Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool-513.clan.su
1 Психологическая подготовка учителя «для новой школы» Психологическая подготовка учителя «для новой школы» В.В. Рубцов В.В. Рубцов ректор МГППУ ректор МГППУ директор ПИ РАО директор ПИ РАО
2 "Школьные риски (мнение родителей) Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%) Качество образования (48%) 85% 65% 61% 59% 48% 35% Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации, связанные со школой (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Качество образования (48%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%)
3 В чем выражен низкий уровень психологической подготовки современного учителя: (мнение Е.Л. Рачевского) нет общей психологической культуры общения; не умеет организовать работу в группах; не умеет организовать урок в деятельностной парадигме; не знает типологии детских проблем (детства в целом); не умеет работать с различными категориями детей; не знает психологии и физиологии (особенно детей); не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д. 3
4 НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [1] XXIВладение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в. Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности. Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности. 4
5 Способность общаться с другими участниками образовательного процесса. Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду. Умение применять здоровьесберегающие технологии. Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека. 5 НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ) [2]
6 Проводя системный анализ проблем существующей школы и говоря о целях и задачах «Новой школы», следует признать, что в современных условиях мощным стратегическим ресурсом, который может адекватно ответить на вызовы времени, обеспечить качественно новый по содержанию и форме уровень подготовки учителя (тот, который станет содержательной основой создания Новой школы), являются подходы психологии образования, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства, накопившей научно-обоснованные знания о процессах и механизмах развития детей в обучении. 6
7 Подходы психологии образования содержательно завязаны на особенности нового Госстандарта общего среднего образования, который будет утвержден Правительством РФ в ближайшее время. Так, в обоих существующих сегодня вариантах проекта стандарта (прежде всего в проекте, разработанном Российской академией образования) реализуется созданный отечественной наукой деятельностно- компетентностный подход к образованию. В рамках этого подхода наряду с предметными компетенциями, вводятся мета-предметные (такие как, способность работать с разными видами информации, анализировать проблемы, ставить задачи и др.) и, что особенно важно, личностные компетенции. 7
8 С этим связано два принципиально важных направления, развертывание которых будет определять эффективность системы образования в создании «Новой школы». Первое и главное. Очевидно, что для реализации нового стандарта и построения на его основе действительно «Новой школы» потребуется «Новый учитель», который будучи учителем-предметником (например, учитель географии) должен уже не только уметь преподавать учебный материал (по географии), но и формировать на этом материале все 3 типа указанных компетенций, т.е. владеть способами организации деятельностей детей и взрослых, сензитивных для конкретных возрастов. Особенное значение это имеет для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, поскольку формирование соответствующих компетенций в этих возрастах напрямую зависит от форм взаимодействия и общения ребенка со взрослым и детей между собой, от форм их совместной (распределенной) деятельности. 8
9 Второе. При системном введении нового стандарта общего образования уже существующая критика ЕГЭ дополняется одной, но теперь уже «убийственной» позицией. Очевидно, что ЕГЭ – это, всего-навсего возможность определить, какой учебной информацией владеет ученик (оставляю без комментария саму эту возможность). При этом понятно, что то, с чем уже точно не может справиться ЕГЭ, – это с измерением деятельностных компетенций учащихся. 9
10 С этой точки зрения, наше первое предложение состоит в том, чтобы начать адресную разработку по крайне мере московской модели определения основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой помимо измерения учебной информации с помощью ЕГЭ можно определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность и др. В этом направлении работают сейчас специалисты наших московских вузов, а соответствующее предложение внесено не только в резолюцию нашей Конференции, но в Минобрнауки РФ. 10
11 11 Теперь по и главному направлению, связанному с подготовкой учителя для «Новой школы» на основе деятельностно-компетентностного подхода. Система психологической подготовки педагогических кадров, основанная на установках деятельностного подхода, разрабатывается нами в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование». При этом именно психолого-педагогическое образование выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом как на метапредметном, так и на личностном уровнях.
12 Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем, с одной стороны, предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования», с другой стороны, помимо указанного профиля в это направление включен целый ряд по существу сопряженных профилей (всего 9 профилей). 12
13 Так, в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» в проекте предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата : 1.Психология образования 2.Психология и педагогика дошкольного образования 3.Психология и педагогика начального образования 4.Психология и педагогика профессионального образования 5.Психология и педагогика дополнительного образования 6.Психология и социальная педагогика 7.Психология и педагогика инклюзивного образования 8.Психология и педагогика образования одаренных детей 9.Специальная психология и педагогика 13
14 Ядром основой образовательной программы является модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. Таким образом, деятельность и возраст – это основные категории, которые определяют содержание психолого-педагогической подготовки в рамках направления «Психолого-педагогическое образование». 14
15 При разработке ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» была реализована следующая схема: Вид профессиональной деятельности (СПД), задачи профессиональной деятельности Государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО), общие компетенции, компетенции профиля 15
16 С учетом того, что в настоящее время в России нет действующих профессиональных стандартов по профессиям и профилям данного направления, разработчики учитывали международные и национальные нормы: Утвержденные квалификационные требования к ПД (психолога); Базовые компетенции с учетом реальных рабочих мест и ситуации в регионах; Принятые в мировой практике схемы подготовки (психолога): бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование: 1 -3 года или 1,5 – 4 года в условиях супервизии (психологическая интернатура); Независимая система итоговой аттестации (квалификационный экзамен с участием профессионального сообщества); 16
17 Так, выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: 17
18 В психолого-педагогической деятельности (ПКПП): способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3); способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4); способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6). 18
19 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми руемых компе- тенций Профессиональный цикл160 Базовая (общепрофессиональная) часть 40–50 Безопасность жизнедеятельности Модуль 1 Введение в психолого- педагогическую деятельность Модуль 2 Психология и педагогика дошкольного возраста Модуль 3 Психология и педагогика младшего школьного возраста Модуль 4 Психология и педагогика подросткового возраста Модуль 5 Методология и методы психолого- педагогической деятельности ОПК-12 ОПК-15 ОПК-1 ОПК-8 ОПК-9 ОПК-13 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-2 ОПК-4 ОПК-11 ОПК-3 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-10 ОПК-12 ОПК-13 ОПК-14 ОПК-15 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения; принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы уметь – организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе владеть – методами экспериментально-проектной работы в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики
20 Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями. 20
21 В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП): способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1); способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2); способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3); способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4); готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5); 21
22 способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6); способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7); способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8); способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9). 22
23 23 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать – феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды; способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно- воспитательном процессе; показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека; способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой; признаки и показатели уровня психологического стресса, способы их интерпретации; Научные исследования в профессиональн ой деятельности психолого- педагогического направления Культурно- исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Социальная психология образовательно й среды ОПК-3 ОПК-4 ОПК-8 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-9
24 24 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компетен ций Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: уметь – оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства; выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий; оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и предложить научно обоснованные методы повышения их эффективности; оценивать состояние интеллектуальной, аффективной, нравственной и регулятивной сферы личности на разных возрастных этапах жизненного пути с учетом возрастных критериев и норм; Формирование психологически комфортной и безопасной образовательно й среды Комплексный подход в психолого- педагогической деятельности Организация и функции службы практической психологии образования ОПК-12 ОПК-13 ОПК-16 ОПК-11 ОПК-13 ОПК-10 ОПК-14 ОПК-15 ОПК-16
25 25 Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудо- емкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки Ко- ды Базовая (общепрофессиональная) часть12-26 В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: владеть – современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; технологиями оценки, компенсации и коррекции отклонений в поведении и развитии, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; современными методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методами активного обучения; современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
26 В целом, подготовленный нами ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» демонстрирует тот факт, что современный учитель действительно может и должен получить качественную иную по содержанию и форме психологическую подготовку. При этом, важно понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение (что характерно как раз для многих существующих вариантов). 26
27 Это означает, что предлагаемое изменение парадигмы педагогического образования и включение в качестве его важнейшего звена психолого-педагогического компонента обуславливает необходимость задания в программах подготовки педагога таких форм и такого содержания, которые позволят ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. 27
28 По-существу, это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования» и др. является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых. Причем конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием (а не средством) развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. 28
29 Предложения в резолюцию Конференции (в дополнение к названному выше) Итак, мы считаем, что последовательно создавая новую школу на основе деятельностно-компетентностного подхода необходимо: Осуществить переход подготовки педагогических кадров для московского образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО (3-го поколения) по направлению «Психолого-педагогическое образование». Создать магистратуру по направлению «Психолого-педагогическое образование», вписать такую магистратуру в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование») и т.д. 29
30 Существенно усовершенствовать систему повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), а по психолого- педагогическому маршруту с указанием периодичности такого повышения квалификации и его увязыванием с программой аттестации и подтверждением квалификации. Разработать систему повышения психологической квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров города Москвы, ориентированную на решение задач по переходу образовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2-го поколения). Создать ресурсный центр повышения психологической квалификации педагогов (МГППУ). 30
31 С учетом того, что стандарт общего среднего образования создавался при отсутствии стандарта профессиональной деятельности учителя, поддержать инициативу МГПУ о разработке московской модели профессионального стандарта педагогической деятельности. 31
32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.