Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемgeneralova-ea.ucoz.ru
1 «Пословицы и поговорки на современный лад» Работу выполнили ученики 9-х классов МБОУ СОШ 2 гор. Гвардейска Бойко Валерий, Ёлкина Татьяна, Подшумляк Петр
2 Пословицы и поговорки – распространенный и очень важный жанр устного народного творчества. Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения, обобщающие социально-исторический опыт народа и вошедшие в разговорную речь. В.И.Даль, знаток пословиц, составитель знаменитого сборника «Пословицы русского народа», дал им такое определение : «Пословица, - писал он,- коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми»..
3 Я к тебе голублюсь, а ты от меня тетеришься.
4 Гусь свинье не товарищ.
5 Дыма без огня не бывает.
6 Кто пораньше встает, тот грибки себе берет, а сонливый да ленивый идет в поле за крапивой.
7 Если б да кабы во рту росли грибы тогда бы был не рот, а полный огород.
8 Два соловья на одной ветке не поют.
9 Где тонко, там и рвётся.
10 Поговоркой именуют краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершенностью умозаключения. Основным отличием пословицы от поговорки считается переносный смысл, которым обладает пословица, и отсутствие его у поговорки.
11 Пословицы и поговорки отличаются разной степенью мотивированности. С этой точки зрения можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц и поговорок.
12 К первому типу относятся пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Соответствующие пословицы сближаются с фразеологизмами. Сюда можно отнести фразеологизмы типа: «Быть бычку на веревочке»; «Перемелется - мука будет»; «Горбатого могила исправит»; «Своя рубашка ближе к телу»; «Ворон ворону глаз не выклюет» и т.п.
13 Игра не стоит свеч.
14 Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
15 Бабушка надвое сказала.
16 Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойным планом – буквальным и иносказательным. Таковы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Аппетит приходит во время еды» и т.п.
17 Кашу маслом не испортишь.
18 Лежачего не бьют.
19 Третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся поговорки: «Бедность не порок»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Молчание - знак согласия»; «Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую»; «Старый друг лучше новых двух» и т.д.
20 Коса - девичья краса.
21 Век живи, век учись.
22 Ход истории меняет человека и его отношение к окружающей действительности. «Новый человек» по- новому смотрит и на смысл, заложенный в пословицы и поговорки, видоизменяя их. По мнению некоторых ученых, «пословицы перерождаются в антипословицы». Антипословицы – переделки традиционных пословиц – представляют собой интересное явление. Это тексты, в которых переплетаются элементы традиционных пословиц, лозунгов, рекламы, в том числе и политической. В них, в частности, отражается и подвергается оценке недавнее прошлое и современные реалии. Старая и легко узнаваемая пословица актуализируется, например, когда в ее состав вводятся имена политических деятелей последней эпохи или термины, вошедшие в нашу речь с появлением таких понятий, как интернет и компьютер.
23 Но чем хороши антипословицы? Прежде мы не знали частотности пословиц. А в переделках они фиксируются кустами, выхватывая главные блоки нашей жизни. Например, пословица «Чем дальше в лес, тем больше дров» имеет более 50-ти современных вариантов: «Чем больше дров, тем меньше лес», «Чем дальше в лес, тем ближе вылез», … Антипословицы - это языковая игра, шутка, которая помогает утешаться в трудной жизни.
24 Ученье - свет, а неученье - приятная полутьма. Ученье-свет, а неученых - тьма.
25 Не в деньгах счастье, а в их количестве.
26 Кто первый встал, того и тапочки.
27 В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче.
28 Hе имей сто процентов, А имей сто клиентов. Hе имей сто рублей, А имей сто долларов.
29 В Москве толсто звонят, да тонко едят.
30 Не смотри на потолок, там ответов нет.
31 Если с первого раза у вас ничего не получилось - парашютный спорт не для вас...
32 Одна голова - хорошо, а две - некрасиво.
33 Hе тот богат, кто цены накручивает, А тот, кто сделки прокручивает.
34 Губа не дура - дура не губа!
35 Если дым стелется по земле - вернитесь и выключите утюг, если поднимается столбом - можете уже не возвращаться.
36 Хорошее море - Мертвое море.
37 Хоть и пес, лишь бы яйца нес.
38 «В России не только на каждый яд ученые находят противоядие. У нас на каждую пословицу народ обязательно придумает антипословицу…» Вера Сергиенко. («От сумы да от жены…») Основная причина возникновения антипословиц - стремление уйти от монотонности повседневного бытия, разнообразить его с помощью шутки, юмора и смеха.
39 Однако, характерной чертой любого времени можно назвать не только появление новых пословиц и поговорок, но и новый (современный) взгляд на ранее известные.
40 Эта ворона нам не оборона.
41 Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
42 Любишь кататься - люби и саночки возить.
43 Как снег на голову.
44 Лучше семь раз покрыться потом, чем один раз инеем!
45 В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость, уходящая своими корнями в далекое прошлое. И, даже несмотря на сарказм или злую иронию современных пословиц, мы можем увидеть в них культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости.
46 Источники информации: «Проблемы паремиологических трансформаций современных пословиц и антипословиц»
47 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.