Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемbondhsi.ru
1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Бондарева В.В., к.п.н., доцент кафедры социального здоровья школьников ЛОИРО
2 В соответствии с новым Стандартом (п.8) на ступени начального общего образования осуществляется: …укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): …выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
3 Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать (п.10): формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
4 Современный мир – принципиально новая реальность С одной стороны: научно-технический прогресс; внедрение новых информационных технологий; интенсивное социально-экономическое развитие большинства стран; взаимное проникновение и обогащение культур изменение экологической ситуации… локальный мир жизни, деятельности и мировосприятия человека – мир жизнедеятельности в широком понимании этого слова, как бы расширяется до масштабов планеты, становится практически глобальным
5 Современный мир – принципиально новая реальность С другой стороны: динамичность и непредсказуемость развития предопределяет неопределенность, неустойчивость и относительность мира жизнедеятельности человека в перспективе
6 Современный мир – принципиально новая реальность Такого рода особенности объясняются современной научной парадигмой как объективные свойства сверхсложной самоорганизующейся системы, которую составляют человек, общество и среда их жизнедеятельности (В.П. Овечкин)
7 Правовым актом, положившим начало формированию системы органов безопасности России, является Закон РФ О безопасности (1992), действующий и до настоящего времени. После принятия в 1993 г. Конституции РФ многие его положения требуют корректировки. Однако, некоторые положения комментируемого Закона, к сожалению, не получили дальнейшего развития в теории и в законодательстве.
8 Речь идет о закреплении в норме права одного из принциповсоблюдении баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, т.е. не приоритет (первенство), а паритет (равенство) лежит в основе обеспечения прав и законных интересов личности, общества и государства. Пожалуй, это один из немногочисленных (если не единственный) правовых актов, в котором закреплена идея равного обеспечения интересов личности, общества и государства.
9 В Законе определено понятие безопасности как состояние защищенности совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К числу объектов безопасности отнесены: личность ее права и свободы; общество ее материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
10 Безопасность - одна из «мегатенденций» развития общества и образования Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (Ст. 1 Закона РФ «О безопасности» (1992)
11 Безопасность - одна из «мегатенденций» развития общества и образования Безопасность отдельного человека и всего общества включает военную, экономическую, социальную, политическую, экологическую, технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и др. виды безопасности (Б.Б. Прохоров, 1999)
12 Безопасность - одна из «мегатенденций» развития общества и образования В международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» (под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова, М.-СПб., Нью-Йорк, 2006), приведено 24 вида различных безопасностей (национальная, человеческая, технологическая, международная и др.), которые условно можно объединить в 5 крупных блоков-направлений: социальные; экологические; экономические; информационные; психологические. Во всех указанных блоках речь идет о безопасности человека (общества) и окружающей его среды.
13 Современный мир – принципиально новая реальность Важнейшая задача системы образования - обеспечить адаптацию и включение человека и, прежде всего, подрастающего поколения в систему современной окружающей среды и общественных отношений
14 Образовательная среда как среда жизнедеятельности По данным, представленным министром образования и науки РФ А.Фурсенко, в настоящее время в России 15 млн школьников и около 1,6 млн учителей В роли образовательной среды могут выступать этническая, религиозная, профессиональная, информационно-виртуальная, семейная и др. среды, в том числе специально организованные
15 Образовательная среда как среда жизнедеятельности Образовательная среда – совокупность природных, социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого- педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия (по С.В. Тарасову с дополнением)
16 Образовательная среда как среда жизнедеятельности Образовательная среда (Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде) - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.
17 Образовательная среда как среда жизнедеятельности Образовательная среда (И.А. Баева, 2006) – психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение; психологическая сущность этой реальности – совокупность деятельностно - коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих субъектов (участников ОП).
18 Технология организации образовательной среды Организация образовательной среды рассматривается в настоящее время как образовательная технология, разработанная на стыке экологии, экологии человека, психологии, педагогики (исследования Г.А. Ковалева, В.И. Панова и В.А. Ясвина, И.В. Баевой, С.В. Тарасова и др.)
19 Безопасная образовательная среда Творческая образовательная среда приоритет личности, подчеркивающий неприемлемость авторитарного поведения педагога по отношению к обучающимся; тщательный и всесторонний учет особенностей обучаемых, позволяющий педагогу более эффективно помогать профессионально- личностному развитию своих коллег; развитие инициативы и самостоятельности каждого обучающегося
20 Безопасная образовательная среда Духовная безопасность обеспечивает состояние защищенности духовных ценностей человека и общества, являющихся частью общечеловеческих ценностей и соответствующих интересам данного сообщества Проблема – кризисное состояние духовной жизни россиян (утрата духовно-нравственных ценностей и ориентиров, «разбавление» духовности идеями псевдодемократии и вседозволенности)
21 Духовная безопасность Одна из доминант образования в области окружающей среды, безопасности и здоровья человека - духовно-нравственная составляющая. Целевые установки - формирование экологической культуры, культуры безопасности и культуры здоровья, которые проявляются в поведении, основанном на гуманистических морально-этических принципах и ценностях. Задача – поиск новых возможностей формирования и развития культуры человека.
22 Духовная безопасность В настоящее время происходит естественный переход традиционного экологического образования в новую «точку флуктуации» (по С.В. Алексееву) – образование для устойчивого развития (ОУР). Концепция ОУР (С.В. Алексеев, К. Вебстер, В.А. Сластенин, А.Д. Урсул и др.) позволяет найти новый ракурс рассмотрения проблем окружающей среды в единстве с позициями социальной, экономической, культурологической, а также с позицией безопасности.
23 Духовная безопасность В образовательных подходах кафедры социального здоровья школьников ЛОИРО рассматриваются следующие содержательные направления: взаимосвязи – в обществе, экономике, природе; гражданственность, права и ответственность человека; потребности и права будущих поколений; разнообразие – культурное, социальное, биологическое; качество жизни, равноправие и социальная справедливость; «устойчивые изменения» - развитие в рамках способности экосистем; будущее – прогнозируемое и непредсказуемое
24 Психологическая безопасность Психологическая безопасность это состояние защищенности психики человека, характеризующееся отсутствием опасности как для психики, так и со стороны психики человека; она включает совокупность специально принимаемых мер, направленных на устранение такой опасности От психологического благополучия индивида зависит социально-психологическое состояние общества
25 Концепция психологической безопасности образовательной среды (КПБОС) - это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. (Баева И.А., 2006)
26 Основные положения КПБОС: 1. Образовательная среда как отрасль человекопроизводства – ОУ, как социальный институт, производит «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации). ОУ должно создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск нанесения вреда процессу формирования и развития личности: воспитание и психологическое сопровождение должны быть в эпицентре деятельности ОУ.
27 2. Образовательная среда как часть образовательного пространства (ОП) ОП имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. ОП создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья всех субъектов образования. Для школы – это система мер, предотвращающих угрозы для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.
28 3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды Получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия («выученная беспомощность»).
29 Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников – важнейшее направление работы по безопасности жизнедеятельности
30 Принципы обеспечения психологически безопасной образовательной среды: 1. Принцип опоры на развивающее обучение: главная цель – не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания в логике взаимодействия, а не воздействия.
31 Принципы обеспечения психологически безопасной образовательной среды: 2. Принцип психологической защиты личности: проектирование психологически безопасной среды школы и устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.
32 Информационная безопасность Человек постоянно находится в определенном информационном поле. Его жизнедеятельность состоит в энергоинформационном обмене с окружающей средой. Обладая интеллектом, сознанием, свободой воли, совестью и ответственностью, он строит свои взаимоотношения с окружающим миром, получая у него нужные для своей жизнедеятельности данные, предлагая другим имеющийся у него информационный ресурс (например, в виде знаний, умений), защищаясь от явно вредного информационного воздействия.
33 Информационная безопасность С точки зрения информационной безопасности особое значение приобретает содержание обучения педагогов: концепции обучения, воспитания, развития; образовательные и учебные программы; учебники и учебные пособия; методические рекомендации и др. Актуальность содержания образования для конкретной категории слушателей – один из признаков информационной безопасности образовательной среды
34 Информационные источники сложной структуры – комплексные учебно- методические пособия нового поколения Под информационным источником сложной структуры понимается цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и др.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области. ИИСС может также поддерживать отдельные темы и модули в дополнительном образовании, а также межпредметных областях.
35 Экологическая безопасность с точки зрения экологии человека обеспечивает состояние защищенности среды жизнедеятельности и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов
36 Основные приоритеты в оценке экологической безопасности образовательной среды обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности (благоприятные санитарно- гигиенические условия; обеспечение питания и отдыха, медицинской помощи; организация гетерогенной, сложной, но гибкой управляемой пространственно-предметной и информационной среды); обеспечение прав на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; обеспечение соответствующих действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
37 Кафедра социального здоровья школьников ЛОИРО Тел.: (812) (доб.219) Бондарева Валентина Викторовна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.