Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool9.kalin.kubannet.ru
1 Итоги апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в годах Обеспечение условий введения учебного курса во всех субъектах Российской Федерации в 2012 году Никитин Э.М. президент АПК и ППРО, д.п.н., профессор Никитин Э.М. президент АПК и ППРО, д.п.н., профессор 2011г.
2 Правовые основы преподавания ОРКСЭ Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией РФ (ст. 13, 14) Конституцией РФ (ст. 13, 14) Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях» Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях» 2
3 Правовые основы преподавания ОРКСЭ Проведение апробации ОРКСЭ осуществлялось во исполнение: Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. Распоряжения Правительства Российской Федерации от г р 3
4 Правовые основы преподавания ОРКСЭ Руководство апробацией курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ осуществляло Минобрнауки России 4
5 Правовые основы преподавания ОРКСЭ Координацию всей работы по подготовке и введению преподавания ОРКСЭ в 9980 общеобразовательных школах в 21 субъекте РФ осуществлял Межведомственный координационный совет (МКС), образованный при Минобрнауки России (приказ 667 от 24 ноября 2009 года) За период апробации прошло 7 заседаний МКС 5
6 Межведомственный координационный совет Наиболее значимым результатом может являться четкий, устойчивый, согласованный и регламентированный характер взаимодействия всех участников апробации на федеральном, регионально-муниципальном и школьном уровнях Особо следует подчеркнуть успешную согласовательную и организационно-исполнительную роль Межведомственного координационного совета (МКС) под руководством министра Фурсенко А.А. 6
7 Межведомственный координационный совет В ходе работы МКС а полном объеме решались проблемы организационно-содержательного характера; настойчиво и демократично преодолевались трудности межконфессионального общения В работе МКС активно участвовали представители администраций федеральных округов и субъектов РФ, педагогической общественности Особую значимость имели открытые заседания МКС с участием слушателей курсов ОРКСЭ. Совет четко организовал контроль за исполнением принимаемых решений, что позволило обеспечить реализацию проекта в намеченные сроки 7
8 Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ Апробация курса ОРКСЭ была начата в 4-й четверти учебного года в 19 субъектах РФ в школах В апробации приняли участие учащихся 4-х классов и учителей В учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в школах. В ней приняли участие учащихся и учителей В учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте РФ, в школах. В ней приняли участие учащихся и учителей 8
9 Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ 9
10 Распределение учащихся по модулям ОРКСЭ 10 Диаграмма учебный год Диаграмма учебный год Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики» выбрали – 49% и 42%«Основы исламской культуры» – 2% и 9 «Основы православной культуры» – 24% и 30%«Основы буддийской культуры» – 1% «Основы мировых религиозных культур» – 24% и 18%«Основы иудейской культуры» < 1%
11 Организация дополнительного повышения квалификации Проведение повышения квалификации в АПК и ППРО 1000 тренеров-преподавателей из 19 субъектов РФ (январь- февраль 2010 года) Повышение квалификации в объеме 72 часов учителей в 19 регионах на базе ОУ ДПО (март 2010 года) Дополнительно на базе региональных ОУ ДПО в учебном году прошли повышение квалификации педагогов 11
12 Предстоит в учебном году Подготовить 500 тренеров-преподавателей из 62 субъектов РФ (октябрь-ноябрь 2011 года) Провести дополнительное повышение квалификации учителей в 62 регионах (январь-февраль-март 2012 года) Необходимо использовать дистанционные образовательные технологии по модульным программам В образовательно-консультационном режиме продолжить работу на созданном в АПК и ППРО Интернет-портале Использовать в качестве стажерской базы более 10 тысяч общеобразовательных школ 21 субъекта, где проходила апробация курса ОРКСЭ 12
13 Нормативно-правовое обеспечение апробации –Приняты региональные нормативно- правовые акты –Разработаны и в полной мере реализованы планы мероприятий по апробации комплексного учебного курса –Созданы рабочие координационные группы (советы) при органах управления образованием, на которые возложены функции организационно-методического сопровождения преподавателей ОРКСЭ –Определены персонально ответственные за сопровождение апробации –Созданы методические объединения учителей, преподающих ОРКСЭ –На муниципально-школьном уровне сформированы нормативные документы (учебная нагрузка, оплата, контроль и методическая помощь) по обеспечению апробации –Организовано проведение мониторинга хода апробации, проведены социологические опросы –Налажена система общественного контроля с активным привлечением религиозных конфессий –Созданы методические «банки» передового педагогического опыта преподавания ОРКСЭ 13 В ходе осуществления апробации во всех общеобразовательных учреждениях 21 субъекта РФ был отработан комплекс необходимых условий для эффективной реализации комплексного курса:
14 Учебно-методическое сопровождение В ходе апробации было успешно обеспечено учебно- методическое сопровождение образовательного процесса: Своевременно изданы и направлены в регионы модульные учебники по 6 направлениям в объеме около экземпляров Разработана и издана тиражом экземпляров книга для учителя Впервые в истории учебного книгоиздания было издано пособие для родителей, чьи дети изучают курс ОРКСЭ 14
15 Обеспечение свободы выбора модулей ОРКСЭ, работа с родителями и общественностью Отработаны процедуры и механизмы по обеспечению добровольного выбора учебного модуля ОРКСЭ учащимися и родителями Во всех регионах проходили родительские собрания по выбору модуля ОРКСЭ, встречи с представителями органов управления образованием. Родители активно привлекались к участию в мероприятиях, проводимых в рамках преподавания курса ОРКСЭ В большинстве регионов успешно реализован специальный медиа-план по освещению в средствах массовой информации хода апробации курса ОРКСЭ 15
16 Формирование положительного педагогического опыта преподавания курса ОРКСЭ В апробационных регионах за 2 года накоплен значительный опыт методических разработок по курсу: сборники методических материалов для учителей 4-5-х классов; иллюстративный, аудио- и видеоматериал; рабочие тетради, разработки уроков и внеклассных мероприятий. В методическое объединение, созданное решением МКС от 16 марта 2011г., поступило более 60 методических разработок: методических пособий, проектов уроков, рабочих тетрадей для учащихся и др. После проведения экспертизы некоторые из поступивших материалов после соответствующей доработки рекомендованы для использования в преподавании. 16
17 Проблемы и возникающие трудности при реализации курса ОРКСЭ Материал в учебных пособиях (особенно по буддизму, иудаизму, основам мировых религий) сложен, плохо адаптирован к возрастным особенностям учащихся 4-х и 5-х классов. Многие тексты трудны для восприятия школьников, перегружены терминами и понятиями. Требуется «доводка» мультимедийных приложений к учебным пособиям (задания нередко однотипные; диски не всегда открываются). Многие педагоги испытывают дефицит знаний по преподаванию отдельных модулей. Учителям необходимы дополнительные обучающие занятия. Необходимы рабочие тетради к учебным пособиям. Учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ является недостаточным. Необходимы внятные методические рекомендации к урокам, дополнительный дидактический материал, хрестоматийное сопровождение, словари. Курс, разорванный на две образовательные ступени, создаёт организационно-финансовые затруднения. Желательно, чтобы курс преподавался в один учебный год в 4-ом либо в 5-ом классе. Требуется модельные рекомендации по организации обучения в школе (особенно малокомплектной) и способам финансирования преподавания курса ОРКСЭ, в частности оплаты труда учителя. 17
18 Итоговые результаты апробации курса ОРКСЭ в 21субъекте РФ: Проведенный мониторинг хода и результатов апробации позволяет сделать ряд выводов по отношению к преподаванию курса ОРКСЭ различных категорий населения 18
19 По результатам мониторинга 19 По мнению учащихся, тексты пособий: –понятны – 81 % –не совсем понятны – 19 % По мнению учащихся, тексты пособий: –понятны – 81 % –не совсем понятны – 19 % Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации: –да – 76 % –нет – 11 % –затрудняюсь ответить – 13 % Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации: –да – 76 % –нет – 11 % –затрудняюсь ответить – 13 % С какого класса следует преподавать курс ОРКСЭ? –с начальных (1-4) кл. – 43% –со средних (5-6) кл. – 43% –со средних (7-9) кл. – 5% –затруднились с ответом – 2% С какого класса следует преподавать курс ОРКСЭ? –с начальных (1-4) кл. – 43% –со средних (5-6) кл. – 43% –со средних (7-9) кл. – 5% –затруднились с ответом – 2% Учащиеся считают, что уроки ОРКСЭ –очень интересные – 82 % –не очень интересные – 13 % –не интересные – 5 % Учащиеся считают, что уроки ОРКСЭ –очень интересные – 82 % –не очень интересные – 13 % –не интересные – 5 % Учащиеся определили причины, по которым им было неинтересно на уроках ОРКСЭ –непонятно, много незнакомых слов – 22,9% –на уроках было скучно – 3% –я много уже знал(а) – 13,2% –не хочу учиться по этому предмету – 1,1% Учащиеся определили причины, по которым им было неинтересно на уроках ОРКСЭ –непонятно, много незнакомых слов – 22,9% –на уроках было скучно – 3% –я много уже знал(а) – 13,2% –не хочу учиться по этому предмету – 1,1% Представители религиозных организаций (83%) выразили готовность активно участвовать в решении вопросов апробации курса
20 Промежуточные результаты В ходе реализации апробации подтверждена эффективность новой интегрированной федерально-региональной модели организации повышения квалификации педкадров, при которой: на федеральном уровне обеспечена тренерская подготовка на базе АПК и ППРО из расчета 1 тренер-преподаватель на 15 учителей на регионально-муниципальном уровне – повышение квалификации 15,5 тысяч учителей с опорой на региональные ИПК и муниципальные методслужбы Повышение квалификации осуществлялось на основе разработанных Минобрнауки гостребований и в соответствии с подготовленными и скоординированными программами повышения квалификации Тем самым были обеспечены единые содержательные и организационно-методические подходы к введению апробационного курса ОРКСЭ 20
21 Промежуточные результаты В ходе апробации повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными организациями Никакого разобщения учеников, их родителей, учителей по религиозным основаниям в ходе апробации не произошло При этом важно подчеркнуть активное участие родителей в проведении различных совместных с детьми мероприятиях, предусмотренных курсом ОРКСЭ Отмечено, что 88 % учащихся обсуждают дома с родителями, бабушками и дедушками темы, изученные на уроках ОРКСЭ Такого тесного, заинтересованного сотрудничества детей и родителей в вопросах образования ранее не фиксировалось в общеобразовательной практике 21
22 Промежуточные результаты Общим положительным результатом апробации следует признать сформированное позитивное отношение к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в 21 территории, участвующей в апробации 22
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.