Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемii.tsu.ru
1 Компетентностное содержание новых ФГОС Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ
2 Линии обсуждения Основные положения компетентностного подхода (КП) Отражение КП в новых стандартах КП и задачи управления образовательным процессом
3 Основные положения компетентностного подхода Инновация Нововведение, изменяющее качество системы Система образования: Содержание Организация Управление Коммуникации Контексты КП Изменение представлений о качестве образования Требования рынка труда Образовательная политика Образовательный заказ
4 Исследования результатов образования (2000, 2003) 60% затрудняются в анализе текстов 70% не могут провести оценку социальных фактов и явлений 51% не могут создать речевое высказывание
5 Исследования результатов образования (2000, 2003) 2-ой базовый уровень - способность учащихся применять знания и умения в простых не учебных жизненных ситуациях. 3-ий и 4-ый уровни - способность самостоятельно приобретать знания на основе уже имеющихся. 5-ый и 6-ой уровни – способность конструировать новые знания. Большинство российских детей работают на 2-м уровне, тогда как страны ОЭСР – на 3-м. По работе с текстом на 5-м и 6-м уровнях у нас 3% детей, в ОЭСР – 7%, в странах-лидерах – до 15%.
6 Требования рынка труда Работник, способный принимать решения ставить и решать новые профессиональные задачи работать в команде эффективно действовать в условиях неопределенности мобильно перестраиваться
7 Образовательная политика Болонский процесс Приоритетный национальный проект «Образование» Современные образовательные стандарты Образование как инструмент решения социально-экономических проблем
8 Образовательный заказ Как оценивают студенты специфику и результативность компетентностных программ?
9 Новое качество образования знания + компетентности + социализация + индивидуальные приращения
10 КОМПЕТЕНЦИЯ: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДОСТИГАТЬ РЕЗУЛЬТАТА ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ
11 Определение в новых ФГОС Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях; способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда Компетентность – владение определенными компетенциями
12 Рабочее определение группы по разработке макета ГОС общего образования (2008) Компетентность – качество индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно проблемного характера.
13 Характеристики компетентности Компетентность не сводима к обобщеному способу действия и не может быть сформирована как умение или навык: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.
14 Характеристики компетентности Компетентность представлена в культуре в виде реальных персонализированных образцов персонализированного действия. Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту действия.
15 Сравнение подходов Академический подход Компетентност – ный подход Научность знанийНаучность способов их получения Природосообразность+ социосообразность Прочность через повторение Прочность через применимость
16 Академический ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Сознательность и активность по отношению к задачам Постановка собственных задач Практика подкрепляет теорию Теория через практику Учет возрастных и индивидуальных особенностей С опережением
17 АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Процесс передачиПроцесс учения Репродуктивные методы Активизирующие методы Результат – сумма знаний и умений, личность Результат – готовность к продуктивному, самостоятельному, ответственному действию
18 Компетентности как результат овладения способом деятельности Интерес – Проблема - Цель – Задачи – Действия – Результат - Контроль/оценка – Рефлексия Виды деятельности – функциональная составляющая – алгоритм
19 Обязательные элементы педагогической деятельности в КП Использование мотивационных приемов Моделирование деятельности Организация групповых форм Интерактивный режим Организация возможности выбора студентами Формирование личной позиции, мнения Обеспечение презентации продукта образовательной деятельности Организация рефлексия результата и процесса
20 Организация учебного процесса (стандарты ВПО 3-го поколения ) Реализация компетентностного подхода должна предусматривать Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.
21 Уровни формирования компетентности (Г.Н.Прозументова,Е.А. Суханова) 1 уровень. Построение свободного действия. 2 уровень. Реконструкция свободного действия для построения алгоритма 3 уровень. Освоение алгоритма действия через пробы действия в разных ситуациях, нестандартной ситуации 4 уровень. Обобщение алгоритма в нормы деятельности (выделение инварианта последовательности действий) 5 уровень. Обобщение знаний о норме деятельности
22 Материалы ФГОС (пример) Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта. Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности педагога-психолога являются: в области развивающей деятельности: диагностика уровня психического развития детей; разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе; разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении; …… в области учебно-воспитательной деятельности: организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей; ……. в области социально-педагогической деятельности: проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса; проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся; индивидуальное консультирование участников образовательного процесса; И т.д.
23 Материалы ФГОС: требования к квалификации по специальности «Прикладная экономика» Расчетно-проектная деятельность Сбор и анализ исходных данных Расчет по известным моделям и с использованием стандартных средств Разработка и оформление проекта Контроль соответствия стандартам и нормативным документам Проведение предварительного экономического обоснования проекта Производственно-экономическая деятельность Выполнение служебных обязанностей с большей долей формально-логических операций Научно-исследовательская деятельность Сбор и анализ исходных данных, поиск информации по полученному заданию Изучение информации Проведение исследований по заданной методике Использование основных методов экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности Оформление полученных данных, результатов в соответствии с установленными стандартами отчетности Подготовка отчета по проведенной работе, реферата прочитанной литературы, основных видов деловой документации Организационно-управленческая деятельность Организация собственной работы Организация работы малых коллективов исполнителей Организация выполнения конкретного порученного этапа работы
24 Материалы ФГОС: требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров Выпускник по направлению подготовки ________________ с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп и настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями: а) универсальные: ____________________________________________________________ б) профессиональные: (указываются по видам деятельности) Например: - производственно-технологическая деятельность: _____________________________________________________________ - организационно-управленческая деятельность: ______________________________________________________________ - научно-исследовательская деятельность: ______________________________________________________________ проектная деятельность: _____________________________________________________________ другие виды деятельности____________________________________.
25 НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Томск, пр.Ленина 36, ТГУ, корп.НИИПММ, оф.145 (3822) WWW. TSU.RU ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.