Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkpfu.ru
1 Ассоциация классических университетов России (АКУР) Принципы и технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения Часть 1 Евгения Владимировна Караваева Исполнительный директор АКУР, кандидат физико-математических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Ноябрь 2010
2 ФГОС ВПО Направление подготовки, Уровень Квалификация (степень) Сроки реализации и трудоемкость ООП в ЗАЧ. ед Требование к результатам освоения ООП КОМПЕТЕНЦИИ Требования к условиям реализации ООП (Применение системы зачетных единиц) Основные элементы ФГОС Требования к структуре ООП (ЦИКЛЫ и РАЗДЕЛЫ) МОДУЛИ-?
3 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Болонский процесс – попытка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Е динство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.
4 Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ или ЦИКЛОВ высшего образования (бакалавр – магистр – доктор) Единый механизм соотнесения КВАЛИФИКАЦИЙ, полученных в результате освоения различных образовательных программ Для обеспечения выполнения основных принципов Болонского процесса необходимы :
5 Для прозрачности образовательных систем разных стран по отношению друг к другу необходимы единые подходы к формулировке РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ. Поскольку потенциальный работодатель заинтересован в том, чтобы пришедший к нему выпускник учебного заведения умел хорошо выполнять определенные профессиональные действия, результаты обучения было сочтено целесообразным оценивать с помощью КОМПЕТЕНЦИЙ
6 Понятие Компетенции применительно к сфере высшего образования Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п.). Все эти отдельные элементы вместе составляют ожидаемую «компетенцию».
7 Для формирования отдельных компетенций необходимы конкретные теоретические знания, умения и практический опыт отсюда возник «прозрачный» (ясный работодателю и вузу- партнеру) способ построения образовательных программ МОДУЛЬНЫЙ
8 Определения модуля Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации
9 Чтобы обеспечить сопоставимость образовательных программ и результатов обучения введен формализованный способ описания образовательных программ путем присвоения определенного количества кредитов (зачетных единиц) ее компонентам (модулям, дисциплинам, курсам), позволяющий не только сравнивать образовательные программы, но и «переносить» достижения студентов при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения для их официального признания. Европейская система перевода и накопления кредитов - European Credit Transfer System, ECTS введена в 1989 году
10 Кредит – единица измерения трудоемкости учебной нагрузки студента, выраженная в терминах номинального времени, необходимого студенту для достижения конкретных результатов обучения. Трудоемкость учебной нагрузки соответствует времени, необходимом среднему студенту по всем видам учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, текущий контроль, экзамены, самостоятельная работа и т.д.) для достижения ожидаемых результатов обучения. Результаты обучения описывают то, что учащийся, как ожидается, будет знать, понимать или в состоянии сделать после успешного завершения процесса обучения.
11 Кредиты распределены по всем квалификациям или программам обучения, так же как по их образовательным компонентам (модуль, блок дисциплин, работа над диссертацией, лабораторная работы, курсовой проект и т.д.). Число кредитов, приписываемых каждому компоненту, соответствует его «весу» или «стоимости» в терминах трудоемкости учебной нагрузки студента для достижения результатов обучения.
12 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КРЕДИТНЫЙ подходы – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса
13 Основы построения единого образовательного пространства в Европе (ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА) Европейская система квалификаций: ЕРК (8 уровней квалификаций по образованию, знания, умения и широкие компетенции; Дублинские дескрипторы для уровней высшего образования) принята в 2008 г. Модульные образовательные программы ECTS Система обеспечения качества, самостоятельность вузов, их ответственность за качество ОП
14 Национальные системы квалификаций НРК, определяющие все имеющиеся в стране уровни квалификаций по образованию (дескрипторы в виде знаний, умений и широких компетенций) Профессиональные стандарты, определяющие компетенции и (или) требования к уровню квалификации по образованию для занятия тех или иных должностей Модульные образовательные программы (в идеале «компетенция – модуль») на всех уровнях квалификаций по образованию, включая дополнительные ОП Система обеспечения качества модульных образовательных программ и отдельных модулей Система накопления (и переноса) кредитов Система оценки результатов образования и сертификации квалификаций по образованию (формальное образование определенного уровня, накопление кредитов за освоение образовательных модулей и сертификация образовательного ценза следующего уровня при неформальном образовании)
15 Национальная рамка квалификаций России Инициаторы разработки – РСПП и Минобрнауки России Исполнители – национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и Федеральный институт развития образования (ФИРО) Проект НРК разработан в 2008 году как документ, рекомендованный разработчикам профессиональных и образовательных стандартов.
16 В реальности существует несколько разных подходов при реализации модульных программ модуль как учебная дисциплина (часто - курс, рассчитанный на несколько уровней освоения, тогда выделяются базовый модуль, продвинутый (углубленный) модуль, специализированный модуль (университеты США) модуль как выделенный автономный курс, ведущий к получению конкретных знаний и навыков, освоение которого имеет четкие цели и заканчивается определенным видом контроля (Федеральный технологический университет Швейцарии) модуль как группа родственных дисциплин (в российских ГОС – циклы) модуль как совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций (университеты Германии, Tuning)
17 Tuning Educational Structures in Europe Настройка европейских образовательных структур На данный момент наиболее последовательно базовые принципы Болонского процесса реализованы в указанном международном проекте
18 Компетенции можно разделить на две группы: общие (универсальные); предметно-специализированные (профессиональные). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные. Методология проекта TUNING
19 Определение компетенций Инструментальные компетенции включают умения управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; навыки работы с компьютером и управления информацией (способность извлекать и использовать информацию из различных источников), лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенции подразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чему-либо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества: умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенции представляют собой сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.
20 Специфика понятия «модуль» в методологии Tuning : Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студента, формы отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов).
21 Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning Образовательные программы на основе ФГОС-3 структурируются по циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД) и разделам (физкультура 2 з.е часов???), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. Систематизация и формулировки компетенций во ФГОС не соответствуют принятому в TUNING. Для российских вузов возникнет проблема формирования общих потоков из студентов смежных направлений (из-за разнобоя в формулировках компетенций и в вилках трудоемкости (з.е.) ) Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.
22 В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС лимитирует МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Ведение в Типовом положении о вузе старого норматива максимальной нагрузки в неделю 54 ак.часа привело к тому, что эквивалент з.е. в часах опять придется делать равным 36 академическим часам (в TUNING астрономических часов) Нет реальной свободы вузов в реализации ПРОФИЛЬНОЙ подготовки внутри направления подготовки для бакалавриата. Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning
23 Нормативно-методические основы проектирования и реализации основных образовательных программ вузов при переходе на ФГОС ВПО
24 Два ФЗ в области образования (в последней редакции!) Типовое положение о вузе (утверждено 14 февраля 2008 г.) ФГОС по соответствующему направлению и уровню подготовки Нормативные документы, регулирующие порядок организации образовательного процесса (федерального уровня) ПООП (рекомендательный характер) Устав вуза и другие нормативные документы вузовского уровня
25 Особенности ФГОС по сравнению с ГОС-1 и ГОС-2 Нет деления на федеральный и национально- региональный компоненты Подробно прописаны виды и задачи деятельности Разработка совместно с работодателями Возможность модульного построения ООП Ориентация на результаты обучения (компетенции) Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%
26 Из Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" « Статья 9. Образовательные программы. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
27 Из Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" Статья Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
28 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Основная образовательная программа включает в себя: …….., которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер
29 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 39. Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
30 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 42. Учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно- исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах минут.
31 Из Типового положения о вузе (от г.) 43. Учебная и производственная практика, предусмотренная ФГОС ВПО, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Порядок проведения учебной и производной практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
32 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 45. Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. 46. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
33 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 46. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов. Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
34 Из Типового положения о вузе (от 14 февраля 2008 г.) 47. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию по образовательным программам высшего профессионального образования, осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
35 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа (определение) 1.2. Нормативные документы для разработки ООП 1.3. Общая характеристика ООП (ПРОФИЛЬ и т.д.) 1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы Рекомендуемый состав документов, составляющих ООП вуза
36 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП 4.1. Календарный учебный график 4.2. Учебный план 4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 4.3. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
37 Реализация ФГОС: ФГОС по направлению подготовки ВПО ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки (единая или для каждого из профилей), создается базовыми вузами-разработчиками ФГОС, имеет рекомендательный характер ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по конкретному направлению и профилю подготовки, разрабатывается вузом / факультетом
38 Отражение компетентностной модели выпускника во ФГОС Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности (научно-исследовательская, прикладная, проектная, организационно-управленческая, педагогическая и т.д.) Задачи профессиональной деятельности (по каждому виду деятельности) Профессиональные компетенции
39 Требования к структуре ООП 3 Цикла: – ГСЭ – МЕН – Профессиональный 3 Раздела: – физическая культура – учебная практика – производственная практика и т.п. Вариативная часть по всем циклам - 50%, в т.ч. дисциплины по выбору обучающихся (не менее 30% вариативной части)
40 О профилях во ФГОС бакалавра Профиль - направленность ООП на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности (письмо от 13 мая 2010 г.) п.7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. п.6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
41 О видах деятельности во ФГОС бакалавра 4.3. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно- педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей
42 О компетенциях в Разъяснениях разработчикам ООП (письмо от 13 мая 2008) Ответ на вопрос 6. Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными при разработке вузом ООП. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей ООП
43 О Характеристиках среды вуза П ФГОС бакалавра: При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно- деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
44 «Работодатели» во ФГОС: К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: o разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; o регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; 8.4. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.
45 Модули во ФГОС (примеры): 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
46 Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить Цель ООП ( подтверждение социального заказа на ООП, консультации с работодателем) Определить набор универсальных и профессиональных компетенций для направления подготовки в целом (на основе ФГОС, с учетом потребностей обучающихся и рынка труда) Определить основной профиль подготовки Определить перечень компетенций, определяющий профильную направленность ООП Определить набор модулей (групп дисциплин, дисциплин, практик и т. п.), формирующих данные компетенции или их элементы и «сверху» установить их пропорциональную трудоемкость исходя из общей трудоемкости ООП (240 кредитов – бакалавриат, 120 кредитов – магистратура) и из расчета 60 кредитов в год.
47 Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить последовательность освоения дисциплин (модулей) и реальное наполнение зачетных единиц (в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации) каждого модуля, дисциплины, практики и т.д., то есть сформировать Учебный план Определить для каждой дисциплины (модуля) применяемые образовательные технологии. Сформировать Рабочую программу каждого модуля ( дисциплины и практики), где необходимо» проработать и просчитать самостоятельную работу студента, создать фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по данному модулю (дисциплине) Сформировать все необходимое нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ИГА Составить Полную матрицу компетенций и запустить «обратную связь», то есть все начать сначала!
48 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) «Натягивают» старый учебный план на новый путем формального пересчета часов общей трудоемкости в зачетные единицы Как правило используют «ДОЛЕВОЙ метод» при проектировании первого варианта учебного плана и подгоняют полученные значения трудоемкости его под «вилки» трудоемкости ФГОС
49 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Определяют полный набор компетенций выпускника данной ООП (из ФГОС + компетенции, определяющие «профиль») Составляют полную Матрицу соответствия всех требуемых компетенций и всех имеющихся элементов образовательной программы (модулей, дисциплин, практик, мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля) из «старого» учебного плана По итогам анализа Матрицы – делают существенную корректировку учебного плана (добавление новых модулей и дисциплин, удаление невостребованных, уточнение и перераспределение трудоемкости в зачетных единицах) Идет жесткая борьба кафедр за свои дисциплины – проблема мелкопредметности учебного плана. Выход – объединение дисциплин, работающих на одну компетенцию или на группу родственных компетенций (например, обеспечивающих профильную подготовку)в крупные образовательные модули (проблемы организации учебного процесса)
50 Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Далее - составляют рабочие программы всех модулей, дисциплин, практик и «наполняют» присвоенные этим модулям (дисциплинам, практикам) зачетные единицы – реальным учебным временем – аудиторные занятия (лекции, семинары, практикумы, мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации) и самостоятельная работа студента (включая подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации). Здесь особая задача проектирования - расчет реально затрачиваемого времени студентом и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студента)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.