Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемuko.rggu.ru
1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП ВПО), РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Национального исследовательского технологического университета (МИСиС) Азарова Р.Н.
2 Три бомбы под систему образования компетентностный подход образовательные технологии качество образования
3 Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями студентов, выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества
4 Фактически приходится констатировать почти революционное изменение целевой установки всей системы образования – переход от знаний к компетенциям/компетентности.
5 Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях Компетентностный подход
6 Особенности ФГОС ВПО Результаты воспитания и обучения в виде компетенций Разработка совместно с работодателями Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70% Широкое внедрение ИКТ
7 Требования к ООП (Б,М,С) Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации
8 Требования к результатам освоения ООП Компетенции Общекультурные Профессиональные
9 Требования к структуре ООП Код Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий Код формиру- емых компе- тенций С. 3 Профессиональный цикл *) Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: уметь: владеть: *) Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
10 Требования к условиям реализации ООП кадровое обеспечение учебно-методическое и информационное обеспечение материально-техническое обеспечение
11 Английская педагогическая школа использует понятие «компетенция». В национальном стандарте по квалификации представлена как результат применения знаний и умений (разработчики исходят от работы). Competence – компетенция –направление, функция, аспект работы, который должен быть выполнен Разведение понятий «компетенция» и «компетентность»
12 Американская школа использует термин «компетентность», основанный на характеристике личности (поведенческий аспект) – «бихевиоризм» (от англ. behaviour) – поведение – одно из поведенческих направлений американской прагматической психологии, рассматривающие психику как совокупность поведенческих проявлений, реакции на внешнее воздействие – стимулы. Competencу – компетентность – то, что людям необходимо привнести в работу, чтобы выполнить указанные аспекты работы на требуемом уровне компетенций Разведение понятий «компетенция» и «компетентность»
13 Компетенция – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
14 Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием или из совершения этих действий. Однако современная система образования, ориентированная на инструкции и предметные знания в некоторой степени показала свою неспособность в подготовке студентов к действию, к проявлению их интеллектуальных и практических компетенций. Термин «компетенция »
15 РаботаЛичностьРезультаты Задача-функция Знания Умения Отношения Ценности Ключевые результаты Цели Задачи (как способ достижения цели) Компетенция КомпетентностьСтандарты (норма качества) Планировать будущее направление деятельности Думать и действовать проактивно Создавать план на уровне стандарта к определенному времени и пр. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ Диаграмма соответствия Глагол, определяющий суть действия (3-е лицо единственного числа)
16 Чем отличается компетентностно-ориентированная ООП от просто ООП?
18 Стратегический уровень проектирования КО ООП ФГОС ВПО ПрООП Совокупность терминов и их определений, обеспечивающая единство понятийного аппарата в условиях реформирования российского ВПО.
19 2. Концептуально-организационный уровень проектирования КО ООП Основные принципы проектирования КО ООП: Преемственность Системность Заинтересованность сторон Студентоцентрированность Командообразование Технологизация
20 Общие положения Учебный план Программа учебных дисциплин Программа практик Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации 3. Структурно-компонентный уровень КО ООП
21 Общие положения Концептуальное обоснование ООП: (миссия) цели, ценности Компетентностная модель выпускника, задающая результаты ООП
22 Учебный план Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин Обобщенный перечень основных образовательных технологий
23 Программа учебных дисциплин Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины Обобщенный перечень основных образовательных технологий Перечень форм, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций
24 Программы практик Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности
25 Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации
26 Технологизация как организационно- управленческая норма проектирования образовательного процесса
27 В чем же заключается взрывоопасность образовательных технологий? Прежде всего в слабой педагого - технологической компетентности преподавателей и руководителей образовательных учреждений в области проектирования образовательного процесса Во-вторых, в отсутствии достаточно полных и методически прозрачных описаний существующих образовательных технологий В-третьих, в отсутствии матриц, соотносящих различные компетенции и адекватные им образовательные технологии
28 управленца, склонного к инновационной деятельности творческого преподавателя мотивированного студента В руках эффект от образовательной технологии может во много раз усиливаться
29 ЭЛЕМЕНТ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ ДВУХ ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАНИЮ изменение нормы качества образования связано с наметившейся тенденцией смещения акцентов в системе высшей школы с позиции фундаментализма к прагматической практике, что предполагает представить практике, что предполагает представить ООП ВПО как инструмент, балансирующий между традиционным как инструмент, балансирующий между традиционным (фундаментальным) и компетентностным (прагматическим) подходами Прагматичное образование ООП ВПО Фундаментальное образование
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.