Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.tula-forum.ru
1 0 Государственно-частное партнерство – приоритетное направление деятельности Внешэкономбанка Воротников Александр Михайлович Управляющий директор Центра ГЧП Внешэкономбанка г. Тула, 10 октября 2008 г.
2 11 Для дальнейшего экономического роста требуется новый промышленный и рыночный потенциал Индустриальное развитие создает для этого необходимые предпосылки Возникают законодательные акты в поддержку развития инфраструктуры Созданы национальные и региональные институты развития как механизм запуска программ софинансирования в рамках реализации стратегии на развитие Основным апробированным механизмом активизации реализации инфраструктурных проектов является государственно-частное партнерство Последние достижения и реформы в России привели к необходимости создания институтов развития
3 2 Институты развития Финансовые институты развития Инвестиционный фонд Российской Федерации ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ОАО «Российская венчурная компания» ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно- коммуникационных технологий» ГК «Российская корпорация нанотехнологий» ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Региональные фонды Нефинансовые институты развития: Особые экономические зоны (технико- внедренческие, промышленно- производственные, туристско- рекреационные, портовые особые экономические зоны) Технопарки, промышленные парки, «бизнес-инкубаторы» Центры трансфера технологий, центры субконтрактации, центры развития дизайна, центры энергосбережения и др. Региональные корпорации развития Региональные центры ГЧП
4 33 Внешэкономбанк – системный институт развития РФ. Банк – системный институт развития: Государственная Корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк»)» - один из старейших российских банков (учрежден в 1924 г., банк развития – с 2007 г.) Является многофункциональным национальным финансовым учреждением и стремится к постепенной специализации на функциях развития Основная цель - развитие экономики РФ Внешэкономбанк обладает особым статусом: Правовой статус регулируется Федеральным Законом Российской Федерации «О Банке Развития» и утвержденным правительством Меморандумом о финансовой политике. Не распространяются положения Центрального Банка РФ, регулирующие деятельность коммерческих банков Не платит налог с прибыли Контролируется через Наблюдательный совет Правительством Российской Федерации (председатель совета - В.В.Путин)
5 4 «… участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства» Ст.3, п.3, пп.11 Федерального закона "О банке развития" от 17 мая 2007 г. N82-ФЗ а) реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а также туризма б) реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие инноваций в) участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки г) участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, посредством кредитования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства д) поддержка экспорта промышленной продукции и услуг, в том числе в целях диверсификации национального экспорта Основными направлениями инвестиционной деятельности Внешэкономбанка являются:
6 5 Отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. При осуществлении инвестиционной деятельности Внешэкономбанк отдает предпочтение инвестиционным проектам, при реализации которых он не конкурирует с коммерческими финансовыми институтами Публичность. Деятельность Внешэкономбанка осуществляется на основе публичности и открытости инвестиционной и финансовой деятельности с использованием лучшей практики корпоративного управления Безубыточность. Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов при условии, что такие проекты не являются убыточными Государственно-частное партнерство. Внешэкономбанк отдает предпочтение проектам, реализация которых основана на механизмах частно-государственного партнерства Экологическая ответственность. Внешэкономбанк не участвует в реализации инвестиционных проектов, не соответствующих требованиям охраны окружающей среды и стандартам экологической эффективности Деятельность Внешэкономбанка основывается на следующих принципах:
7 6 а) предоставления кредитов, займов, осуществления лизинговых операций и финансирования на возвратной основе в иных формах, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития" б) выдачи гарантий и поручительств в) участия в уставных капиталах хозяйственных обществ г) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации д) гарантийной поддержки экспорта Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проек- тов в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом и внутренними документами Внешэкономбанка, путем:
8 7 а) срок окупаемости проекта - более 5 лет б) общая стоимость проекта - более 2 млрд. рублей Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта установлен в размере 1 млрд. рублей Целевые ориентиры по размеру и количеству проектов ГЧП (к 2012 году) Один-два сверхкрупных (стоимостью более 30 млрд. рублей капиталовложений) Пять-шесть крупных (стоимостью более 5 млрд. рублей капиталовложений) средних (стоимостью более 2 млрд. рублей) отраслевых или региональных проектов или программ типовых проектов Критерии финансирования инвестиционного проекта
9 8 Проекты ГЧП в портфеле Внешэкономбанка Развитие инженерной инфраструктуры для развития промышленного кластера Реконструкция, модернизация и развитие ВКХ городской агломерации Реконструкция, модернизация и развитие городской системы теплоснабжения на условиях концессии Строительство МПЗ и модернизация городской системы управления ТБО для устойчивого развития Массовая реконструкция муниципальных и промышленных систем теплоснабжения в масштабах области Строительство центров трудовой миграции Реконструкция аэропорта Строительство транспортной развязки Строительство объектов здравоохранения
10 99 Центр ГЧП Внешэкономбанка Как следствие реализации функции базового системного института развития в сфере государственной политики в области ГЧП Банк стал инициатором создания Центра в качестве самостоятельного структурного подразделения Банка в ранге департамента Центр создан 8 июня 2008 г. Миссия - поддержка и ускорение развития инфраструктурных проектов общенационального, регионального и муниципального значения и повышение качества услуг ОГМУ по развитию инфраструктуры через использование инструментов ГЧП Цель - квалифицированное обслуживание деятельности ОГМУ по применению инструментов ГЧП для реализации отраслевых и региональных стратегий развития и по совершенствованию таких инструментов Сферы проектов ГЧП Центра Социальная инфраструктура Производственная инфраструктура Коммунальная инфраструктура Услуги и функции Центра Инвестиционное консультирование Информирование Нормативно-правовое обеспечение Образование
11 10 Основные задачи деятельности Центра ГЧП Организация программ Внешэкономбанка по развитию общественной инфраструктуры на условиях ГЧП Поддержка ОГМУ по организации проектов ГЧП Поддержка ОГМУ по управлению контрактом ГЧП Развитие институтов ГЧП в составе ОГМУ Развитие и распространение моделей ГЧП, развитие нормативной базы Сбор данных о развитии рынка проектов ГЧП, привлечение квалифицированных частных партнеров Обобщение и распространение передового опыта, переподготовка кадров управления ОГМУ Поддержка реализации проектов Создание условий для реализации проектов
12 11 Виды деятельности Центра – услуги Консультирование Стратегическое планирование использования ГЧП Формирование типовых программ проектов ГЧП Организация проектов ГЧП Клиенты Центра ГЧП – органы власти Создание Центров ГЧП ОГМУ Экспертиза проектов ГЧП
13 12 Примеры решаемых задач Программа по развитию общественной инфраструктуры муниципального образования с финансированием Внешэкономбанка на условиях ГЧП Межрегиональная (межмуниципальная) программа по реализации однородных инвестиционных проектов в городском хозяйстве с финансированием Внешэкономбанка на условиях ГЧП Отраслевая программа развития с финансированием Внешэкономбанка на условиях ГЧП Инвестиционное консультирование по организации конкурса на проект ГЧП Экспертиза и доработка проекта ГЧП для привлечения проектного финансирования Внешэкономбанка и из других источников Согласование ТЗ для разработки документации по проекту ГЧП Экспертиза заявки в Инвестиционный Фонд (огр.) Курсив - с возможным финансовым участием Внешэкономбанка
14 13 Программа Внешэкономбанка по развитию общественной инфраструктуры Однотипные инвестиционные проекты, объединенные в один портфель по следующим признакам: - Одинаковый предмет инвестиционной деятельности для всех проектов - Реализация проектов на условиях ГЧП - Типовая контрактная, нормативная и обосновывающая база проекта, разработанная в рамках требований Внешэкономбанка - Один инициатор программы и организатор использования займа (ФОИВ, ОГМУ) - Участие ФОИВ (ОГМУ)- инициатора программы в обосновании состава программы и ее размера, в управлении отбором заявок на участие в программе и в управлении рисками реализации программы - Инициаторы проектов для реализации в рамках программы- ОГМУ - Участие ОГМУ-инициаторов проектов в обеспечении рисков проектов - Один частный инвестор- оператор программы, отбираемый в рамках конкурентной процедуры, общей для всех проектов - Одно соглашение о со-финансировании программы, заключаемое с оператором программы
15 14 Процесс формирования программы Внешэкономбанка по развитию общественной инфраструктуры Планирование программы Формирование программы Организация программы Реализация программы Обращение ОГМУ в Банк с ТЭО программы Соглашение с ОГМУ- инициатором программы и организатором использования займа Определение лимита финансирования, задач по привлечению Разработка ЦГЧП контрактной, конкурсной и технико- экономической документации по программе Подготовка и подача заявок на участие в программе Формирование общего портфеля заявок (межрегионального, межмуниципального) Привлечение инвестором проектного финансирования Контроль исполнения обязательств сторон Проведение ОГМУ- инициатором и организатором программы конкурса Выбор инвестора- исполнителя программы Подписание договоров между заявителями и инвестором- исполнителем Компенсация затрат ЦГЧП на разработку и организацию программы
16 15 Поддержка организации проекта ГЧП Стратегическое планирование и принятие решения Организация предпроектной фазы «под ключ»: Разработка ТЗ и заключение взаимоувязанных договоров на оказание услуг консультантами Юридический (обследование юридического статуса, разработка контрактной и конкурсной документации, подготовка проектов локальных нормативных актов) Финансово-экономический (обследование финансового состояния, экспертиза платежеспособного спроса, обоснование долгосрочного экономического регулирования) Технический (обследование, формирование целевых показателей эффективности и качества, состава инвестиционной программы) Привлечение квалифицированных участников конкурса Поддержка общественной экспертизы Реализация предпроекного этапа Участие в реализации проектного этапа Поддержка переговоров ОГМУ с победителем конкурса Разработка соглашений ОГМУ с финансистами победителя конкурса Привлечение проектного финансирования по заявке победителя конкурса компенсация затрат оплата услуг
17 16 Стратегическое планирование использования ГЧП. Экспертиза проекта ГЧП Стратегическое планирование и принятие решения Реализация предпроекного этапа Участие в реализации проектного этапа Экспертиза организованного проекта ГЧП с точки зрения возможности привлечения проектного финансирования Внешэкономбанка и других источников Экспертиза заявок проектов в Инвестиционный Фонд РФ оплата услуг Экспертиза подготовленной документации для проведения конкурса на проект ГЧП Участие эксперта ЦГЧП в составе конкурсной комиссии оплата услуг Участие в работе уполномоченного ОГМУ по определению механизмов ГЧП для реализации проектов в составе стратегии развития компенсация затрат
18 17 ЦЕНТР ГЧП Создание объектов инфраструктуры, соответствующих актуальному спросу, современным стандартам качества, установленным срокам строительства Результаты создания общественной инфраструктуры при реализации проектов Внешэкономбанком ОГМУ Инвестор Разработка прозрачной технологии привлечения частного бизнеса к взаимодействию с ОГМУ для решения инфраструктурных проблем Возможность долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов Примерные решения для ОГМУ по вопросам организации проектов, развития местного законодательства и переподготовки кадров ПРОЕКТ Создание квалифицированного спроса для частных инвесторов 17
19 18 Создание Центра ГЧП ОГМУ Участие в разработке Положения - Формирование портфеля проектов развития на условиях ГЧП по результатам стратегического планирования отраслевого, территориального или городского развития - Полномочия и обязанность по организации намеченных проектов ГЧП в соответствии с графиком - Право координировать деятельность других министерств и ведомств по решению задач, связанных с принятием и исполнением обязательств ОГМУ в рамках контракта ГЧП - Право разрабатывать и вносить для утверждения нормативные акты ОГМУ по обеспечению исполнения обязательств ОГМУ в рамках контракта ГЧП - Обязанность от имени ОГМУ контролировать исполнение обязательств частного партнера в рамках контракта ГЧП Участие в организации деятельности - Коллегиальный принцип принятия решений - Участие заинтересованных представителей институтов развития и экспертов в коллегии - Бюджет для ведения деятельности по организации проектов ГЧП - Право вносить предложения по бюджету для исполнения обязательств ОГМУ по контракту ГЧП Совместная разработка и/или передача методологических документов и примерных нормативных актов бесплатно
20 19 Виды деятельности Центра – функции Информирование Нормативно-правовое и методологическое обеспечение Образование Организация информационного взаимодействия клиентов и участников проектов ГЧП на базе Центра Информационная поддержка создания и развития рынка проектов ГЧП Совместные программы Банка и ведущих ВУЗов Учебные проекты Банка Участие в разработке законопроектов по тематике ГЧП Создание методических материалов Организация информационного взаимодействия профессиональных участников рынка проектов ГЧП
21 20 Функции Центра по развитию рынка проектов ГЧП Информационная функция Сайт, аналитические отчеты, ежегодная конференция Сбор, обобщение и распространение опыта реализации проектов ГЧП Сбор и распространение информации об ожидаемых тендерах на реализацию проектов ГЧП Образовательная функция Формирование требований к учебным программам по переподготовке кадров ОГМУ Разработка базовой программы переподготовки кадров ОГМУ с участием опорных образовательных учреждений Поддержка загрузки курсов переподготовки Регулярное обновление программы с использованием опыта Банка Совместный франчайзинг образовательных программ региональным образовательным учреждениям Нормативная функция Участие в процессе развития законодательства в связи с ГЧП
22 Механизм взаимодействия со специализированными участниками рынка проектов ГЧП Организация ознакомительных мероприятий по проблематике Центра со специализированными участниками Взаимодействие со специализированными участниками в рамках регулярных совещаний по вопросам развития рынка проектов ГЧП, участия Центра в работе экспертных, общественных советов по ГЧП, рабочих групп, слушаний по тематике ГЧП в ФС РФ, проведении (участии) Центром публичных мероприятий. Поддержка потенциальных клиентов (ОГМУ) специализированных участников рынка проектов ГЧП по подготовке проектов ГЧП Аутсорсинг Определение требований к специализированным участникам рынка как к квалифицированным исполнителям для Центра (в рамках общего совещания ведущих участников рынка) Организация и проведение тендера на оказание услуг Заключение договора с победителем и работа над проектом Обмен опытом и координация позиций Информирование участников рынка о новациях в организации проекта ГЧП, которые могут быть использованы в других проектах, накопление опыта, учет при стандартизации проектов Регулярное обсуждение специализированных проблем развития рынка проектов ГЧП для координации публичной позиции, которую мог бы выражать Центр
23 22 ЭФФЕКТ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ВНЕШЭКОНОМБАНКА Создание рынка проектов ГЧП Создание рынка национальных компаний-операторов Создание рынков экспертизы и консалтинга «… участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства» «…обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности..» ст. 3 Федерального закона от года 82-ФЗ «О банке развития» !
24 23 Как с нами работать При проведенных работах в рамках предпроектного этапа Обращение к Председателю Банка (предпочтительно, глава исполнительной власти города или субъекта Федерации) Документация проекта ГЧП Контракт ГЧП Бизнес-план проекта Правоустанавливающие документы (земля, строительство, имущество, ТЭО, ПСД, проч.) Нормативные и распорядительные акты публичных органов власти по принятию и организации исполнения обязательств публичного партнера Заключение консультантов, приемлемых для Банка При отсутствии проведенных работ в рамках предпроектного этапа Связаться с Центром
25 24 КОНТАКТЫ Спасибо за внимание Центр ГЧП Внешэкономбанка проспект Академика Сахарова, 9 Москва, Россия тел.: +7 (495) факс: +7 (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.