Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmangush-rmk.narod.ru
1 Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи Выполнила учитель-логопед общеобразовательных школ Сергеева О. Р.
2 «Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания». К. Д. Ушинский
3 Актуальность темы По последним исследованиям нарушения устной и письменной речи имеют: в общеобразовательных школах – 10% учащихся; в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи – 20% учащихся; в школах для детей с ЗПР – 20% учащихся; во вспомогательных школах – 50% учащихся.
4 Письмо и чтение – сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы, в которых принимают участие разные анализаторы: 1) 1) речеслуховой; 2) 2) речедвигательный; 3) 3) зрительный; 4) 4) общедвигательный.
5 Последовательность работы анализаторов во время акта письма Речеслуховой анализатор – фиксирует звучащие фрагменты, разбивает их на речевые единицы: предложение – слово - слог – звук; Речедвигательный анализатор – трансформирует фонему в артикулему; Зрительный анализатор – отвечает за выбор графических символов; Общедвигательный анализатор – переводит графему в кинему.
7 Дисграфия и дислексия – это частичные нарушения процесса письма и чтения, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (ВПФ), участвующих в процессах письма и чтения.
8 Знаменитые дислексики и дисграфики Не заметить этого дислексика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
9 Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислексиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же он из рук вон плохо читал и писал… Черчилль Форд Дисней Дастин Хоффман
10 Проблемные вопросы дисграфии и дислексии Ухудшение здоровья современных младших школьников. Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению устной и письменной речью. Разнообразие этиопатогенетических механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, психический инфантилизм, церебрастения, школьная дезадаптация).
11 Виды дисграфии Акустическая На почве истерии На почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая Артикуляторно – акустическая Аграмматическая
12 Характеристика специфических ошибок при дисграфии и дислексии Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск букв и слогов; замена букв; смешение букв; перестановка букв и слогов; вставка гласных букв. Ошибки на уровне слова: отдельное написание частей слова; написание вместе двух самостоятельных слов; ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза. Ошибки на уровне словосочетания и предложения: отсутствие обозначений между предложениями; несогласование членов предложения в роде, числе и падеже; трудности в употреблении предлогов.
13 Основные этапы работы I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи.
14 Ошибки на уровне буквы и слова. Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза. Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов. Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки (барабан – «брбн»). Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»). Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»). Добавление лишней буквы, чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»). Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
15 Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем). Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки. Дети часто путают парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»); гласные о – у, ё - ю; заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»); соноры л – р, й – л, м –н; свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ; аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с. Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
16 Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании. Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов. Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве, а также развивать зрительный анализатор.
17 Упражнения, которые помогут ребенку справиться с дисграфией и дислексией: Ежедневно в течение 5 минут (не больше) зачеркивать или обводить заданные буквы Каждый день писать короткие диктанты карандашом Выполнять упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
18 Основные правила во время занятий с учащимися 1) 1) Режим благоприятствования 2) 2) Отказ от проверок на скорость чтения 3) 3) Отказ от упражнений, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению 4) 4) Подход «больше читать и писать» успеха не принесет 5) 5) Не показывать свою эмоциональную вовлеченность
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.