Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmoy-soch34.ucoz.com
1 Учитель-дефектолог МОУ СОШ 34 г. Владимира Афанасьева Ирина Васильевна « Виноградную лозу спросили : как высоко она может подняться. Дайте мне руку, и я дотянусь до солнца »
2 Классы возрастной нормы Классы выравнивания Классы надомного обучения
3 Здоровье – категория многокомпонентная : Состояние полного - физического - психического - социального - эмоционального - интеллектуального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
4 – это система профессиональной деятельности специалистов службы, направленная на создание социально - психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия. сопровождение комплексность непрерывность приоритетность интересов ребёнка «не впереди, а рядом» Служба ППМС сопровождения педагог- психолог учитель- логопед дефектолог социальный педагог медицинский работник инспектор по охране и защите прав детства инструктор по лечебной физкультуре педагог, воспитатель
5 Тема : Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе Цель : разработать и апробировать модель и программу дефектологического сопровождения развития младшего школьника в образовательном процессе
6 Задачи исследования : Задачи исследования : Проанализировать состояние проблемы дефектологического сопровождения младших школьников в научной литературе. Разработать теоретическую дефектологическую модель сопровождения младшего школьника. Разработать комплекс дефектологических средств, направленных на сохранение интеллектуального здоровья ребенка.
7 Гипотеза исследования деятельность дефектолога по сопровождению младших школьников будет эффективной при условии, если : в образовательных учреждениях организуется и проводится углубленная ранняя диагностика по выявлению младших школьников с трудностями в обучении психолого - педагогическое сопровождение этих детей к школьной жизни организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса ( учитель, ученик, родитель ) и направлено на личностно - ориентированное развитие младших школьников разработано и реализуется программно - методическое обеспечение этого направления деятельности в условиях взаимодействия всех участников образовательного процесса
8 Цель работы дефектологической службы : Цель работы дефектологической службы : обеспечение социально - психолого - педагогических условий для максимально полного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста
9 Задачи Диагностика развития учащихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них дефектов Помощь в реализации общеобразовательных программ Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся Содействие в приобретении дефектологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всеми участниками учебно - образовательного процесса
10 Коррекционно-развивающая работа Аналитическое Консультативно-просветительское Организационно-методическое Диагностическое Направления работы
11 учительродитель ученик
12 Алгоритм этапы 1. Диагностика 2. Информационный поиск 3. Проектирование КР. задач 4.Функционирование КР среды 5.Мониторинг развития ученика консилиум
13 АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ АФАНАСЬЕВОЙ И. В. субъекты алгоритм учащиесяродителиучителя Диагностика Цель: сбор первичной информации, обозначение проблемы. Мероприятия: оформление карты интеллектуального развития; изучение первичной документации; знакомство родителей (законных представителей) с основным содержанием, направлениями коррекционно- развивающей работы, обозначение предполагаемых результатов; заключение договора с родителями (законными представителями) на проведение диагностико-коррекционно- развивающей работы Диагностическое обследование интеллектуального развития (обследование состояния развития мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение, аналогия; словесно-логического мышления) (диагностический материал под редакцией В.В.Семаго) Анамнез: данные о развитии ребенка, краткие сведения из анамнеза, сведения об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка и уровня адаптации; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. Сбор результатов педагогического сопровождения. Сведения о сформированности общеучебных умений и навыков. Информационный поиск Этап углубленной диагностики Цели: выявление особенностей интеллектуального развития, личностной и познавательной сферы ребенка. Мероприятия: заключение о состоянии здоровья; углубленная диагностика интеллектуального и психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей. Диагностика интеллектуального развития диагностика уровня социальной адаптации, бытовых навыков и умений педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития (результаты фиксируются в индивидуальной диагностической карте, «Досье Развитие»). Проектирование коррекционно – развивающих задач Цели: составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Сбор информации об учащихся на ПМПК Функционирование коррекционно – развивающей среды как условия реализации коррекционно – развивающей программы Цели: реализация программы и анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Проведение коррекционно-развивающих занятий в индивидуальной и групповой форме согласно разработанным и утвержденным на совещании при директоре программам. Промежуточная диагностика Разработка мероприятий (консультации, тренинги, всеобучи, практикумы, семинары, педсоветы) по работе с детьми в домашних условиях. Разработка мероприятий (консультации, тренинги, всеобучи, практикумы) по реализации коррекционно-развивающих программ в ежедневной учебно- воспитательной деятельности. Мониторинг развития ученика Цели: рубежная диагностика учителем-дефектологом и педагогами с целью фиксации изменений в развитии мышления ребенка. Мероприятия: оформление пакета документов; направление ребенка на ПМПК; определение образовательного маршрута, составление алгоритма дальнейшего сопровождения ребенка, внесение коррективов в ИКРП (случае необходимости), разработка программы дальнейших действий, рекомендаций, продолжение работы по реализации ИКРП. Мониторинг эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ Итоговое диагностическое обследование интеллектуального развития (обследование состояния развития мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение, аналогия; словесно- логического мышления) (диагностический материал под редакцией В.В.Семаго) Заполнение карт интеллектуального развития. Ознакомление с результативностью корреционно-развивающей деятельности. Ознакомление с результатами педагогического сопровождения. Сведения о сформированности общеучебных умений и навыков. Заполнение «Досье развития» (дефектологическое заключение)
15 профилактическая работа (Декады русского языка, литературы, математики, «Интеллектуальный марафон» «Учись учиться») коррекционно- развивающая работа с детьми (индивидуальные и групповые занятия) Деятельность учителя дефектолога по сопровождению учащихся целевые программы («Адаптация и преемственность в УВП» «ППМС сопровождение развития учащихся классов выравнивания» «Здоровье-категория педагогическая»)
16 Основные направления коррекционно - развивающих занятий Сенсомоторное развитие Формирование пространственных представлений Формирование приемов умственной деятельности Формирование функции программирова ния и контроля собственной деятельности Развитие мнемических процессов Формирование общеучебных и общеинтеллект уальных умений и навыков
17 Дефектологическое сопровождение педагогического коллектива и опытно экспериментальной работы школы «Коррекционно – развивающая среда в модели общеобразовательная школа»; городская площадка ОЭР «Создание ППМС службы сопровождения развития ребенка в УВП»; г. городская ОЭР «Школа Здоровья». Дефектологический всеобуч «Основные требования к уроку математики в коррекционных классах» «Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации» и др. Индивидуальные консультации «Интеллектуальное развитие учащихся данного возраста» и др. Тренинги «Игры на уроках, направленные на активизацию мыслительной деятельности» «Постановка и реализация КР задач» Практикумы «Активизация мыслительной деятельности на уроках через создание проблемных ситуаций, через КР упражнения»
18 Деятельность учителя дефектолога по сопровождению родителей 2 области взаимодействия с родителями групповуюиндивидуальную
19 Дефектологическое сопровождение семьи
20 групповая форма взаимодействия с родителями Информационные методы Проблемные методы информационные тексты устные информационные сообщения информационные лекции ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ «круглые столы» детско- родительские мероприятия тренинги
21 Результативный блок
22 Результативный блок ( уровень интеллектуального развития учащихся в начальной школе )
23 Практическая значимость исследования : Составлены алгоритм и внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка, которая позволяет выстроить деятельность специалиста учителя – дефектолога в образовательном учреждении. Составленная коррекционно – развивающая программа для учащихся, испытывающих трудности в обучении может быть использована учителями в образовательном процессе начальных классов в общеобразовательной школе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.