Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемuniver.ntf.ru
1 1 РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НИУ МАИ: СОСТОЯНИЕ ДЕЛ, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ Национальный фонд подготовки кадров Москва, 29 ноября 2011 Сыпало Кирилл Иванович, начальник управления образовательных программ МАИ
2 22 Нормативная база перехода на уровневую систему НИУ МАИ ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров и магистров (утвержденные) и специальностям; Примерные образовательные программы бакалавриата и специалитета; Приказ 386 от «О разработке основных образовательных программам, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования»; Методические указания и рекомендации по проектированию учебных планов и формирования программ дисциплин; Перечень дисциплин и модулей, обязательных и рекомендуемых при реализации ООП бакалавров НИУ МАИ; Положение об академическом рейтинге студентов МАИ; Перечень дисциплин и модулей, обязательных и рекомендуемых при реализации ООП специалистов и магистров НИУ МАИ; Регламент проектирования, хранения, согласования, утверждения и применения ООП ФГОС ВПО в информационно-аналитической системе Университета (ИАСУ МАИ) ; Положение о дисциплинах по выбору студентов; Положение о военной подготовке; Положение об итоговой государственной аттестации, положение о курсовом и дипломном проектировании, положение о сессии; Положение о практике; Положения собственных стандартов НИУ МАИ
3 Концепция формирования ООП в МАИ 1.Системный подход к формированию результатов освоения ООП в виде проекта компетенций и требований к знаниям, умениям и владениям выпускника, исходя из критериев, формулируемых в профессиональных стандартах; 2.Согласованная базовая часть структуры ООП, задающая основу образовательных траекторий в части фундаментальной и общеинженерной подготовки студентов в рамках направлений и специальностей; 3.Согласованный фрагмент вариативной части структуры ООП, обеспечивающий формирование дополнительного списка компетенций и требований к результатам освоения ООП; 4.Дополнительные повышенные требования к условиям реализации ООП в части увеличенного удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах, возможности внедрения индивидуальных образовательных программ, требований к проведению лабораторных практикумов, практик, курсового и дипломного проектирования с использованием инновационного оборудования, получаемого в ходе реализации проекта НИУ; 5.Введение в ООП обязательных курсов, отражающих специфику МАИ («Введение в авиационную и ракетно-космическую технику» для бакалавриата, «Учебно-исследовательская работа студентов» для специалитета); 6.Требованиях к проведению научно-исследовательской работы студентов, осуществляемой в ресурсном Центре в области авиастроения по направлениям «Сквозная технология», «Навигация»; НОЦ «Двигатели и энергетические установки», НОЦ «Конструирование и проектирование авиационной техники», НОЦ «Функциональные наноматериалы для космической техники», НОЦ «Системы управления и навигации высокотехнологичными объектами на основе единого информационного поля». 3
4 Нормативная база: результаты 1.Разработка примерных образовательных программ (ПрООП) по ФГОС ВПО, разработанным в НИУ МАИ: 4 ПрООП бакалавров (направления , , , ), 4 ПрООП магистров (направления , , , ), 5 ПрООП специалистов (специальности , , , , ). 2.Разработка нормативных документов НИУ МАИ, реализующих методику разработки основных образовательных программ (ООП) в рамках ФГОС ВПО. Данная методика включает в себя процедуры формирования учебных графиков, учебных и семестровых компетентностно-ориентированных планов, а также кредитно-модульной системы рабочих программ дисциплин и практик. Положения методики закреплены в приказах 303, 386, 387, 416, 519 за 2010 год. 3.Разработка проектов собственных образовательных стандартов НИУ МАИ на основе нормативных документов НИУ МАИ, включая собственные образовательные стандарты по направлениям (бакалавриат, магистратура) , , , и специальностям , , , , , , , Данные проекты стандартов разработаны на основе ФГОС ВПО и с учетом требований работодателей в рамках разрабатываемых ими профессиональных стандартов (Объединенная авиастроительная корпорация, Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). 4.Разработка 14 инновационных образовательных программ в рамках собственных стандартов. 5.Разработка 51 УМК для дисциплин базовой части ООП в соответствии ФГОС ВПО. 6.Разработка ядра единой информационно-аналитической системы Университета, основой которой является подсистема «Основные образовательные программы», предназначенная для хранения и разработки ООП в соответствии с ФГОС ВПО и собственными стандартами НИУ МАИ, включая компетентностные модели выпускников, учебные графики и планы, рабочие программы дисциплин и практик 4
5 55 Основные ограничения и возможности проектирования Требования образовательного стандарта должны быть «не ниже» требований ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки; Возможность изменения структуры циклов и их объема; Возможность введения дополнительных компетенций и результатов обучения; Возможность введения междисциплинарных (в том числе и «межцикловых») модулей; Возможность введения новых профилей, специализаций и даже направлений подготовки;
6 66 Предпосылки разработки образовательных стандартов Статус национально-исследовательсокого университета Компетенции и требования промышленности Инновационная программ развития НИУ Ошибки и «неизмеримость» результатов обучения во ФГОС ВПО Унификация ООП в рамках университета Образовательный стандарт НИУ МАИ
7 77 Ориентированность на содержание БД компетенций ОС НИУ ФГОС ВПО: компетенции, результаты обучения ОС НИУ МАИ: компетенции, результаты обучения ООП проф. компетенции БД Д.Е. ОС НИУ Учебный план: Перечень и порядок освоения дисциплин; Матрица соответствия компетенций Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы Рабочие программы дисциплин и практик: Содержание; Матрица соответствия компетенций; Контрольно-измерительные материалы
8 88 Основные принципы формирования образовательных стандартов НИУ МАИ 1.Постепенный ввод собственных стандартов, в первую очередь для направлений, подкрепленных профессиональными стандартами и требованиями; 2.Максимальное соответствие требованиям ФГОС ВПО с целью минимизации рисков ввода собственных стандартов, в том числе соблюдение структуры ООП и объема циклов; 3.Разработка собственных стандартов и соответствующих ООП в рамках жесткого регламента; 4.Введение общей минимальной гуманитарной, фундаментальной и общеинженерной компоненты в стандарты бакалавриата и специалитета; 5.Введение методики формирования структурированных, «измеримых» компетенций и результатов обучения, разработка матриц соответствия собственных результатов обучения с результатами по ФГОС ВПО; 6.Усложненные требования к рабочим программам дисциплин, практик и итоговой гос. аттестации; 7.Обязательное внедрение проблемного обучения на базе концепции учебно- проблемных лабораторий; 8.Обязательное введение междисциплинарных курсов; 9.Создание единого информационного пространства ООП НИУ
9 99 Проектирование рабочих программ 1.Разработать слой компетенций и соответствующих результатов обучения ОС НИУ МАИ для дисциплины. Cвязать компетенции ОС НИУ МАИ с компетенциями ФГОС ВПО. 2.Определить характер контрольно-измерительных материалов, сделать пример. 3.Разработать для спроектированных компетенций комплект унифицированных дидактических единиц, технологий обучения, определить виды занятий и контроля. 4.Обсудить в соответствующих учебно-методических комиссиях, УМС факультета и института, скорректировать при необходимости. 5.Утвердить и сформировать банк компетенций, дидактических единиц и КИМ ОС НИУ МАИ. 6.Оформить шаблон рабочей программы дисциплины, практики в ИАСУ МАИ. 7.Оформить рабочую программу дисциплины для каждой ООП в ИАСУ МАИ.
10 10 Обсуждение рабочих программ: первая очередь 1.История 2.Философия 3.Иностранный язык 4.Культурология 5.Социология 6.Политология 7.Русский язык и культура речи 8.Математический анализ 9.Линейная алгебра и аналитическая геометрия 10.Физика 11.Химия 12.Начертательная геометрия 13.Инженерная и компьютерная графика 14.Введение в АРКТ 15.История и методология (философия) науки, техники и технологии 16.Введение в специальность
11 11 Компетенции ОС НИУ МАИ Уровни усвоения учебного материала Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня Ключевые слова компетенции Образоват ельные технологии Контроль Знание + понимание воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы объясняет факты, правила, принципы; преобразует вербальный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных Иметь представление …. Готовность к освоению….. Лекции, обзорные экскурсии и т.д Тесты закрытой формы (выбор ответов из заданных), ассоциативные тесты Применениеприменяет законы, теории, методы в конкретных практических ситуациях; Уметь применять в стандартной ситауции Лекции+ПЗ +Лаб+ДЗ,Р Р Тесты открытой формы (самостоятельная формулировка ответов), задания на установление последовательности Применение+ана лиз (устойчивое применение) вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. Владеть методологией … Лекции+ПЗ +Лаб+КР,К П Экзамен- собеседование, Защита КР, КП Синтез+оценка демонстрирует умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта Готовность к разработке… Готовность к созданию… Квалифика ционная работа ИГА
12 12 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 1 1. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК); Знает: математическую терминологию; правила оформления математических формул, таблиц; Умеет: логически и алгоритмически мыслить, аргументировано и строго строить устную и письменную речь; Владеет: навыками выражения своих мыслей. 2. Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию (ОК); Знает: основные способы самостоятельного приобретения новых знаний и умений в области математики; Умеет: самостоятельно добывать профессиональные знания с использованием методов математики для развития способности к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию, приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; Владеет: методами научного познания;
13 13 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 2 Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное компьютерное оборудование и информационно- коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК); Знает: методы линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии: виды и свойства матриц, свойства и методы вычисления определителей, методы нахождения обратной матрицы, методы решения систем линейных алгебраических уравнений; понятие квадратичной формы; векторную алгебру; виды и уравнения прямых, плоскостей и поверхностей; понятия линейные пространства и линейные преобразования. Умеет: выполнять действия над матрицами, вычислять определители, находить обратную матрицу, решать системы линейных уравнений, находить собственные векторы находить произведения векторов, приводить квадратичные формы к каноническому виду, составлять уравнения прямых на плоскости, прямых и плоскостей в пространстве, классифицировать уравнения кривых и поверхностей второго порядка. Владеет: аналитическими и количественными методами решения типовых математических задач; навыками решения задач линейной алгебры, векторной алгебры и аналитической геометрии;
14 14 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 3 4. Способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК). Знает: различные методы приложения методов линейной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа; Умеет: использовать математический язык, алгебраические и геометрические методы при построении организационно-управленческих моделей; Владеет: навыками применения современного математического инструментария для решения профессионально-ориентированных прикладных задач.
15 15 Линейная алгебра и аналитическая геометрия 4 модуля образовательной программы раздела Наименование раздела дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы Лекции Практиче ские занятия Лаборато рные работы СРС Всего часов 1Линейная алгебра Векторная алгебра42- 3 Квадратичные формы. Собственные векторы Аналитическая геометрия Линейные пространства, отображения и преобразования 40 ИТОГО:3416-
16 Разработка ЭОР в рамках НИУ 2011/12 Разработка электронных образовательных для дидактических модулей: 1.Алгебраические и векторные вычисления, работа с матрицами и кватернионами 2.Дифференциальное и интегральное исчисление; 3.Дифференциальные уравнения; 4.Численные методы: классический численный анализ 5.Методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений; 6.Физика: статика, кинематика, динамика, электромагнетизм, тепло, работа, … 7.Системы координат; 8.Линейная и нелинейная ТАР
17 17 Устранение ошибок во ФГОС ВПО; Формирование реестра профилей бакалавриата; Дополнения к лицензиям и аккредитациям; Определения порядка аккредитации; Определение требований к ООП в очно-заочной и заочной формам обучения; Методика финансирования подготовки выпускников ООП разных ступеней ВПО с дифференциацией по направлениям; Устранение ошибок в Положение о восстановлении, переводе, зачислении Ожидаемые изменения в нормативно-правовой базе разработки ООП ФГОС ВПО на 2011/12 год
18 18 Согласование позиций, принятие общей, рамочной концепции ОС НИУ; Формирование общего банка данных измеримых общекультурных и общепрофессиональных компетенций, результатов обучения; Формирование общего банка данных соответствующих укрупненных дидактических единиц; Формирование общего банка данных примерных контрольно- измерительных материалов; Обмен опытом по реализации и внедрению новых образовательных технологий, особенно в технических ВУЗах Совместная работа по созданию ОС НИУ ведущих ВУЗов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.