Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu24.info
3 Цели : Обучающие : Познакомить с историческим материалом для более глубокого представления о предводителе крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Емельяне Пугачеве Дать представление о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения Научить определять авторское отношение к главным героям Развивающие : Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала Формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы Воспитательные : Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества : честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову Прививать любовь к литературе и истории своей Родины Воспитывать уважительное отношение к мнению других
4 Методические приемы : индивидуальные сообщения, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа Формы организации учебной деятельности : индивидуальная и групповая работа
5 Домашнее задание : Перечитать главы 2, 7,8,11,12 Индивидуальное задание : - подготовить сообщение на предложенную учителем тему » Изображение народной войны и ее вождя ». - подготовить выразительное чтение эпизода на стр Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, повесть « Капитанская дочка », учебник - хрестоматия, карточки для работы групп
6 Крестьянский бунт гг. под предводительством Емельяна Пугачева, провозгласившего себя царем Петром. Правление было всюду прекращено помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный !
7 Емельянов Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем.
8 Кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так интересна Пушкину ? ? Кто же такой Емельян Пугачев, и почему его личность была так интересна Пушкину ? ?
9 Гринев видит в Пугачеве не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого. Пугачев и его товарищи поют песню « Не шуми, мати, зеленая дубравушка ». Песня эта помогает понять и Пугачева. И группу его товарищей, вместе с тем придает трагический тон.
10 Предводитель восставших испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности 6 « улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мы должны держать ухо востром, при первой неудаче они свою шкуру выкупят моею головою ».
11 Когда и как появляется Пугачев на страницах романа ? Как запечатлен образ вожатого ? На что обращает внимание Гринев ?
12 Как вы думаете, о чем вожатый разговаривает с хозяином умета ? Почему их разговор Гринев называет « воровским »? Ребята, а сообщаются причины восстания крестьян в произведении Пушкина ? Что о них говорит Гринев ?
13 В каких главах еще говорится о Пугачеве ? Чем его изображение в последующих главах отличается от изображения вожатого ? Давайте сравним описание внешности Пугачева и вожатого ( работа с таблицей ).
14 Что изменилось, а что осталось неизменным ? Как происходит вторая встреча Гринева и Пугачева ? Что до этой встречи знал о Пугачеве Гринев ?
15 Какое впечатление на Гринева производит первое появление Пугачева ? ( анализ эпизода « Штурм Белогорской крепости ») Каким Пугачев показан во время казни после взятия крепости ? Почему он помиловал Петра ?
16 Чем Гринев занимается в Оренбурге ? Как и при каких обстоятельствах происходит следующая встреча героев ? Почему Гринев обращается за помощью к Пугачеву ? Чем он рискует ?
17 Почему Пугачев помогает Гриневу и освобождает сироту ? Каким он показан в этой сцене ? ( работа с таблицей ) Какие искренние признания по дороге в Белогорскую крепость делает Пугачев Гриневу ? Почему именно ему он раскрывает свою душу ? Чем растрогал Гринев « суровую душу » Пугачева ?
19 1 группа : В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности : « Внешность его была замечательна », про глаза сказано, что они были « живые », а лицо имело выражение « довольно приятное, но плутовское ». Т. О., в описании внешности Пугачева в « Капитанской дочке » проглядывается авторская симпатия, а в « Истории Пугачева » портрет героя лишен эмоциональной окраски.
20 2 группа : Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А. С. Пушкин показывает при помощи глагола « повалил », т. е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей.
21 3 группа : В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772 г. Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный « воровской » язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин « умета », - это специальная речь, доступная лишь членам шайки.
22 4 группа : В « Истории Пугачева » А. С. Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В « Капитанской дочке », основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, т. к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева.
23 5 группа : Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь « всего – навсего только тридцать три года », чем существовать, « питаясь падалью », триста лет.
24 Вывод : А. С. Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа.
25 Но, используя художественный вымысел, речевую характеристику героя и детали портрета, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся,
26 способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, проницательного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.
27 Письменно ответьте на один из вопросов : Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности ? С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать ? О чем бы вы его спросили ?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.