Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.altaisport.ru
1 Система спортивной подготовки к.п.н., доцент Мельникова Ю.А.
2 Вопросы: Основные понятия: система спортивной подготовки, спортивная тренировка, подготовленность. Основные понятия: система спортивной подготовки, спортивная тренировка, подготовленность. Системообразующие компоненты спортивной тренировки. Системообразующие компоненты спортивной тренировки.
3 Система спортивной подготовки – это многолетний специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки соответственно индивидуальным особенностям спортсменов и проводимый при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и контроля. Система спортивной подготовки – это многолетний специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки соответственно индивидуальным особенностям спортсменов и проводимый при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и контроля.
4 Спортивная подготовка Целесообразное использование всех факторов, позволяющих воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Целесообразное использование всех факторов, позволяющих воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Сущность управления спортивной подготовкой выражается в изменении состояния управляемого объекта в соответствии с заданными критериями эффективности его развития. Сущность управления спортивной подготовкой выражается в изменении состояния управляемого объекта в соответствии с заданными критериями эффективности его развития.
5 Комплексная система подготовки включает в себя: Спортивную тренировку. Спортивную тренировку. Спортивные состязания. Спортивные состязания. Внесоревновательные и внетренировочные факторы. Внесоревновательные и внетренировочные факторы. Отбор и ориентация. Отбор и ориентация.
6 Спортивная тренировка Это педагогический процесс, направленный на подготовку к соревнованиям через систему упражнений. Это педагогический процесс, направленный на подготовку к соревнованиям через систему упражнений. Результат – это тренированность спортсмена. Результат – это тренированность спортсмена.
7 Технология управления спортивной подготовкой Обеспечение условий для проведения эффективной подготовки спортсмена. Обеспечение условий для проведения эффективной подготовки спортсмена. Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена. Определение индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена. Установление цели и длительность пути ее достижения. Установление цели и длительность пути ее достижения. Установление возможно более конкретных задач обучения, воспитания и тренировки. Установление возможно более конкретных задач обучения, воспитания и тренировки. Выбор средств, методов, величин нагрузок, циклов, периодизации. Выбор средств, методов, величин нагрузок, циклов, периодизации. Составление общих и индивидуальных планов подготовки. Составление общих и индивидуальных планов подготовки. Практическое выполнение программы подготовки и ее коррекция на основе сопоставления намеченного и выполненного. Практическое выполнение программы подготовки и ее коррекция на основе сопоставления намеченного и выполненного. Учет и оценка состояния и динамика работоспособности спортсмена, принятие решения на будущее. Учет и оценка состояния и динамика работоспособности спортсмена, принятие решения на будущее.
9 . Логическая схема организации тренировочного процесса
10 Цель подготовки Определение конечного спортивного результата и основных направлений тренировочного процесса. Определение конечного спортивного результата и основных направлений тренировочного процесса.
11 Спортивный результат – интегрированное динамическое состояние спортсмена (техническое, тактическая, физическая, психологическая). Спортивный результат – интегрированное динамическое состояние спортсмена (техническое, тактическая, физическая, психологическая). Спортивный результат – опорная точка в каждом новом этапе подготовки спортсмена. Спортивный результат – опорная точка в каждом новом этапе подготовки спортсмена.
12 Факторы, влияющие на целевую установку: 1. Функциональные возможности спортсмена. 2. Особенности психического развития. 3. Время на подготовку спортсмена. 4.Динамика спортивных результатов. 5. Модель подготовленности на данном этапе подготовки. Разновидности цели: 1. Стратегическая (на несколько лет). 2. Тактическая (на ближайший год или этап подготовки). 3. Оперативная (на микроцикл или отдельное занятие). ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
13 Моделирование Моделирование – основа для постановки цели и определения задач, выбора средств и методов тренировки, прогнозирования уровня достижения 4 типа моделей
14 Практическое задание: «Разработайте схему моделей с учетом вида спорта» и запишите в таблицу
15 Компоненты подготовленности: Техническая подготовленность Физическая подготовленность Тактическая подготовленность Способность строить и координировать движения Обучаемость Техническая подготовленность в соревновательном упражнении Силовой компонент Скоростные способности Специальная физическая работоспособность Энергетический потенциал Оперативное мышления Способность к прогнозу и рефлексии Устойчивость и способность к переключению
16 Психологическая подготовленность Способность регулировать эмоции Психологическая устойчивость Мотивированность
17 Модель подготовленности отдельного спортсмена или группы в целом можно представить в форме полигона
19 Изменение состояния является основанием для корректировки оперативных целей и задач тренировочного процесса. Изменение состояния является основанием для корректировки оперативных целей и задач тренировочного процесса.
20 Вторым объектом управления в системе спортивной тренировки является …… Комплекс внешних взаимодействий спортсмена, присущий соревновательной деятельности (организация движений и перемещений спортсмена) Комплекс внешних взаимодействий спортсмена, присущий соревновательной деятельности (организация движений и перемещений спортсмена)
21 ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Дидактические принципы: сознательности и активности; наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуализации.
22 Принципы спортивной тренировки: -Направленности к высшим достижениям; -Направленности к высшим достижениям; -Углубленная специализация; -Углубленная специализация; - Волнообразности и вариативности нагрузок; - Волнообразности и вариативности нагрузок; -Непрерывность тренировочного процесса; -Непрерывность тренировочного процесса; -Постепенности и тенденции к предельным нагрузкам (к нагрузкам происходит адаптация – нагрузки перестают быть достаточными раздражителями – регулярное повышение нагрузки до предельного уровня); -Постепенности и тенденции к предельным нагрузкам (к нагрузкам происходит адаптация – нагрузки перестают быть достаточными раздражителями – регулярное повышение нагрузки до предельного уровня);
23 -Цикличности процесса подготовки - Принцип экономизации - после скоростно-силовой работы следует сохранять повышенный гормональный фон для активизации обмена веществ и быстрого процесса восстановления, а не снижать с помощью применения новых нагрузок (не использовать после силовой работы значительную нагрузку в виде упражнений на выносливость) - Принцип экономизации - после скоростно-силовой работы следует сохранять повышенный гормональный фон для активизации обмена веществ и быстрого процесса восстановления, а не снижать с помощью применения новых нагрузок (не использовать после силовой работы значительную нагрузку в виде упражнений на выносливость)
24 Подбор тренировочных упражнений должен осуществляться с учетом соревновательной деятельности и принципов отражения цели: Принцип пространственного отражения цели. В тренировочных упражнениях необходимо воспроизводить те пространственные характеристики, которые характерны для соревновательной деятельности. Принцип пространственного отражения цели. В тренировочных упражнениях необходимо воспроизводить те пространственные характеристики, которые характерны для соревновательной деятельности. Принцип временного отражения цели. Систематическое воспроизведение в тренировках временных параметров позволяет выработать условный рефлекс. Принцип временного отражения цели. Систематическое воспроизведение в тренировках временных параметров позволяет выработать условный рефлекс. Принцип энергетического отражения цели – использовать такие физические нагрузки, которые характерны для соревновательной деятельности. Принцип энергетического отражения цели – использовать такие физические нагрузки, которые характерны для соревновательной деятельности. Принцип информационного отражения цели. В тренировочных упражнениях должны применяться интеллектуальные нагрузки в сочетании с физическими нагрузками. Только в этом случае моделируются психологические процессы, связанные с принятием решения в ходе соревнований. Принцип информационного отражения цели. В тренировочных упражнениях должны применяться интеллектуальные нагрузки в сочетании с физическими нагрузками. Только в этом случае моделируются психологические процессы, связанные с принятием решения в ходе соревнований.
25 Классификация упражнений в спортивной подготовке Обще подготовительные упражнения Полуспециа- льные упражнения Специально- подготовительные упражнения Соревновательные упражнения Бег на различные дистанции, игра в футбол, ходьба и т.д. Бег на месте с активным движением рук Бег 60 м Спринтерские упражнения Разнообразные для всестороннего развития спортсмена. Отражать особенности спортивной специализации для + переноса Данные упражнения позволяют осуществлять более избирательное воздействие на отдельные качества, способности и навыки спортсмена Целостные действия которые служат средством ведения спортивной борьбы
26 Задания для работы в группах: Определить совокупность упражнений в тренировочном процессе. Определить совокупность упражнений в тренировочном процессе. Заполните таблицу. Заполните таблицу.
27 Методы спортивной тренировки Общепедагогические Общепедагогические 1. Словесные методы. 2. Наглядные методы. 3. Практические методы. Специальные 1. Методы обучения: раздельный и целостный. 2. Методы развития физических качеств: непрерывный и интервальный (в переменном и равномерном режиме). 3. Игровой и соревновательный.
28 Нагрузка – величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся Объем – длительность воздействия и суммарное количество работы (кг, м). Объем – длительность воздействия и суммарное количество работы (кг, м). Интенсивность – сила воздействия, степень напряженности и концентрации во времени (скорость, мощность). Интенсивность – сила воздействия, степень напряженности и концентрации во времени (скорость, мощность).
29 Признаки классификации тренировочных средств и нагрузок Специализированность нагрузки-мера сходства данного тренировочного средства с соревновательной деятельностью. Определяется по времени использования специфических и неспецифических средств подготовки.
30 Интенсивность: Объем:85-90% до наступления утомления- большая нагрузка(повышение тренированности) 70-80% значительная (повышение тренированности) 50% средняя(поддержания достигнутого уровня) % малая ( ускорение процессов восстановления после предшествующих нагрузок) Интенсивность: максимальная – от 190 и выше большую – уд/мин среднюю – уд/мин малую – до 120 уд/мин
31 Требования при использованию больших нагрузок Существенный объем работы при прогрессирующем утомлении обуславливает стрессовый характер. Существенный объем работы при прогрессирующем утомлении обуславливает стрессовый характер. Продолжительность работы в состоянии утоления должна быть небольшой, т.к. влияет на техническое состояние спортсмена. Продолжительность работы в состоянии утоления должна быть небольшой, т.к. влияет на техническое состояние спортсмена.
32 Направленность нагрузки 1зона – уд/мин – активное восстановление, не оказывает воздействие на повышение тренированности. 1зона – уд/мин – активное восстановление, не оказывает воздействие на повышение тренированности. 2 зона – уд/мин (юноши), уд/мин (девушки) – поддержание тренированности, улучшение функций ССС. 2 зона – уд/мин (юноши), уд/мин (девушки) – поддержание тренированности, улучшение функций ССС. 3 зона – уд/мин, уд/мин – повышение уровня выносливости. 3 зона – уд/мин, уд/мин – повышение уровня выносливости. 4 зона – , уд/мин – развитие специальной выносливости. 4 зона – , уд/мин – развитие специальной выносливости. 5 зона – зона максимальной интенсивности – повышение максимальной работоспособности, развитие скоростных возможностей (фосфогенная – заложена генетически). 5 зона – зона максимальной интенсивности – повышение максимальной работоспособности, развитие скоростных возможностей (фосфогенная – заложена генетически).
33 Шкала определения интенсивности (спортивные игры) Интенсивно- сть Балл ы Виды упражнений Максимальная10-9 Соревнования с равным и более сильным противником. Большая9-8-7 Контрольные встречи. Учебные игры. Прикидки Средняя6-5-4 Тактические комбинации и системы игры. Скоростно-силовые упражнения Упражнения на развитие гибкости, специальной выносливости Малая3-2 Обучение техники, упражнения на развитие общей выносливости
34 Оптимальный индивидуальный тренировочный пульс = (220-возраст – ЧСС в покое за 1 мин.) х 0,6 + ЧСС в покое за 1 мин. Оптимальный индивидуальный тренировочный пульс = (220-возраст – ЧСС в покое за 1 мин.) х 0,6 + ЧСС в покое за 1 мин. Сохранять такую ЧСС во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса. Например: уд/мин, уд/мин. Дозирование нагрузки у школьников для развития аэробных возможностей и общей выносливости при ЧСС от 144 до 156 уд/мин. Сохранять такую ЧСС во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса. Например: уд/мин, уд/мин. Дозирование нагрузки у школьников для развития аэробных возможностей и общей выносливости при ЧСС от 144 до 156 уд/мин. О приспособлении организма к нагрузкам судят по восстановлению пульса. Коэффициент восстановления пульса (КВП)=100 х (ЧСС через 3 мин после нагрузки/ ЧСС сразу после нагрузки). КВП выражается в %. КВП менее 30 % свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки. О приспособлении организма к нагрузкам судят по восстановлению пульса. Коэффициент восстановления пульса (КВП)=100 х (ЧСС через 3 мин после нагрузки/ ЧСС сразу после нагрузки). КВП выражается в %. КВП менее 30 % свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки.
35 При малых и средних нагрузках нормальным считается, если ЧСС восстанавливается через мин При малых и средних нагрузках нормальным считается, если ЧСС восстанавливается через мин
36 В год 1000 час. Подгото вительный период 240 час. Соревнов. период 200 час соревнова ний 50 час. Переход. период 30 час. Теория 70 час. Активный отдых 50 час. Самомассаж 40 час. Идеомотор- ная трен. 20 час. Утренние зан-я 300 час. Общий расчет времени на спортивную подготовку (циклические виды)
37 Расчет часов на год Всего дней На год Подготовите- льный период Соревновате- льный основной Подготовите- льный период Соревновате- льный основной Всего дней в году 360 Рабочих228 Тренировочных181 Игровых или соревновательных 58 Выходных96 Всего часов 507,5 Тренировочных:420,5 ОФП и СФП 28,8% Технич.33,7% Тактическая 23 % Психологич. 14,5 % Игровых87 Соотношение тренировочных и соревновательных дней 3:1
38 Произвести расчет часов, учитывая следующее: 1. В год не меньше 1000 часов – 6-7 дней 1. В год не меньше 1000 часов – 6-7 дней 2. Основные тренировочные занятия 4-5 раз по 2-3 часа – 400 –700 часов. 2. Основные тренировочные занятия 4-5 раз по 2-3 часа – 400 –700 часов. 3. Самостоятельные занятия – не менее 300 часов. 3. Самостоятельные занятия – не менее 300 часов. Варьируется объем от 1600 до 2600 часов в год.
39 Объем работы, необходимый для достижения результатов мастера спорта в различных видах спорта (мужчины)
40 Основные принципы построения тренировки 1. Установка на реализацию текущего адаптационного резерва (способность ответить на внешние воздействия перестройками и переход на новый уровень возможностей). 2. Установка на сохранение тренирующего потенциала нагрузки ориентирует на планомерное повышение силы и специфичности тренирующего воздействия на организм (сопряженно- последовательно). 3. Установка на концентрированное использование объема специализированных однонаправленных нагрузок ориентирует на создание массированного тренировочного воздействия.
41 4. Установка на использование долговременного отставленного тренировочного эффекта (ДОТЭ) концентрированного объема силовой нагрузки ориентирует на рациональный способ упорядочения общего объема тренировочной нагрузки. 5. Установка на разведение во времени объемных нагрузок различной направленности ориентирует на рациональный способ использования несовместимых нагрузок.
43 Спортивная форма: 1. Стабильные показатели, не изменяющиеся в течение недель и месяцев. 2. Подвижные показатели, изменяющиеся на протяжении дней (работоспособность нервных клеток). 3. Изменяющиеся показатели в течение часов и минут (возбудимость нервных клеток, их тонус). Методика поддержания работоспособности ЦНС: 1. Тренировочная работа с интенсивностью 85-90% и уменьшением объема (перед соревнованиями за 6-7 дней или за 1- 2 дня). 2. За дне недели до старта 1-2 раза в неделю – ударные тренировки (до наступления охранительного торможения). 3. После соревновательных дней использовать активный или пассивный отдых.
44 Программа развития быстроты у спринтеров лет (мезоцикл) 1-3 –й микроциклы 1-3 –й микроциклы 4-й микроцикл 1 занятие - Развитие частоты шагов (бег на месте 4х20 с, бег 4х30м. 2 занятие - Развитие силы (приседание, жим лежа с весом 50% от собственного веса – 3 подхода по 6-8 пов.; тренажеры – развитие мышц брюшного пресса, задней поверхности бедра 2 подхода по пов. ОФП из трех занятий (игра, акробатика, кросс)
45 5-6-й микроцикл 5-6-й микроцикл 7-й микроцикл 7-й микроцикл 8-9-й микроцикл 8-9-й микроцикл 10-й микроцикл 10-й микроцикл й микроцикл й микроцикл Совершенствование частоты шагов ОФП Развитие частоты движения ОФП Развитие частоты движения
46 Для оценки эффективности управления имеются следующие показатели: процент улучшения планируемого результата относительно исходного, процент улучшения планируемого результата относительно исходного, достижение запланированного результата к нужному времени, достижение запланированного результата к нужному времени, оптимальное количество тренировочных занятий оптимальное количество тренировочных занятий длительность удержание результата на запланированном уровне длительность удержание результата на запланированном уровне
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.