Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.philology.bsu.by
1 компонентный анализ: грамматика Кузнецов, А.М. Компонентного анализа метод // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М., 1990: 233 – 234 Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / электронный ресурс research/html/topic.html research/html/topic.html
2 компонентный анализ: фонетика и фонология М.В. Панов: фонетика позволяет наблюдать звуковую стихию речи. звук речи /фонема Звук – минимальная единица речи или языка; элемент произносимой речи, образуемый с помощью органов речи. Звук речи – конкретный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретном речевом акте. Звук языка – множество звуков речи, близких по характеристикам и определяемых говорящими как одинаковые.
3 компонентный анализ: фонетика и фонология Выделение отдельных звуков и их оценка как одинаковых или разных зависит от системы языка. Разница между р – л: Карл у Клары украл кораллы… о - у: бом – бум, гроб – груб… Французы считают, что вес – весь различаются не конечными согласными, а гласными.
4 фонетика: анализ компонентов Органы речи представляют собой акустические резонаторы. Отдельные составляющие звука усиливаются или ослабляются, и формируется индивидуальное акустическое различие звуков.
5 акустическая хар-ка звуков: М. Царев и В.Качалов - осциллограммы [сн] в снежный
6 бинарная акустическая классификация звуков Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле предложили дихотомическую классификацию по парным признакам, в которой фиксируется наличие или отсутствие у звука того или иного признака.
7 бинарная акустическая классификация звуков Классификация Р. Якобсона, Г. Фанта и М.Халле 1) практична – бинарность признаков позволяет пользоваться классификацией при работе с компьютером; 2) применима ко всем языкам мира; 3) дает возможность характеризовать гласные и согласные звуки на едином основании.
8 бинарная акустическая классификация звуков Роман Якобсон, Гуннар Фант и Морис Халле выявили 12 бинарных признаков для звуков. В русском языке – важны 9 признаков.
9 бинарная акустическая классификация звуков 9 бинарных признаков звуков русской речи 1) вокальность – невокальность 2) консонантность – неконсонантность 3) компактность – диффузность 4) высокая тональность – низкая тональность 5) бемольность – небемольность 6) диезность – недиезность 7) прерванность – непрерванность 8) резкость – нерезкость 9) глухость – звонкость
10 бинарная акустическая классификация звуков 1)вокальность – невокальность вокальность - наличие голоса. Вокальные: гласные и сонорные согласные. Невокальные: шумные согласные.
11 бинарная акустическая классификация звуков 2) консонантность – неконсонантность Консонантность – наличие шума. гласные – неконсонантные согласные – консонантные
12 бинарная акустическая классификация звуков 3) компактность - диффузность Компактные звуки – более высокая по сравнению с диффузными концентрация произносительной энергии.
13 бинарная акустическая классификация звуков 3) компактность – диффузность слово привет В спектре компактных звуков р, э преобладает одна центральная область в спектре диффузных звуков п, и, в, т, областей несколько.
14 бинарная акустическая классификация звуков 4) высокая тональность – низкая тональность : гласные и согласные Звуки высокой тональности - уменьшается объем полости рта; звуки низкой тональности - увеличивается объем полости рта. высокие гласные переднего ряда и, э низкие гласные среднего и заднего ряда о, у, а
15 бинарная акустическая классификация звуков 5) бемольность – небемольность Бемольность - понижение звучания на полтона. Признак бемольности - огубленность. Бемольные звуки – гласные [о], [у] и предшествующие им в слове согласные [тºот] [тºут]
16 бинарная акустическая классификация звуков 6) диезность – недиезность Диезность - повышение звучания на полтона. Диезные звуки - все мягкие согласные звуки и гласные в позиции между мягкими согласными. дядя [д׳ά׳дь] тётя [т˚׳ό׳ть] Юля [j˚׳у׳ль] мель [ê], миссия [û]. Недиезные звуки – твердые согласные и гласные между ними.
17 бинарная акустическая классификация звуков 7) прерванность – непрерванность Прерванные звуки - при образовании полость рта хотя бы на миг закрывается. Непрерванные звуки - гласные и щелевые согласные: в, в, л, л, j, з з, с, с, ж, ж:, ш, ш:, ф, ф, х, х
18 бинарная акустическая классификация звуков 8) резкость – нерезкость При образовании резких звуков струя воздуха встречает в полости рта не одну, а несколько преград. Резкие звуки - ц, ч и р, р; нерезкие – гласные и все остальные согласные.
19 бинарная акустическая классификация звуков 9) глухость – звонкость Глухие - согласные, которые произносятся без участия голоса. Звонкие – гласные, сонорные согласные и звонкие шумные согласные.
20 звуковой символизм Опираясь на акустическую классификацию звуков развивается направление, изучающее семантические, ассоциативные связи звуков – звуковой символизм.
21 звуковой символизм У П.А. Вяземского есть рассказ о том, как итальянец понял слово телятина «нежное, ласковое, обращенное к женщине» – преобладание диезных и высоких звуков. Л.А.Введенская. Что ни звук, то и подарок. М., 1996
22 звуковой символизм Обозначения звуковых явлений - соответствие лексического и фонетического значений: аккорд - красивый, яркий, громкий; бас - мужественный, сильный; писк - маленький, слабый, тихий; гром - грубый, сильный, злой; лепет - хороший, маленький, нежный, слабый, тихий… Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981
23 звуковой символизм Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище! Корней Иванович Чуковский Преобладают звуки высокой тональности, диффузные, недиезные резкий – дрожащий р, открытый нижний гласный а и закрытые у, и / ы
24 звуковой символизм Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище! Корней Иванович Чуковский Доминируют синий и черный цвета. Признаки звуков: противный, угловатый, трусливый, злой, - психологический портрет Таракана Журавлев, А.П. Звук и смысл. - М., 1981
25 соотношение понятий фонемы и звука Как соотносятся понятия фонемы и звука? Ряд словоформ: сад – садит – сядь – сяду [а] [а˙] [˙а˙] [˙а] гласные звуки под ударением – фонема под ударением. Разные звуки воплощают одну фонему в разных позициях.
26 соотношение понятий фонемы и звука фонема под ударением слова пот Ó м и пёсика
27 фонология: анализ компонентов Фонема – языковая единица, реализующаяся в речи в звуковых вариантах. Как сгруппировать звуковые оттенки вокруг фонемы? Сделать это помогают понятия фонологической оппозиции и дифференциальных признаков.
28 фонология: анализ компонентов Фонологическая оппозиция – противопоставление двух слов, которые отличаются одним звуковым элементом. Именно этот элемент различает план выражения слов. Ср.: том – дом, том – тон, кон – конь.
29 фонология: анализ компонентов Одно из определений фонемы: совокупность дифференциальных признаков. В каждом языке свой набор дифференциальных признаков каждой фонемы и своя система фонем.
30 фонология: анализ компонентов Дифференциальные признаки фонемы – артикуляционные и акустические признаки, которые отличают одну фонему от другой: том – дом: - оппозиция глухость / звонкость
31 фонология: анализ компонентов фонема по звонкости противопоставлена и всем глухим; по твердости // и всем мягким; по способу артикуляции // всем невзрывным; по месту образования (переднеязычная) // всем непереднеязычным Описали фонему через сумму ее противопоставлений другим фонемам и одновременно выделили ее признаки: фонема : звонкость, твердость, взрывность, переднеязычность.
32 морфология: анализ компонентов значение совершенного вида Иван открыл окно = 1) до t окно не было открыто (не имело место р) 2) в момент t происходил переход от не-р к р 3) в момент t f окно стало открыто момент t f фиксирован в тексте Падучева Е.В. Семантические исследования: семантика времени и вида в русском языке. - М., 1996
33 актуальное членение предложения : анализ компонентов Понятие разработано в трудах Пражского лингвистического кружка для описания функциональных компонентов предложения. рема - сообщаемая часть тема - отправная точка сообщения
34 актуальное членение предложения: анализ компонентов Эти девушки – чудесные. тема эти девушки рема чудесные
35 актуальное членение предложения : анализ компонентов тема - топик (topic) рема - фокус (focus), или комментарий (comment)
36 актуальное членение предложения: анализ компонентов Определение компонентов тема и рема Первый способ – с помощью интонации. Падение тона – нисходящая интонация = рема Эти девушки - чудесные. Тема не имеет единого средства выражения.
37 актуальное членение предложения: анализ компонентов определение компонентов тема и рема Второй способ. Сообщаемое (рема) обычно соотносится с той информацией, о которой еще не было речи - естественно сообщать то, что для слушающего ново. Тема обычно включает то, о чем только что шла речь: Эти девушки – чудесные.
38 компонентный анализ Разработка принципов компонентного анализа продолжается. Метод хорошо сочетается с принципами коммуникативной лингвистики.
39 компонентный анализ Компонентный анализ показывает, как некое сложное явление можно объяснить через совокупность его компонентов, более простых и более доступных для наблюдения.
40 компонентный анализ Кто построил пирамиды? – люди, завороженные космосом Каков принцип основания пирамиды? – отношение длины основания пирамиды к ее высоте, разделенное пополам, дает число "пи" (отношение длины окружности к ее диаметру) с точностью до шестого знака! Каков принцип граней пирамиды? – исключительна точность ориентации граней по странам света. Ошибка составляет ничтожную величину - 0,015 процента! Зачем грани делались вогнутыми, если их вогнутость незаметна с земли? – вогнутые "зеркала" на гранях общей площадью около 15 гектаров фокусировали солнечные лучи в день летнего солнцестояния. Вверх поднимались волны раскаленного воздуха. Зачем построили пирамиды? – способ попасть в обитель богов (звезды смещаются, кроме одного темного пятна; вокруг него вращаются две яркие звезды) отверстие в камере фараона – телескоп, смотрящий на околополюсные звезды; фараон «может идти дальше и присоединиться к несокрушимым (неподвижным) звездам» пирамида – машина передвижения и не только для правителя, но и для всех египтян
41 Благодарю ЗА БЛАГОСКЛОННОСТЬ -Неужто всё? -Чай, не всё.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.