Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.omsu.ru
1 Структура ООП бакалавриата и магистратуры семинар УМС ОмГУ Т.Ю. Стукен
2 Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
3 Особенности ФГОС Цели воспитания и обучения Участие работодателей Ориентация на результат Компетентностный подход Сравнимость результатов (ЗЕ) Повышение гибкости ООП Активность студента
4 Структура ООП Элементы ООП БакалавриатМагистратура Учебные циклы 1.Гуманитарный, социальный и экономический; 2.Математический и естественнонаучный*; 3.Профессиональный 1.Общенаучный; 2.Профессиональный Разделы1.Физическая культура; 2.Учебная и производственная практики и (или) научно- исследовательская работа; 3.Итоговая государственная аттестация. 1.Практики и научно- исследовательская работа; 2.Итоговая государственная аттестация. *естественнонаучный, информационно-правовой, математический и информационно- технологический, математический, естественнонаучный и программно-информационный, общепрофессиональный, информационно-коммуникационный, этнокультурный, этнохудожественный и этнопедагогический и др.
5 Основная образовательная программа Базовая частьВариативная часть Обязательные дисциплины Дисциплины по выбору Не менее одной трети вариативной части – для бакалавриата; Не менее 30% вариативной части - для магистратуры
6 Расширение самостоятельности вуза в вопросах формирования ООП Типовые учебные планы СССР (1988 г.) Первое поколение ГОС ВПО ( гг.) Второе поколение ГОС ВПО (2000 г.) ФГОС ( ) ~ 12 % (от объема ООП) %20-40 % С-Б-М: %
7 Важно! БакалавриатМагистратура 7.1. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Раздел III ФГОС. Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки В рамках одного направления (и профиля) подготовки вуз может разрабатывать несколько учебных планов В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать несколько магистерских программ Примерные ООП носят рекомендательный характер, вуз формирует свой перечень дисциплин учебного плана с учетом требований ФГОС. Информация о примерных программах размещена на сайте (далее- «Программы профобразования» и «Координационный план разработки примерных образовательных программ»).
8 Важно! БакалавриатМагистратура Наименования дисциплин, указанных в п. 6.3 ФГОС, не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ. Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины совпадает с наименованием направления подготовки, она может быть представлена в виде нескольких дисциплин. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС (таблица 2). Дисциплины базовой и вариативной частей не могут иметь одинаковых названий. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (математика 1, математика 2).
9 Важно! БакалавриатМагистратура При формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки вуз вправе использовать вариативную часть как профессионального, так и иных циклов, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов. Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения и планируются сверх трудоемкости ООП по ФГОС Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения 7.6. Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
10 Важно! БакалавриатМагистратура Раздел "Физическая культура" трудоемкостью 2 ЗЕ реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
11 Цели вариативной части (п ФГОС) БакалавриатМагистратура Дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), Дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), Позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
12 Ограничения на трудоемкость освоения ООП (раздел III ФГОС) Трудоемкость основной образовательной программы установлена в зачетных единицах. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Разъяснения Минобрнауки РФ: При разработке ООП вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов. Трудоемкость учебного года ООП по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется в соответствии с ФГОС и установленных вузом сроков обучения. Например, при сроке освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.
13 Ограничения на трудоемкость ООП Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться целым числом зачетных единиц Бакалавриат. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц за исключением дисциплин по выбору обучающихся. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
14 Ограничения на учебную нагрузку студента 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Важно! 1. Максимальная трудоемкость работы студента в неделю – 54 часа или 1,5 ЗЕ. Исходя из этого в учебном плане рассчитывается количество недель на практики, ИГА. 2. Продолжительность академического часа – мин. 3. В трудоемкость работы студента по дисциплине входят все виды аудиторной и самостоятельной работы, включая текущий контроль, промежуточную аттестацию, курсовые работы, проекты и пр. 4. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение (п ФГОС)
15 Ограничения на объем аудиторной работы 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет ХХ академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре В случае реализации ООП в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. 71.
16 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Форма обучения Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки студента (п. 40) Очная устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования Очно- заочная не может составлять более 16 академических часов в неделю Заочная не может составлять более 200 академических часов в год
17 Ограничения по отдельным видам аудиторных занятий (п ФГОС) ОграничениеБакалавриатМагистратура Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах Не менее 20-30% аудиторных занятий Не менее 20-50% аудиторных занятий Занятия лекционного типа Не более (90!)% аудиторных занятий Не более 30-50% аудиторных занятий СеминарОдна из основных активных форм обучения. Продолжается на регулярной основе не менее двух семестров.
18 Сравнение ГОС и ФГОС. Пример 1 ГОС. Финансы и кредит (65)ЧасыФГОС. Экономика (62)Часы Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (без физической культуры) 1392Гуманитарный и социально- экономический Общие математические и естественнонаучные дисциплины 1400Математический Общепрофессиональные дисциплины 1800Профессиональный Специальные дисциплины2758 Физическая культура408Физическая культура400 Практики648Практики Итоговая государственная аттестация 648Итоговая государственная аттестация 432 Факультативы450Факультативыдо 360 Военная подготовка450Не предусмотрена-
19 Сравнение ГОС и ФГОС. Пример 2 ГОС. Химия (65)ЧасыФГОС. Химия (62)Часы Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины (без физической культуры) 1392Гуманитарный и социально- экономический Общие математические и естественнонаучные дисциплины 1930Математический и естественнонаучный Общепрофессиональные дисциплины 3436Профессиональный Специальные дисциплины700 Физическая культура408Физическая культура400 Практики1254Практики324 Итоговая государственная аттестация 1134Итоговая государственная аттестация 72 Факультативы450Факультативыдо 360 Военная подготовка450Не предусмотрена-
20 Сравнение ГОС и ФГОС. Пример 3 ГОС. Филология (65)Час ы ФГОС. Филология (62)Часы Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины (без физической культуры) 1392Гуманитарный и социально-экономический Общие математические и естественнонаучные дисциплины 400Общепрофессиональный Общепрофессиональные дисциплины6400Профессиональный Дисциплины специализации886 Физическая культура408Физическая культура400 Практики756Практики Итоговая государственная аттестация864Итоговая государственная аттестация 432 Факультативы450Факультативыдо 360 Военная подготовка450Не предусмотрена-
21 1. Пример проектирования ООП Экономика Максимальная трудоемкость проф. цикла, максимум вариативности Б3 ЭлементЗЕ по ФГОСЗЕ по циклам Вариат. часть всегов т.ч. по выбору Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Физическая культура2 Практики8-12 ИГА12 Общая трудоемкость240 Дисц. по выбору1/3 вариат. части
22 1. Пример проектирования ООП Экономика Максимальная трудоемкость проф. цикла, максимум вариативности Б3 ЭлементЗЕ по ФГОСЗЕ по цикламВариат. часть всегов т.ч. по выбору Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Физическая культура22 Практики8-128 ИГА12 Общая трудоемкость240 Дисц. по выбору1/3 вариат. части
23 1. Пример проектирования ООП Экономика Максимальная трудоемкость проф. цикла, максимум вариативности Б3 ЭлементЗЕ по ФГОСЗЕ по циклам Вариат. часть всегов т.ч. по выбору Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Физическая культура22 Практики8-128 ИГА12 Общая трудоемкость240 Дисц. по выбору1/3 вариат. части
24 1. Пример проектирования ООП Экономика Максимальная трудоемкость проф. цикла, максимум вариативности Б3 ЭлементЗЕ по ФГОСЗЕ по циклам Вариат. часть всегов т.ч. по выбору Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Физическая культура22- Практики ИГА12 - Общая трудоемкость240 - Дисц. по выбору1/3 вариат. части 37
25 2. Пример проектирования ООП Экономика Средний вариант ЭлементЗЕ по ФГОСЗЕ по циклам Вариат. часть всегов т.ч. по выбору Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Цикл Б в т.ч. баз Физическая культура2 2 - Практики ИГА12 - Общая трудоемкость Дисц. по выбору1/3 вариат. части
26 Пример формирования учебного плана. Исходные данные: Продолжительность учебного года – 42 недели, в том числе: Первый семестр – 18 недель (4 экзамена, 6 зачетов). Сессия – 4 недели. Второй семестр – 14 недель (3 экзамена, 6 зачетов, курсовая работа). Сессия – 3 недели Практика - 3 недели
27 Расчет учебного плана в ЗЕ Практика- 4 ЗЕ (целое число, больше 54 ч. в неделю нельзя) Сессии: 1. Каждый экзамен – часов, или в сумме 5-7 ЗЕ На 32 недели 1 и 2 семестра остается не менее 49 ЗЕ или 55,1 часа в неделю. Превышение недельной нагрузки. Увеличить продолжительность семестра, либо изменить количество часов в ЗЕ. 2. Исходя из трудоемкости недели в 54 часа: 10 ЗЕ (1,5 ЗЕ на 6 экзаменов, 1 ЗЕ – на 1 экзамен) На 32 недели 1 и 2 семестра остается 46 ЗЕ или 51,75 часа в неделю. Недельная нагрузка в пределах норматива.
28 Расчет учебного плана в ЗЕ. Вариант 1 Вид учебной работы1 семестр2 семестр Дисциплины с формой контроля «экзамен» трудоемкостью по 5 ЗЕ 3 *5 =15 Дисциплины с формой контроля «экзамен» трудоемкостью по 4 ЗЕ 1*4=43*4=12 Дисциплины с формой контроля «зачет» трудоемкостью по 2 ЗЕ 6*2=12 Курсовая работа1 (дополнительно к трудоемкости одной из дисциплин) Практика4 Итого3129 Часов в неделю в течение семестра: 36*(31-4)/18=5436*(29-3-4)/14=56,6
29 Расчет учебного плана в ЗЕ. Вариант 2 Вид учебной работы1 семестр2 семестр Дисциплины с формой контроля «экзамен» трудоемкостью по 5 ЗЕ 3 *5 =15 Дисциплины с формой контроля «экзамен» трудоемкостью по 4 ЗЕ 1*4=43*4=12 Дисциплины с формой контроля «зачет» трудоемкостью по 2 ЗЕ 6*2=12 Курсовая работа1 (дополнительно к трудоемкости одной из дисциплин) Практика4 Итого3129 Часов в неделю в течение семестра: 36*(31-1,5*4)/18=5036*(29-4-4)/14=54
30 Варианты корректировки учебных планов: Сокращение сроков сессий Укрупнение дисциплин Гибкий график отпусков преподавателей (?) Перенос зимних каникул (?)
31 Вопросы, требующие обсуждения и решения Целесообразность фиксации нормативов: распределения трудоемкости ООП по циклам; распределения вариативной части ООП по циклам; закрепления дисциплин с учетом формируемых компетенций. Определение порядка: открытия магистерских программ; согласования вариативной части ООП; формирования спецкурсов по выбору. Согласование подходов к введению государственного экзамена. Физическая культура для заочной и очно-заочной форм обучения. Поиск вариантов реализации магистерских программ Оптимизация учебных планов и графика учебного процесса, в т.ч. продолжительности заключительного семестра.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.