Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu.tatar.ru
1 МОУ Большеполянская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан Урок русского языка по теме: «ЛЕКСИКА»Подготовили: Кулагина Галина Александровна, Кулагина Галина Александровна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории, Чичирова Марина Анатольевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории 2011 год
2 Цели: расширить кругозор учащихся в области языкознания; расширить кругозор учащихся в области языкознания; накопить и обогатить словарный запас; накопить и обогатить словарный запас; развивать мышление, речь детей, помочь им увидеть мир своими глазами; развивать мышление, речь детей, помочь им увидеть мир своими глазами; воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему. воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему.
4 Лексика – это наука о словах, а точнее – об из значениях. Слова – это строительный материал языка.
5 Слово язык – это 1. орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса - Язык не лопатка: знает, что сладко. 2. орган человека, при помощи которого он передает свои мысли, изъясняется - Языку воли не давай. 3. средство общения - Говорить на родных языках, найти общий язык.
6 Слово язык – это 4. разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками Газетный язык. 5. пленный, от которого можно получить нужные сведения - Разведчики привели языка. 6. металлический стержень в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звон – Без языка и колокол нем.
7 Слово язык – это 7. язык ботинка. 8. язык пламени.
8 Держать речь – значит произносить речь перед кем- нибудь. Когда мы догоняем кого-нибудь, то кричим: «Держи его!» Когда мы догоняем кого-нибудь, то кричим: «Держи его!» Если хотят сказать человеку, чтобы он так же учился, трудился, как теперь, говорят: «Так держать!» Если хотят сказать человеку, чтобы он так же учился, трудился, как теперь, говорят: «Так держать!» Вот сколько значений имеет слово держать. Вот сколько значений имеет слово держать.
9 «Не достал» Выстирала мать рубашку и говорит Мише: - Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет. Ушел Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках. - Почему ты не повесил? – спросила мать. - Не достал до солнца. - Где должен был повесить Миша выстиранную рубашку?
10 «Две кошки» Со столба кричит он: «Есть! Вспыхнул свет в окошке!» А на столб ему залезть помогли две кошки. - Почему монтерские крючки называются кошками?
11 Узелок на память от Напоминайкина У слова может быть не одно, а несколько значений: У слова может быть не одно, а несколько значений: рукав пальто – рукав речки; рукав пальто – рукав речки; ножка ребенка – ножка стула – ножка гриба. Новое значение у слова может появиться, если один предмет чем-то похож на другой. Новое значение у слова может появиться, если один предмет чем-то похож на другой. Надо различать значение слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точное выражать свою мысль. Надо различать значение слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точное выражать свою мысль.
12 Говорят: часы стоят, Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Говорят: часы идут, Но немножко отстают. Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы висят на месте. А часы висят на месте. - Как вы понимаете выражения: часы стоят, идут, спешат, отстают. - В каких случаях говорят: часы бегут?
13 Найдите слова - близнецы Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речной косой Травы косит косой.
14 Найдите слова - близнецы - Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ. - Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода – свежая, вкусная!
15 А теперь ответьте на вопросы! Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? Какую ноту кладут в суп? Какую ноту кладут в суп? Из каких ноготков нельзя собрать букет? Из каких ноготков нельзя собрать букет? Из какого крана нельзя брать воду? Из какого крана нельзя брать воду? Какой лук не кладут в суп? Какой лук не кладут в суп?
16 «Храбрая мушка» Села Мушка на ружье – Не спугнуть ничем ее! Дали выстрел. Дали сто! Все сидит, и - хоть бы что… -О какой мушке, говорится в стихотворении? - А какую мушку вы еще знаете?
17 Узелок на память от Напоминайкина Слова-близнецы (омонимы) одинаково произносятся Слова-близнецы (омонимы) одинаково произносятся и пишутся, но имеют разный смысл, например: лук (растение) и лук (оружие). Омонимов может быть не два, а больше, например: Омонимов может быть не два, а больше, например: коса (прическа), коса (сельскохозяйственное орудие) и коса (песчаная отмель). Очень важно знать точное значение слова, чтобы Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.
18 Прочитайте слова. Что лишнее в каждой строчке? Огонь, дым, пламя. Огонь, дым, пламя. Алфавит, азбука, чистописание. Алфавит, азбука, чистописание. Лошадь, конница, кавалерия. Конница – конное войско или кавалерия Лошадь, конница, кавалерия. Конница – конное войско или кавалерия Шалун, тихоня, озорник. Шалун, тихоня, озорник.
19 Узелок на память от Напоминайкина 1. Синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть – печаль), один тот же признак и тот же предмет (грусть – печаль), один тот же признак (грустный – печальный), одно и то же действие (грустный – печальный), одно и то же действие (грустить – печалиться). (грустить – печалиться). 2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше: печальный – невеселый - грустный; смелый – бесстрашный - печальный – невеселый - грустный; смелый – бесстрашный - Храбрый – мужественный - отважный 3. Чем больше человек знает слов-синонимов, тем точнее он выражает свою мысль. он выражает свою мысль.
20 Закончите рассказ: Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело, мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным старательным. И вот я уже считаюсь…
21 «Знаете ли вы?» Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат. Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота три метра, толщина – один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат. Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
22 Узелок на память от Напоминайкина 1. Антонимы – это слова с противоположным значением, например: веселый – грустный, веселиться – грустить, веселье – грустить. 2. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями (весело – грустно), но и однокоренные слова корнями (весело – грустно), но и однокоренные слова (весело - невесело, прибегать – убегать). 3. Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза, тетрадь, карандаш, береза, липа, корова, рука, глаз и многих других.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.