Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwikikurgan.orbitel.ru
1 МКОУ «Шутинская основная общеобразовательная школа» «Система мер длины в истории математики» Выполнил: ученик 8 класса Чистяков Вит а лий
2 Основная цель проекта: Практическое применение русской системы мер длины на современном этапе и установление экспериментальным путём соотношения старинных и современных мер. Задачи: 1. Познакомиться со старинными русскими мерами длины в различных источниках и определить основные этапы их становления. 2. Выяснить соотношение старинных и современных мер измерения. 3. Показать практическое применение мер длины в задачах. 4. Проследить за отражением старинных мер длины в русском фольклоре и художественных произведениях. 5. Создать сборник математических задач с использованием старинных русских мер длины. 6. Презентовать результаты проекта обучающимся школы
4 В ходе выполнения проекта мы должны ответить на вопрос: Нужно ли нам знание старинных русских мер длины?
5 Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр? С помощью данного проекта можно выяснить: Как появились меры длины? Как измеряли на Руси? Где в настоящее время можно услышать упоминание о русских старинных мерах? Пользуются ли в настоящее время старинными русскими мерами длины? Где и для чего? Как прошлое влияет на нашу жизнь? Есть ли необходимость в знании старинных русских мер? С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояний использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. В ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.
6 С незапамятных времён человеку приходилось измерять расстояния в связи с изготовлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и добыванием пищи. Подобно тому, как при счёте человек пользовался вначале пальцами рук и ног, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. Вот почему в прошлом мерами длины служили (да и иногда теперь ещё служат) шаг, ладонь – ширина кисти руки, локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца и т.п. Названия мер у разных народов свидетельствуют об их происхождении от различных частей человеческого тела. Например, слово «дюйм» (английская, а также старинная русская мера длины 2,5 см) означает на голландском языке «большой палец». Слово «фут» (старинная мера длины 30,5 см) означает на английском языке «нога». Эта мера длины возникла как средняя длина ступни человека. Отсюда и известный афоризм: «Человек – мера всех вещей». Из истории
7 Для измерения более мелких расстояний почти у всех народов использовалась такая мера, как шаг. Шаг – расстояние между носками или пятками шагающего человека. Средняя длина человеческого шага 71 см. Шаг – одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте и Персии. В России в шагах определяли длину сторон земельных участков. Шаг, как мера длины, используется в настоящее время. Из истории
8 В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено, что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии –192м 27 см. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам. Из истории
9 Строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть правящего фараона. Арабы в древности мерой длины считали волос из ослиной морды. Англичане до сих пор пользуются королевским футом, равным длине ступни короля. Таким образом, мы видим, что люди, чтобы измерить длину, пользовались возможностями своего тела. Длину измеряли пядями, ступнями или локтями. Единицы измерения в древние времена
10 1 миля = 7 вёрст 7,469 км, 1 верста = 500 саженей 1, 0668 км, 1 сажень = 3 аршина = 7 футов 2, 1336 м, 1 аршин = 16 вершков 0, 7112 м, 1 фут = 12 дюймов 30,48 см, 1 дюйм = 10 линий 2,54 см, 1 линия = 10 точек 2,54 мм Русские меры длины были уточнены в XVIII в. указом Петра I:
11 Единицы измерения в Древней Руси 1. Наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин.
12 Старинные меры длины в пословицах Сидит, ходит, словно аршин проглотил. Каждый купец на свой аршин меряет. На три аршина в землю видит. Близок локоть да не укусишь. Близок локоток, да ум короток. Семь вёрст до небес, и все лесом. Для молодца семь верст не околица. За семь верст комара искали, а комар на носу. От мысли до мысли пять тысяч верст. Охотник за семь верст ходит киселя хлебать. Тянись верстой, да не будь простой. Москва верстой далека, а сердцу рядом.
13 Выводы:. было интересно узнать, какие существовали старинные меры длины, какие они претерпевали изменения, как можно перевести старинные меры длины в современные и наоборот, используются ли старинные меры длины в настоящее время; то, что узнал я, мне было интересно рассказать другим; очень интересно решать задачи с использованием старинных мер длины; был создан небольшой сборник математических задач с использованием старинных русских мер длины. Этим сборником могут пользоваться как обучающиеся, так и учителя математики, истории, изобразительного искусства и просто любознательные люди; старинные русские меры уже используются очень редко, но все же применяются в нашей современной жизни. Старинные меры длины можно встретить в сказках, стихах и других произведениях писателей. Порой мы даже не задумываемся над тем, что они означают, и что хочет сказать автор, используя эти меры. А это так важно.
14 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.