Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.opec.ru
1 КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ» С.В. Иванец Директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке 12 декабря 2008 года "Основные подходы к созданию сети национальных исследовательских университетов"
2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Важнейшие отличительные признаки (НИУ):
3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 3 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МИССИЯ НИУ содействие динамичному развитию научно- технологического комплекса страны; обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными: по численности; по направлениям подготовки; по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.
4 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 4 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НИУ на конкурсной основе; в рамках специально разрабатываемой и утверждаемой среднесрочной программы развития; только в первые 5 лет реализации программы развития; не менее 20% софинансирования мероприятий программы развития из внебюджетных средств.
5 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 5 Программа развития НИУ должна содержать условия осуществления и показатели для оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса; формы и механизмы, а также конкретные меры: по интеграции образовательной и научно- исследовательской деятельности; по модернизации и совершенствованию материально- технической базы и социально-культурной инфраструктуры; по переподготовке кадров; по интеграции в международное научно-образовательное пространство.
6 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 6 Предлагаемая структура программы развития НИУ: характеристика проблемы, на решение которой направлена программа; основные цели и задачи программы; современное состояние вуза; основные мероприятия программы, направленные на решение поставленных задач; перечень целевых индикаторов и показателей, установленные значения которых должны быть достигнуты вузом к концу реализации программы и ее этапов; финансово-экономическое обоснование; механизм управления реализацией программы; оценка социально-экономического эффекта, достигаемого в случае успешной реализации программы.
7 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 7 Показатели оценки современного состояния вуза (открыты для обсуждения) 1. Состояние кадрового потенциала Возрастной состав (срезы по возрастным группам) научно- педагогического и инженерно-технического персонала Квалификационный состав научно-педагогического персонала Наличие приглашенных ученых (преподавателей) Участие представителей бизнеса, академической и отраслевой науки в научной и образовательной деятельности, управлении вузом в качестве совместителей Наличие специальных программ поддержки молодых ученых и преподавателей, наличие системы иных стимулов закрепления кадров Доля студентов и аспирантов, принимающих участие в выполнении НИОКР на платной основе.
8 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 8 2. Инфраструктура образовательного процесса и научных исследований Средний возраст оборудования, используемого в образовательном процессе и при выполнении научных исследований Наличие и эффективность работы центров коллективного пользования оборудованием (публикации в высокоцитируемой периодике, предоставление услуг сторонним организациям, участие в обеспечении образовательного процесса) Наличие и достаточность аудиторного и жилого фонда (общежитий), в том числе – для временного проживания приглашенных преподавателей и исследователей Доступ и использование мировых информационных образовательных и научных ресурсов Наличие и интенсивность использования собственной электронной библиотеки с образовательным и научным контентом Наличие автоматизированной системы управления университетом.
9 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 9 3. Показатели эффективности научно-инновационной деятельности Показатели бюджетного и внебюджетного финансирования научно-инновационной деятельности Доля профессорско-преподавательского состава университета, принимающего участие в исследованиях и разработках Показатели публикационной активности и цитируемости (измеряется по источникам, индексируемым международными и национальными службами) Наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности Наличие и показатели деятельности инновационной инфраструктуры, в том числе – реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности Количество лабораторий, созданных научными организациями.
10 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ Показатели эффективности образовательной деятельности Наличие сертифицированной системы управления качеством образования Доля внебюджетного финансирования образовательной деятельности по основным направлениям подготовки специалистов НИУ, в том числе по договорам с организациями высокотехнологичных секторов российской экономики Наличие новых образовательных технологий (индивидуальные учебные планы, курсы по выбору, электронные образовательные ресурсы, дистанционное образование и т.д.) Открытие новых образовательных направлений в интересах высокотехнологичных секторов российской экономики Количество кафедр, созданных на базе научных организаций.
11 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ Показатели эффективности системы подготовки кадров Показатели эффективности работы аспирантуры и докторантуры Отзывы работодателей об образовательном уровне и компетенциях выпускников Спрос на переподготовку и повышение квалификации кадров в интересах сфер науки, образования и высоких технологий Наличие и эффективность системы поиска потенциальных абитуриентов Наличие системы стажировок молодых ученых и преподавателей в ведущих российских и международных научно- образовательных центрах.
12 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ Показатели международного и национального признания Международные и национальные премии и награды Гранты зарубежных фондов Участие в международных научных и образовательных программах Доля иностранных студентов в общем контингенте обучающихся Участие сотрудников университета в международных конференциях в качестве приглашенных докладчиков. Показатели целесообразно представлять в динамике за последние года
13 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 13 Индикаторы оценки эффективности реализации программы развития вуза 1. Индикаторы успешности образовательной деятельности Доля студентов, окончивших бакалавриат в других вузах, в общей численности магистратуры и аспирантуры Доля выпускников университета, закрепленных в сферах науки, образования и высоких технологий в течении не менее чем 3 лет по окончании обучения Доля магистров и аспирантов в общей численности обучаемых Количество принятых на стажировку аспирантов, молодых ученых и преподавателей в расчете на одного научно- педагогического работника Количество преподавателей других вузов, прошедших переподготовку и повышение квалификации.
14 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ Индикаторы результативности научно-инновационной деятельности Доля доходов от НИОКР из всех источников в общих доходах университета Уровень публикационной активности и цитируемости (измеряется по источникам, индексируемым международными и национальными службами) Отношение доходов от реализованной университетом и организациями его инновационного пояса научно-технической продукции, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, к затратам федерального бюджета на выполнение университетом НИОКР Доля завершенных прикладных научно-исследовательских работ, перешедших в стадию опытно-конструкторских разработок.
15 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ Индикаторы развития кадрового потенциала Доля научно-педагогических и инженерно-технических работников возрастных категорий лет и лет Доля научно-педагогических работников с ученой степенью Доля аспирантов и научно-педагогических работников, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по профилю научно-образовательного центра.
16 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ Индикаторы роста международного и национального признания Место в национальном рейтинге (возможно – среди вузов определенного профиля) Перспективы попадания в международные рейтинги университетов Минимальная доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) Минимальная доля обучающихся из стран СНГ Объем финансирования проектов в рамках международных научных программ.
17 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ Индикаторы финансовой устойчивости Доходы университета из всех источников (бюджет, внебюджет, международная деятельность) на одного научно-педагогического работника Доля внебюджетного финансирования в доходах университета от научной, образовательной и консультационной деятельности Объем целевых фондов университетов Отношение доходов 10% самых высокооплачиваемых сотрудников к доходам 10% самых низкооплачиваемых сотрудников Соотношение среднего уровня доходов научно-педагогических работников университета и среднего уровня заработной платы в регионе.
18 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 18 Основное направление расходования средств в рамках программы развития - инфраструктурное приобретение оборудования и технологий; строительно-монтажные работы, необходимые для ввода в эксплуатацию закупленного оборудования; переподготовка персонала; грантовые программы для молодых ученых и преподавателей; разработка образовательных программ и т.п. Финансирование мероприятий текущего содержания - из других источников
19 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 19 Основные ожидаемые результаты от реализации программ развития НИУ повышение уровня международного признания российской науки и образования; повышение доли внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки; создание дополнительных предпосылок для развития экономики (в т.ч. региона размещения НИУ); изменение негативных трендов в основных показателях эффективности государственного сектора науки и образования; повышение степени коммерциализации в сфере исследований и разработок; достижение адекватного кадрового обеспечения инновационной экономики России.
20 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЕТИ НИУ 20 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.