Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.irex.ru
1 Q ВК Московский Государственный институт стали и сплавов, ООО «Консалтинговый центр «Верность качеству» телефон тел./факс , Система менеджмента качества - инструмент постоянного улучшения деятельности вуза Полховская Т.М. профессор МИСиС, заместитель заведующего кафедрой «Сертификации и аналитического контроля», начальник Управления менеджмента качества и сертификации, Генеральный директор ООО «Консалтинговый центр «Верность качеству»
2 Q ВК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО ВУЗА – УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН.
3 Q ВК Инструмент достижения этой цели – постоянное улучшение вузом всех видов и аспектов своей деятельности
4 Q ВК Побуждающие мотивы постоянного улучшения и развития деятельности вуза Конкуренция Требования и ожидания всех заинтересованных сторон Собственные требования вуза
5 Q ВК Одно из ключевых условий постоянного улучшения деятельности вуза - выявление и изучение требований и ожиданий каждой из его заинтересованных сторон для достижения и поддержания равновесия
6 Q ВК ВУЗ Организации (предприятия), студенты и их родители Школы, лицеи, колледжи Профессорско- преподавательский, управленческий и вспомогательный состав Федеральное агентство по образованию. Учредители, акционеры Органы управления регионов и городов, службы занятости, общественные организации, СМИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ ВУЗА
7 Q ВК Обеспечение равновесия между ролью, весомостью и удовлетворенностью различных категорий заинтересованных сторон – важнейшая часть стратегии вуза, жизненно необходимая для его долговременного успеха.
8 Q ВК Организационно-методическая и идеологическая основа постоянного улучшения деятельности вуза Система менеджмента качества, соответствующая принципам, требованиям и рекомендациям стандартов ИСО серии 9000
9 Q ВК Условные обозначения : Деятельность, добавляющая ценность Поток информации Потребители (ИСО 9001) и другие заинтересо- ванные стороны (ИСО 9004) Потребители (ИСО 9001) и другие заинтересо- ванные стороны (ИСО 9004) Требования ГОС Удовлетво- ренность 6 Менеджмент ресурсов 7 Процессы создания продукции ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СМК ВЫХОД ВХОД 5 Ответственность руководства 8 Измерение, анализ, улучшение 6 Менеджмент ресурсов 7 Процессы жизненного цикла продукции Квалифицированный специалист ВЫХОД ВХОД Абитуриент
10 Q ВК Эффективность внедрения и обеспечения функционирования системы менеджмента качества зависит от правильной оценки вузом всех своих процессов с точки зрения требований и ожиданий каждой из его заинтересованных сторон.
11 Q ВК Основные проблемы при создании и внедрении в вузах СМК узкое понимание термина "качество"; отсутствие четкого понимания того, что является продукцией вуза; определение потребителей и заинтересованных сторон вуза и выявление их нужд; получение поддержки руководителей вуза; формулирование Политики руководства в области качества, распределение ответственности между руководителями и делегирования ими полномочий сотрудникам; вовлечение всех сотрудников и преподавателей в работу по улучшению образовательного процесса.
12 Q ВК Виды деятельности вуза образовательная, научная, информационная, социальная, административно-хозяйственная
13 Q ВК Специфику СМК вуза определяет его основная деятельность – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, главные задачи которой: воспитание и подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках.
14 Q ВК Эффективная системы менеджмента качества создается на основе процессного подхода ПРОЦЕССЫ - любые виды деятельности вуза, которые существуют ради потребителей и призваны служить им. Продукция – результат любого процесса
15 Q ВК ОСНОВНАЯ ПРОДУКЦИЯ ВУЗА бакалавры инженеры (специалисты), магистры кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук)
16 Q ВК учебники, учебно-методические пособия, научные труды, научно-техническая продукция, отдельные виды промышленной продукции ДРУГИЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ ВУЗА:
17 Q ВК ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОСНОВНОЙ ПРОДУКЦИИ – КЛЮЧЕВОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ВУЗА, ОСНОВА ЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.
18 Q ВК 14 Защита дипломных работ и проектов 2 Приемные испытания 1 Изучение рынка образовательных услуг, выбор вуза 10 Контроль по ходу образова- тельного процесса 4СМК4СМК 4СМК4СМК 3 Зачисление на первый курс и посвящение в студенты 13 Подготовка дипломных работ и проектов 5 Обучение на первом и втором курсах (изучение базовых дисциплин) 7 Обучение на третьем и четвертом курсах (изучение общепрофес- сиональных и специальных.дисциплин) 6 Ознакомительная практика 8 Инженерная (производ- ственная) практика 9 Обучение на пятом курсе (изучение спец.дисциплин и дисциплин специализации) 12 Преддипломная практика 15 Трудоустройство и карьерный рост 4 Получение информации о расписании учебных занятий 16 Связь с вузом 11 Сдача Итогового междисциплинарного экзамена
19 Q ВК Основная задача вуза – обеспечение управляемых условий, необходимых для реализации всех процессов жизненного цикла основной продукции.
20 Q ВК Процессы, осуществляемые вузом: планирование, разработка, обеспечение, непрерывное совершенствование всех управляемых условий, необходимых для реализации жизненного цикла основной продукции.
21 Q ВК 13 Планирование условий приема и работы приемной комиссии 9 Планирование разработки учебно-методического обеспечения дисциплин 3 Разработка ГОС 5 Разработка учебного плана специальности 4СМК4СМК 4СМК4СМК 7 Планирование необходимых условий работы преподавателей 10 Планирование аудиторных и лабораторных помещений и оборудования 6 Планирование кадрового обеспечения 8 Планирование разработки программ учебных дисциплин 15 Планирование учебного расписания 11 Планирование новых поступлений и организации работы библиотек 14 Планирование работы общежитий, столовых, спортивных залов 1 Изучение рынка потребителей ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА "ПЛЮС" п.5; п.6; п.7; п.8 4 Формирование команды проекта (НМСС) 12 Планирование и организация работы служб довузовской подготовки 2 Обоснование необходимости подготовки специалистов такого профиля
22 Q ВК ДЕСЯТИЧНОЕ ПРАВИЛО СТОИМОСТИ КАЧЕСТВА Разработка ГОС и учебного плана специальности Осуществление образовательного процесса Трудоустройство и карьерный рост Затраты на устранение несоответствий 1000 $ 100 $ 10 $
23 Q ВК ПРОЦЕСС 3 (ПОТРЕБИТЕЛЬ) ПРОЦЕСС 2 (ВУЗ) Вход: абитуриент Выход: квалифици- рованный специалист ПРОЦЕСС 1 (ПОСТАВЩИК) АНАЛИЗ Инфра- структура ГОС, учебно- методи- ческое обеспечение Препода- ватели Методы и методики обучения ИЗМЕРЕНИЕ Согласовать требования к качеству Выяснить требования и ожидания потребителя и всех заинтересованных сторон Обратная связь
24 Q ВК Состав образовательного процесса и требования ИСО 9001: Проверка остаточных знаний по дисциплине 3 Проведение лабораторных работ 1 Составление плана- графика учебных занятий в соответствии с программой курса 10. Прием защит курсовых работ / проектов 4СМК4СМК 4СМК4СМК 6 Проведение семинаров 4 Проведение практических занятий 11 Прием экзаменов 2 Чтение лекционного курса ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА "ПЛЮС" п.5; п.6; п.7; п.8 12 Анализ соответствия результатов учебного процесса целям программы и требованиям ГОС 13 Улучшение учебного процесса 12 Улучшение образовательного процесса 5 Выдача домашних заданий, тем курсовых работ / проектов 9 Консультации по тематике курсовых работ / проектов 8. Контроль знаний, умений и навыков по ходу учебного процесса 7 Проверка и прием ДЗ
25 Q ВК Факторы, влияющие на качество образовательного процесса
26 Q ВК Качество образова- тельного процесса ПреподавателиИнфраструктура Учебно-методическое обеспечение Методы и методики обучения Деловые игры (работа в команде) Связь обучения с практикой Квалификация в области преподаваемой дисциплины Индивидуализация обучения Личностные качества Методические указания ГОС Учебный план Учебники Программы дисциплин Учебные пособия Оплата труда Аудиторный фонд Лабораторная база Библиотечный фонд Читальные залы Компьютерная и оргтехника Столовая Новаторство Национальные стандарты Общежитие Педагоги- ческое мастерство Современные методы контроля Полный комплект материалов для самостоятельной работы студента Научно-практическая деятельность по преподаваемой дисциплине Спортивный комплекс Связь с предыдущими дисциплинами Консультации
27 Q ВК Каждому преподавателю надо четко определить свой учебный процесс
28 Q ВК Ограничения: расписание занятий, программа дисциплины, установленное количество контрольных мероприятий, домашних заданий (по графику). Управляющие воздействия : решения преподавателя, распоряжения зав. кафедрой и декана, приказы ректора Критерии оценки результативности процесса: обеспеченность учебно-методическими материалами; соблюдение графика контроля успеваемости студента; объективность оценки приобретенных знаний, умений и навыков; посещаемость занятий; скорость освоения дисциплины Методы и средства мониторинга процесса: проверка и оценка ДЗ и лабораторных работ; оценка работы студентов на семинарах и практических занятиях и коллоквиумах; проведение контрольных мероприятий Поставщики процесса : Преподаватели предыдущих дисциплин Вход в процесс: Студенты, со знаниями, приобретенными при изучении предыдущих дисциплин учебного плана Выходы из процесса : Студенты с приобретенными знаниями, умениями и навыками по данной дисциплине УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Потребители процесса : студенты, преподаватели следующих дисциплин, руководство кафедры, деканат Ресурсы: компетентность (квалификация) преподавателей и сотрудников кафедры, аудитории и лаборатории; вспомогательные службы; ТСО и оборудование; производственная среда; ; учебно-методическое обеспечение процесса (лекционный материал, домашние задания, задания для практических занятий и семинаров, журнал посещаемости, контрольные задания, экзаменационные билеты); информация (библиотека, интернет). Наименование процесса : учебный процесс по дисциплине ___________ Код процесса: Владелец процесса: преподаватель Цель процесса : дать знания, привить практические умения и навыки по конкретной дисциплине Место выполнения процесса : аудитории и лаборатории вуза.
29 Q ВК Для построения эффективной СМК необходимо установить между участниками образовательного процесса и процессов его поддержки отношения «поставщик» - «потребитель»
30 Q ВК Взаимоотношения «поставщик - потребитель» в процессах Процесс поставщика Рассматриваемый процесс Процесс потребителя КС ПКВх ПКВых КП ПКП КП – канал продукции ПКВх – показатель качества на входе КС – канал связи ПКВых – показатель качества на выходе ПКП – показатель качества процесса
31 Q ВК Любой процесс - это цикл, включающий следующие стадии: 1 - постановка цели, 2 - планирование и разработка: последовательности выполнения; всех необходимых ресурсов; показателей качества и критериев их оценки; средств мониторинга и анализа соответствия показателей; 3 - осуществление; 4 - мониторинг и анализ по ходу процесса; 5 - анализ результатов, 6 - оценка степени достижения результатом процесса поставленной цели; 7 - планирование и разработка мероприятий по улучшению.
32 Q ВК А Р Внедряй Планируй С D ПроверяйДелай Цель – удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон
33 Q ВК Назначение процесса - создание ценности ПРОЦЕСС (Создание ценности) вход выход Восприятие ценности потребителем Соотношение результата и цели процесса Удовлетворенность потребителя
34 Q ВК Судить о созданной ценности должен потребитель процесса. Удовлетворенность потребителя зависит от воспринимаемой им ценности.
35 Q ВК Точки зрения вуза и потребителя на ценность, добавленную процессом
36 Q ВК Процесс вуза Процесс потребителя Точка зрения вуза Точка зрения потребителя ViVi VsVs V VcVc VeVe ЦенностьЦенность С точки зрения вуза: Vi - потери ценности из-за неэффективности процесса; Vs- ценность поставки. С точки зрения потребителя: Vc - ценность в восприятии потребителя; ΔV - разница между ценностью поставки и ценностью в восприятии потребителя; Ve- ценность, которую потребитель ожидал, но не получил от вуза. Суммарные затраты процесса - Vs + Vi. Суммарные затраты, не увеличивающие ценность продукции, - Vi + ΔV. Ve - затраты потребителя на процесс создания дополнительной ценности.
37 Q ВК Вуз, как и любое предприятие экономики и промышленности, представляет собой, систему – совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих, динамичных процессов. Организационная структура вуза предназначена для обеспечения реализации процессов жизненного цикла продукции, процессов их поддержки и управления.
38 Q ВК Процессы управления РУКОВОДЯЩИЙ (Ученый совет) ОПЕРАТИВНЫЙ (Преподавател и и сотрудники ) ТАКТИЧЕСКИЙ (Кафедры) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ( Ректорат) Внутриуровневые процессы Уровни управления
39 Q ВК P D C A P D C A ВНЕШНИЙПОТРЕБИТЕЛЬВНЕШНИЙПОТРЕБИТЕЛЬ ВНЕШНИЙПОТРЕБИТЕЛЬВНЕШНИЙПОТРЕБИТЕЛЬ Вход Г ПРОЦЕСС A ПРОЦЕСС Б P D C A P D C A P D C A P D C A ПРОЦЕСС В P D C A P D C A P D C A P D C A P D C A P D C A ПРОЦЕСС Г ПРОЦЕСС Д Вход A Вход Б Вход В Вход Д Выход A Выход Б Выход В Выход Г Выход Д
40 Q ВК Задача руководства вуза – обеспечить четкие взаимодействия всех процессов, в ходе выполнения которых рождается новое качество «полупродукта», не присущее ни одному из них в отдельности.
41 Q ВК Для обеспечения четкого взаимодействия всех процессов необходимо провести процедуру глубокого делегирования полномочий (от ректора до лаборанта), руководствуясь правилом равностороннего треугольника
42 Q ВК Правило равностороннего треугольника Требование правильности треугольника 0-П-В должно быть отражено в документах, описывающих систему менеджмента качества.
43 Q ВК Выполнение процедуры глубокого делегирования полномочий позволит: определить владельца каждого процесса и каждой операции; приблизить человека, принимающего решения к месту возникновения проблем; обеспечить руководителям возможность работать над улучшением процессов и системы в целом.
44 Q ВК Документы вуза, в которых устанавливаются ответственность, полномочия и взаимодействия Положения о подразделениях, Должностные инструкции руководящего состава, Индивидуальные планы преподавателей, Описания процессов.
45 Q ВК Самая главная роль в улучшении всех видов и аспектов деятельности принадлежит персоналу вуза
46 Q ВК Ключевая фигура образовательного процесса – преподаватель! Качество квалифицированных специалистов напрямую зависит от компетентности и педагогического мастерства преподавателей.
47 Q ВК Преподаватель должен стать наставником и консультантом, и основные его задачи сегодня: мотивация студентов к самостоятельной работе; обеспечение студентам возможности самостоятельно и быстро освоить дисциплину.
48 Q ВК Создание СМК начинается с ректора! Ректору надо принять СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ о создании и внедрении СМК !
49 Q ВК Цель руководства вуза Создать эффективную СМК, позволяющую сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного преподавателя и сотрудника.
50 Q ВК ДЕВИЗ РЕКТОРА Я говорю «СМК» - подразумеваю «ВУЗ», я говорю «ВУЗ» - подразумеваю «СМК»!
51 Q ВК Руководству и персоналу вуза надо понять, что они создают СМК с целью: улучшения всех аспектов деятельности и повышения конкурентоспособности своего вуза на отечественном и международном рынках, а не для проверяющих !
52 Q ВК
53 Q «Вы можете не изменяться Выживание не является обязанностью». Эдвардс Деминг 1900 – 1993
54 Q ВК Благодарю за внимание! Полховская Татьяна Михайловна телефон тел./факс ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.