Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемponomarenko.ucoz.ru
1 Руднев Алексей Николаевич Урок-практикум по решению задач по генетике. Учитель биологии МОУ СОШ посёлка Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской области.
2 Руднев Алексей Николаевич Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей. обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей. воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем. воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.
3 Руднев Алексей Николаевич Вопросы биологического диктанта 1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма……………….. 1.Совокупность всех взаимодействующих генов организма……………….. 2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК…………. 2.Элементарная единица наследственности, представленная отрезком молекулы ДНК…………. 3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………… 3. Пара генов, определяющих развитие альтернативных признаков……………… 4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий…………………………. 4. Признак, проявляющийся у всех гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий…………………………. 5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости……………………….. 5. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости………………………..
4 Руднев Алексей Николаевич Дать определения понятиям 1. Аутосомы – это………………………………………………………………………… …………….. 1. Аутосомы – это………………………………………………………………………… …………….. 2. Рецессвный признак – это………………………………………………………………………… …. 2. Рецессвный признак – это………………………………………………………………………… …. 3. Гомозиготное состояние- …………………………………………………………………………….. 3. Гомозиготное состояние- …………………………………………………………………………….. 4. Гетерозиготное состояние- ………………………………………………………………………… Гетерозиготное состояние- ………………………………………………………………………… Гомогаметный и гетерогаметный пол- ……………………………………………………………… 5. Гомогаметный и гетерогаметный пол- ………………………………………………………………
5 Руднев Алексей Николаевич Первый блок задач: «Моногенное аутосомное наследование». А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. А- У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. 1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. 1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. 2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. 2. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше. Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях? Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?
6 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: человек Признаки: цвет глаз, преобладание развития рук В- карие глаза в- голубые глаза Н- праворукость h- леворукость ?- фенотипы родителей и детей РЕШЕНИЕ: 1) Р ВВНН х ввhh ВвНh (карие глаза с преобладанием правой руки) ВвНh (карие глаза с преобладанием правой руки) 2) Р ВвНh х ввhh ВвНh (карие глаза, праворукость) ВвНh (карие глаза, праворукость) Ввhh (карие глаза, леворукость) Ввhh (карие глаза, леворукость) ввНh (голубые глаза,праворукость) ввНh (голубые глаза,праворукость) ввhh (голубые глаза, леворукость) ввhh (голубые глаза, леворукость)
7 Руднев Алексей Николаевич Б- Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
8 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: овёс Признак: рост, особенности созревания плодов А- норма а- гигантизм В- раннеспелость в- позднеспелость ?- фенотипы родителей и потомства РЕШЕНИЕ: Р АаВв х АаВв Ответ: 9 норма, раннеспелые 3 норма, позднеспелые 3 норма, позднеспелые 3 гиганты, раннеспелые 3 гиганты, раннеспелые 1 гиганты, позднеспелые. 1 гиганты, позднеспелые. Оба родителя имели фенотип: нормальные раннеспелые.
9 Руднев Алексей Николаевич В- ДАНО: Объект: человек Признаки: близорукость, фенилкетонурия. А- близорукость а- норма В- норма в- фенилкетонурия ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией. СХЕМА БРАКА: СХЕМА БРАКА: Р аа ВВ х Аа вв Р аа ВВ х Аа вв ??????? ??????? Ответ: Ответ:
10 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: человек Признаки: близорукость, фенилкетонурия. А- близорукость а- норма В- норма в- фенилкетонурия ?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией. РЕШЕНИЕ: Р аа ВВ х Аа вв -АаВв -АаВв -ааВа -ааВа Ответ: вероятность составляет 50%.
11 Руднев Алексей Николаевич Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).
12 Руднев Алексей Николаевич Второй блок задач: «Генетика пола». А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания: А- У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания: кошки с черепаховой окраской с чёрным котом кошки с черепаховой окраской с чёрным котом кошки с черепаховой окраской с рыжим котом кошки с черепаховой окраской с рыжим котом Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему? Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?
13 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: кошки Признак: окраска шерсти В- чёрная в- рыжая Вв- черепаховая ?- Фенотипы потомства РЕШЕНИЕ: 1) Р ХВХв х ХВY ХВХВ –чёрная, ХВХв – черепаховая, ХВY –чёрный, ХвY – рыжий 2) Р ХВХв х ХвY ХВХв – черепаховая, ХвХв – рыжая, ХВY –чёрный, ХвY – рыжий. Ответ: появление котов с черепаховой окраской невозможно, так как для этого необходимо сочетание доминантного и рецессивного генов, но Y- хромосома не имеет аллельных генов. Поэтому котята (коты) при таком скрещивании могут быть только рыжие и чёрные.
14 Руднев Алексей Николаевич Б- У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген в – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготная) с самцом, имеющим голубую окраску тела?
15 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: рыба Признак: окраска тела В- коричневая в- голубая ?- фенотипы потомства РЕШЕНИЕ: Р ХВХв х ХвY ХВХв - коричневая ХвХв – голубая ХВY –коричневая ХвY – голубая
16 Руднев Алексей Николаевич В- ДАНО: Объект: человек Признак: дальтонизм D- норма d- дальтонизм ? процент вероятности рождения больного ребёнка. СХЕМА БРАКА: СХЕМА БРАКА: ХDХd х ХdY ХDХd х ХdY ????????? ????????? Ответ: Ответ:
17 Руднев Алексей Николаевич ДАНО: Объект: человек Признак: дальтонизм D- норма d- дальтонизм ? процент вероятности рождения больного ребёнка. РЕШЕНИЕ: ХDХd х ХdY ХDХd – норма ХdХd - дальтонизм ХDY – норма ХdY - дальтонизм Ответ: 50%.
18 Руднев Алексей Николаевич «Множественные аллели».
19 Руднев Алексей Николаевич В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребёнка I группа крови, а у второго- II группа. Анализ показал, что одна супружеская пара имеет I и II группу, а другая- II и IV группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот или иной ребёнок.
20 Руднев Алексей Николаевич - по условию задачи первая супружеская пара может иметь детей с I и II группами крови: Р 00 х А0 А0, 00 А0, 00 Вторая супружеская пара может иметь детей со II, III, IV группами крови: Р А0 х АВ А0, АВ, В0 А0, АВ, В0 Обе супружеские пары могут иметь детей со II группой, но, ребёнок с I группой крови принадлежит первой супружеской паре, так как у второй супружеской пары не возможно рождение ребёнка с I группой крови. Им принадлежит ребёнок со II группой крови.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.