Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемorskenglteacher.ucoz.ru
1 «Компетентностный подход в образовании»
2 Актуальность компетентностно- ориентированного образования
3 Аналитический доклад «Модернизация российского образования: достижения и уроки» Вопрос, требующий решения: «Перенос акцента в среднем образовании с «освоения учебных материалов» на «развитие основных навыков и компетентностей»
4 Аналитический доклад «Модернизация российского образования: достижения и уроки» Стратегическая цель: Качественное изменение результатов общего образования (развитие компетентности)
5 Аналитический доклад «Модернизация российского образования: достижения и уроки» Конкретные меры: 1.Определение долгосрочных эффектов обучения в плане компетентностей и навыков, ожидаемых от учащихся в конце каждого этапа обучения (при тесном взаимодействии представителей всех уровней образования с работодателями в определении компетентностей). 2. Пересмотр образовательных стандартов для более точного отражения ожидаемых результатов обучения. 3. Прямая увязка всех оценок – ЕГЭ, экзаменов за 9-й класс и всех школьных и классных оценок – со стандартами, строящимися на развитии копетентности.
6 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года «…школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»
7 «…в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско- общественной деятельности; компетентность в сфере социально- групповой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно- досуговой деятельности».
8 Доклад директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы М.Стобарта. Компетенции: политические и социальные, касающиеся жизни в поликультурном обществе, связанные с устной и письменной коммуникацией, обусловленные возникновением информационного общества, способность учиться всю жизнь.
9 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД «Компетентностный подход связан с выращиванием способности эффективно действовать за пределами ситуаций …» ( В.А. Болотов) Компетентностный подход – это совокупность общих принципов, определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» (О.Е. Лебедев)
10 КОМПЕТЕНЦИИ, КОМПЕТЕНТНОСТИ Слово "компетентность" определяется в словарях и как обладание компетенцией (кругом полномочий, прав), и как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо (Современный словарь иностранных слов. - СПб., 1994; с. 295). Понятие компетентности связывают со способностью работника "принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга" (Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисципл. словарь терминологии. - СПб. - Воронеж, 1995; с. 75).
11 КОМПЕТЕНЦИИ, КОМПЕТЕНТНОСТИ «Компетенция – определенная область окружающей действительности или сфера человеческой деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью» (Т.В. Иванова).
12 Компоненты компетентностей включают: готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (И.А. Зимняя)
13 Три основные группы компетентностей: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека, появляющиеся во всех ее типах и формах (И.А. Зимняя)
14 КОМПЕТЕНЦИИ, КОМПЕТЕНТНОСТИ Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.
15 Компетентность ( по мнению А.К.Марковой) Характеристика конкретного человека (или его действий), понимается как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, как сочетание психических качеств (психическое состояние), позволяющее "действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность)", как способности и умения исполнять трудовые функции (Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996; c. 31)
16 Профессиональная компетентность А.К.Маркова различает четыре вида профессиональной компетентности: 1) специальная (владение "собственно профессиональной деятельностью" и способность проектировать свое профессиональное саморазвитие); 2) социальная (владение "совместной профессиональной деятельностью" и "принятыми в данной профессии приемами профессионального общения"); 3) личностная (владение приемами самовыражения и саморазвития,"средствами противостояния профессиональным деформациям личности"); 4) индивидуальная (владение приемами самореализации, развития индивидуальности в рамках профессии, "готовность к профессиональному росту" и т.п.) (Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996; c ).
17 Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности. «Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем» (О.Е. Лебедев).
18 Ключевые компетентности Ключевые компетентности проявляются прежде всего в способности решать жизненные и профессиональные задачи на основе использования: информации; коммуникации, в том числе на иностранном языке; социально – правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
19 Базовые компетентности Базовые компетентности отражают специфику профессиональной деятельности (управленческой, педагогической, медицинской, инженерной и т. д.)
20 Специальные компетентности Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной области профессиональной деятельности.
21 Готовность к разрешению проблем – это готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности; позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
22 Технологическая компетентность – это готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности; позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.
23 Готовность к самообразованию – это способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию различных источников на любых носителях; позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
24 Готовность к использованию информационных ресурсов – это способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности; позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
25 Готовность к социальному взаимодействию – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач
26 КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 1)способность правильно использовать язык с учетом основных аспектов и параметров коммуникативно-речевой ситуации. Наиболее полно проявляется при построении текста, в котором находят воплощение все мыслительные операции, выполняемые автором в этом процессе (Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. - М., С.8) 2) ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия (Н.И.Конюхов. Словарь-справочник по психологии. - М., С.54)
27 Коммуникативная компетентность – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей; позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.