Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.agpu.net
1 Профессиональные стандарты педагогической деятельности как основа разработки практикоориентированных программ педагогического образования Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. доцент МПГУ, ведущий научный сотрудник ФИРО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2 Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС ПредметДолжность / профессияВЭД (ОПД) Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Статус ? Нормативная функция, «тарификация», фиксация существующей ситуации ? Изначально - рекомендательный характер, развитие ОПД. Динамика – замена ЕКСД, ЕТКС (изменение процедуры утверждения) Содержание и характер описания Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВТД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Функциональный анализ трудовых функций, системное описание Разработчики Минздравсоцразвития совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели
3 АНАЛИЗТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – последовательнаядекомпозиция ВЭД (ОПД) => ВТД => ОТФ => ТФ, кв. уровень (подуровень) ТФ =>ТД => У => З и др. Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД должностные инструкции; и др. Документы, содержащие квалификационные характеристики Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Основной механизм разработки – согласование. Методы и формы: опрос, фокус-группа, дискуссия, круглый стол и др.
4 Создание профессиональных стандартов Разработка ПС по всему ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций Разработка ПС на один или несколько видов трудовой деятельности ВЭД «Образование» Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение» Управление
5 1. АВТОНОМНОСТЬ 2. СЕРТИФИЦИРУЕМОСТЬ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВТД и ТФ 3. ПОЛНОТА ТФ1+ТФ2+ТФn=ВТД 4. ПРАВИЛО МАЛЫХ ЧИСЕЛ 4-5 обобщенных ТФ
6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ (ПОДУРОВНЯ) НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ РФ (НРК РФ) 9Квалификационных уровней Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК РФ включены дескрипторы кв. уровней, которые раскрываются через следующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность сложность деятельности наукоемкость деятельности
7 Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 5 Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
8 Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
9 Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур. Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур. Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий и т.п. Понимание методологических основ деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
10 СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Квалификационный уровень НШ ОШСШНПОМСПО БАС
11 УПРАВЛЕНИЕ ОУ: ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЕНЬКОЕ БОЛЬШОЕ ТИП И ВИД ОУ колледж вуз Руководство (управление) ОУ (?) Управление проектами / процессами в ОУ Управление структурным подразделением
12 Базовая и «обеспечивающие» виды трудовой деятельности в образовании Обучение и воспитание (педагогическая деятельность) Научное обеспечение (деятельность) Методическое обеспечение (деятельность) Психологическое обеспечение (деятельность) Экспертное обеспечение (деятельность) Консалтинговая деятельность ???
13 Педагогическая деятельность: обобщенные трудовые функции Преподавание предмета(ов) по основным образовательным программам общего образования Организация внеурочной деятельностии общения школьников (в избранной области деятельности) Классное руководство ? Одинаков ли квалификационный уровень данных ТФ в начальной, средней и старшей школе?
14 Преподавание: трудовые функции А1/6- Разрабатывать методическое обеспечение, планировать обучение предмету(ам) и воспитание школьников на основе примерных программ, создавать в кабинете предметно-развивающую и воспитывающую среду А2/6- Проводить уроки А3/6- Осуществлять педагогический контроль и оценку процесса и результатов учения, поведения школьников на уроках А4/6- Анализировать процесс и результаты обучения предмету(ам) и воспитания школьников А5/6- Вести документацию, обеспечивающую обучение предмету(ам)
15 Организация внеурочной деятельности: трудовые функции В1/6- Разрабатывать методическое обеспечение, планировать организацию внеурочной деятельности и общения школьников, создавать в кабинете предметно-развивающую среду В2/6 - Проводить внеурочные занятия В3/6- Осуществлять педагогический контроль и оценку процесса и результатов деятельности и поведения школьников на занятиях В4/6- Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий В5/6- Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения
16 Классное руководство: трудовые функции С1/6 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты С2/6 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу С3/6 Проводить внеклассные мероприятия С4/6 Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий С5/6 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями С6/6 Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания С7/6 Анализировать результаты работы с родителями С8/6 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
17 ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ 1. Карточка вида трудовой деятельности Возможные наименования должностей: __________ Обобщенное описание трудовой деятельности: ________ Требования к профессиональному образованию и обучению работника: ВППО или ВО + ДППО; СПО (? для каких ТФ) Требования к опыту работы ________________________ Возможные места работы (рекомендуемый раздел) ______ Условия труда (рекомендуемый раздел) _______________ Необходимость документов (дипломы, сертификаты, свидетельства и др.), подтверждающих квалификацию (рекомендуемый раздел) Особые условия допуска к работе (рекомендуемый раздел) __________
18 ОПИСАНИЕ ВТД В ПРОФСТАНДАРТЕ Перечень трудовых функций Шифр Наименование трудовой функции Квалификационный уровень (подуровень) 2. Описание трудовых функций Трудовая функция: ________________ Шифр А1/6 Основные трудовые действия Необходимые знания Необходимые умения Другие характеристики трудовой функции
19 определение комплекса видов трудовой деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие системы образования; проведение процедур стандартизации и унификации: установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.; разработка средств оценивания и проведения оценки квалификации и сертификации работников образования, а также выпускников учреждений профессионального педагогического образования; формирование программ всех уровней профессионального педагогического образования, а также разработки учебно- методических материалов к этим программам; решение задач в области управления персоналом (разработки систем мотивации и стимулирования, должностных инструкций; отбора, подбора и аттестации педагогических и управленческих кадров, планирования карьеры). ПС для ВЭД «Образование»
20 ПС 20 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КИМы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС?
21 НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
22 Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», СТ.14, П.3 (действующая редакция) ЗАКОНОПРОЕКТ: квалификация по образованию квалификация по образованию профессиональная квалификация
23 ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
24 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА РИСК ПОТЕРИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ВПО РИСК СНИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ИЗ-ЗА ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЙ НА АДАПТАЦИЮ РАБОТНИКОВ НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ К ПОЯВИВШЕЙСЯ И РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НЕОБХОДИМОСТЬ СНИЖЕНИЯ СРОКОВ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНОК ТРУДА НА ФОНЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА
25 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ УВОЛЬНЕНИЕ, изменение квалификации ? Противоречивость требований к работнику ПРИЕМ НА РАБОТУ
26 ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ УРОВЕНЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВПО КВАЛИФИКАЦИЯ НРК: КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ 6
27 вид программ ВПО первого цикла, направленных на получение квалификации Квалификация (работника) 1) Готовность к выполнению определенного вида (видов) профессиональной деятельности 2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА
28 МЕСТО ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА СРЕДИ ПРОГРАММ ВПО ВПО ПБ ? ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ? ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ
29 Трудоемкость составляющих программ академического и прикладного бакалавриата
30 Профессиональная деятельность Структура программ ПБ ОПД: А, В, С, D… ОГСЭ, ЕН УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫ Е ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА Профессиональное образование ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn
31 В условиях эксперимента программы по специальности СПО (на базе колледжа с обязательным участием вуза); программы по направлению подготовки (профилю) ВПО (на базе вуза, с участием или без участия колледжа); СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ Важен заказ работодателя «Естественные условия жизни» сопряжение программ СПО и ВПО (бакалавриат, сокращенная подготовка) включение в профессиональный цикл программ ВПО профессиональных модулей, каждый из которых направлен на освоение конкретной трудовой функции (см. ПС) ? дисциплинарная структура + увеличение количества практики по каждой из осваиваемых трудовых функций (см. ПС)
32 Качество образования КАЧЕСТВОРЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВОУСЛОВИЙ КАЧЕСТВОПРОЦЕССА Качество профессионального образования в первую очередь проявляется в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ, СТАНДАРТОВ И НОРМ В ОБРАЗОВАНИИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.