриша До6росклонов (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
31 -Формирование демократической интеллигенции -Обострение социальных противоречий в 90-х годах Герои рубежа веков Петя Трофимов (А. П. Чехов «Вишневый сад»), Саша (А. П. Чехов «Невеста») - отсутствие определенной программы - идеализм - социальный оптимизм -Появление пролетариата на арене общественной борьбы -Распространение марксизма -Революционная ситуация Герои социалистического реализма Павел Власов (М. Горький «Мать») - марксистские взгляды - социальная активность
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.