Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.mplmurmansk.ru
1 Память и её виды
2 Цель урока Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти Задачи: Задачи: познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминания познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминания установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти
3 Нередко многие из вас, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Нередко многие из вас, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника). Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника).
4 Экспресс-диагностика. Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту?
6 Вывод Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью, механизмами и средствами улучшения памяти. Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью, механизмами и средствами улучшения памяти.
7 Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время Задание. Выпишите определение термина «память», используя текст на стр.126. (3 минуты) (3 минуты)
8 Основные процессы памяти процессы запоминаниесохранениевоспроизведение
9 Запоминание Закрепление образов и представлений, которые возникали в прошлом Закрепление образов и представлений, которые возникали в прошлом Протекает в 2х формах: Непроизвольное Непроизвольное произвольное произвольное
10 Запоминание Механическое запоминание - целенаправленное заучивание Смысловое запоминание - осуществляется на понимании смысла и логических связей
11 Сохранение Удержание в памяти образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Удержание в памяти образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
12 Забывание Угасание, выпадение из памяти образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов Угасание, выпадение из памяти образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов
13 Воспроизведение Это процесс оживления образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов и явлений (без повторного восприятия) Это процесс оживления образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов и явлений (без повторного восприятия) Формы: Формы: Узнавание Узнавание Припоминание Припоминание
14 Виды памяти Задание: заполнить таблицу (стр ) По содержанию психической активности По степени волевой регуляции По продолжительности сохранения материала Оперативная 5. Генетическая
15 Виды памяти По содержанию психической активности По степени волевой регуляции По продолжительности сохранения материала 1. Двигательная 2. Образная Зрительная Зрительная Слуховая Слуховая Осязательная Осязательная Обонятельная Обонятельная Вкусовая Вкусовая 3. Эмоциональная 4. Словесно- логическая 1. Непроизвольная 2. Произвольная 1. Мгновенная 2. Кратковременная 3. Долговременная 4. Оперативная 5. Генетическая
16 Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения Речевой 15% Зрительный 25% Оба одновременно 65%
17 Импринтинг «Запечатленные» гусята следуют за «мамой» К. Лоренцем
18 РЕКОРДЫ ПАМЯТИ Александр Македонский Юлий Цезарь Наполеон Академик А.Ф. Иоффе Академик С.А. Чаплыгин
19 Чтобы сохранить гибкость памяти, следуй заповедям Давай больше кислорода крови! Давай больше кислорода крови! Хорошо высыпайся! Хорошо высыпайся! Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств! Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств! Никогда не употребляй наркотики! Никогда не употребляй наркотики! Веди здоровый образ жизни! Веди здоровый образ жизни!
20 Питание мозга должно быть рациональным!!! фосфор кальций магний глютамин витамины аминокислоты
21 «Мнемотехника» Вспомни порядок следования цветов в спектре. Вспомни порядок следования цветов в спектре. Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
22 «Мнемотехника» Запомни величину «пи» ( 3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Легко запомни формулу воды. «Сапоги мои того, пропускают Н2О». «Сапоги мои того, пропускают Н2О».
23 Трудно запомнить 7 чудес света? Вот Хеопса пирамида, Вот сады Семирамиды. Потерять боюсь из вида Гида в храме Артемиды. И ещё четыре чуда И ещё четыре чуда Долго-долго помнить буду: Виден издали Маяк, Зевс в пустыне восседает, Зевс в пустыне восседает, Колосс землю освещает По пути в Галикарнас. 1.Большие египетские пирамиды в Гизе, пирамида Хеопса 2. Хам Артемиды в Эфесе 3. Мавзолей в Галикарнасе 4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне 5. Статуя Зевса в Олимпе 6. Колосс Родосский 7. Маяк в Александрии Тогда придумайте логические связи! логические связи!
24 Порой самая нелепая ассоциация помогает прочному запоминанию Ассоциация – это «крючок, на который подвешен факт» Корова подошла к часам, чтобы посмотреть, успеет ли она закончить садовые работы, унести книги в лесную библиотеку, потом попить чайку, подкрасить свои красивые глаза и идти на сердечное свидание с медвежонком…
25 Структурирование Структурирование Схематизация Схематизация Составление плана ответа Составление плана ответа
26 Не учи до умопомрачения на ночь !!!
27 Правила запоминания 1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом 1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом 2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете. 2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете. 3. Старайтесь понять материал. 3. Старайтесь понять материал. 4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. 4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. 5. Повторение, но осмысленное. 5. Повторение, но осмысленное. 6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц. 6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.
28 Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти» Цель: определить объём кратковременной памяти. Цель: определить объём кратковременной памяти. В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке Слова: Слова: Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт. Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.
29 Оценка полученных результатов Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл. Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл. 6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. 6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. 7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться. 7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться. 13 – 17 баллов – объём памяти хороший 13 – 17 баллов – объём памяти хороший 18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей 18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей Свыше 22 баллов – ваша память феноменальна Свыше 22 баллов – ваша память феноменальна
30 Старайся не переутомляться Старайся не переутомляться Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке
31 Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином Меньше ешь солёного Меньше ешь солёного
32 Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная
33 Старайся не получать травм головы Для этого не участвуй в драках!
34 ТЫ МОЖЕШЬ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ!!! ЭТОТ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС!!!
35 Закрепление. Фронтальная беседа: Фронтальная беседа: 2. Какие существуют виды памяти? 2. Какие существуют виды памяти? 3. Какие основные правила для запоминания? 3. Какие основные правила для запоминания? 4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим? 4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим? 5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению? 5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению?
36 Решение биологических задач 1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан? 1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан? 2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему? 2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему? 3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе? 3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе?
37 Вывод Резервы памяти безграничны Тот, кто встанет на путь бесконечного внутреннего совершенствования, добьётся всех желаемых результатов Комбинируя возможности «чистой» памяти и мнемотехники, бесспорно, можно сделать память надёжнее
38 Домашнее задание.
39 Итоговая диагностика
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.