Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.iep.ru
1 Доступность финансовых услуг : прогресс, ожидания и вызовы Михаил Мамута Президент НАУМИР | 1
2 Финансовая доступность включает в себя спектр, наличие и качество финансовых услуг для неохваченного и недостаточно охваченного финансовыми услугами населения и бизнеса; Обеспечение финансовой доступности – важный фактор устойчивого социально – экономического развития; По данным G20 около 2,5 млрд. человек – почти 65% населения развивающихся стран – не имеют доступа к формальным финансовым услугам; В России около 30% населения, или 50 млн. человек не имеют полноценного доступа к финансовым услугам. Финансовая доступность и ее значение |
3 Политика G20 и России в области повышения доступности фин. услуг Разработку национального плана действий по расширению доступа к финансовым услугам; Участие в Глобальном партнерстве для расширения доступа к финансовым услугам (GPFI); Создание гибкой системы финансирования для малых и средних предприятий. Политика по повышению доступности финансовых услуг осуществляется Правительством Российской Федерации (РФ) в рамках международных обязательств России, принятых ноября 2010 г. на Сеульском саммите «Группы 20». С целью повышения устойчивости экономического развития, создания рабочих мест и снижения рисков «Группа 20» приняла т.н. «Сеульский консенсус», где были выделены приоритеты государственной политики по целому ряду направлений, включая расширение доступа к финансовым услугам. Обязательства России в этой части, согласно «Сеульскому консенсусу», включают:
4 | Концепция НАУМИР по повышению доступности финансовых услуг ( ) НАУМИР АРБ ОПОРА РОССИИ ТПП РФ ГУ-ВШЭ ИЭПП (ныне институт им. Гайдара)
5 | Ситуация с доступностью финансовых услуг на начало 2008 года Средняя обеспеченность регионов финансовыми услугами составляла 8-12 % от уровня Москвы |
6 Цели финансовой доступности, сформулированные концепцией Цели и задачи: расширение и диверсификация филиальной сети банков, микрокредитование; развитие небанковских институтов микрофинансирования; стимулирование новых технологий «дистанционного финансового обслуживания», включая банковских агентов, электронные деньги и мобильные фин. услуги; повышение финансовой грамотности населения и мелкого бизнеса. Ожидаемые результаты: повышение доступности базовых финансовых услуг (кредитов и сбережений) не менее, чем в 2 раза; формирование регулируемой национальной системы микрофинансирования и кредитной кооперации; не менее 1 млн. мелких предпринимателей и физических лиц получат доступ к микрофинансовым услугам.
7 | Какие решения в области регулирования были приняты Закон «О кредитной кооперации» от Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от Закон «О национальной платежной системе» от Введение на рынках микрофинансирования и кредитной кооперации регулирования (Минфин РФ) и надзора (ФСФР) Создание нормативно – правового регулирования деятельности банковских платежных агентов Вовлечение МФИ, банковских агентов и операторов ЭД в борьбу с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма Гос. программа поддержки микрофинансирования (Минэкономразвития РФ и ВЭБ/МСП-Банк)
8 | Как изменился финансовый ландшафт за 4 года?
9 | Международное сравнение обеспеченности населения розничными финансовыми услугами (2007 г.) тыс. евро Источник: Центр экономических исследований МФПА. Отношение совокупного объема банковских вкладов граждан и кредитов физическим лицам к численности населения, тыс. евро
10 | Международное сравнение обеспеченности населения розничными финансовыми услугами (2011 г.) | Источник: Financial Access Survey (FAS), на 1 января 2011 года 3.3 тыс. евро Отношение совокупного объема банковских вкладов граждан и кредитов физическим лицам к численности населения, тыс. евро
11 | Обеспеченность регионов России финансовыми услугами, количество регионов Июнь 2008 г. Июнь 2011 г.
12 | Место микрофинансирования в архитектуре финансовой доступности Мировая индустрия микрофинансирования сегодня составляет около 140 млрд. долларов США (180 млн. заемщиков). Ее основной рост произошел за последние 20 лет Основными предпосылками быстрого развития микрофинансирования являются: -Большое количество малообеспеченных клиентов, которые не могут получить доступ к «классическим» банковским услугам в силу неразвитости банковской инфраструктуры или несоответствия требованиям кредитора -Появление технологий, позволяющим рентабельно работать с «основанием пирамиды» клиентов Микрофинансовые институты решают две основные задачи: -Доступ к легальному финансированию в малых городах и сельской местности, вытеснение «серого» кредитования -Доступ к финансированию для целевых групп, не попадающих в границы банковского кредитования в силу высоких рисков или низкого дохода Россия пока отстает в масштабах микрофинансовой индустрии от других стран, хотя в области регулирования достигнут определенный прогресс
13 | Соотношение между спросом и предложением на микрозаймы
14 | Взвешенное регулирование – основа эффективного развития микрофинансирования
15 | Зависимость уровня регулирования от риска деятельности МФИ
16 | Первые результаты развития регулируемого рынка микрофинансирования в России
17 | Результаты деятельности микрофинансовых организаций, входящих в существующие СРО (НП «МиР» и НП «Институты развития МБ») на Совокупный портфель микрозаймов: 16,1 млрд.руб. в том числе, займы на развитие предпринимательской деятельности: 12,9 млрд.руб. в том числе, займы на потребительские нужды: 3,16 млрд.руб. (из них займы «до зарплаты» с ежедневным начислением процента – 0,15 млрд.руб). Это позволяет оценить общий размер портфеля МФО в 20 млрд. рублей, а с учетом КПК – в млрд. руб.
18 | Совокупный портфель микрозаймов у МФО, входящих в саморегулируемые организации на
19 | Источники финансирования МФО-членов НП «МиР» на (доли)
20 | Результаты мониторинга рынка микрофинансирования за годы В 2011 году средневзвешенная годовая ставка по выданным займам уменьшилась с 31.4% до 27.0%, также как и ставка по привлеченным сбережениям – с 18.0% до 17.2%, и по инвестициям, займам/кредитам – с 14.5% до 10.1%. Рост конкуренции приводит к сужению спреда
21 | Взаимосвязь точки безубыточности МФИ с размером займа и % ставкой
22 | Исследование взаимосвязи размера займа и % ставки
23 | Влияние конкуренции на снижение процентных ставок
24 | Критерии надежности МФО Норматив достаточности собственных средств Норматив текущей ликвидности (отношение ликвидных активов к текущим обязательствам) 12,32% (нормативное значение 5%) 172,16% (нормативное значение70%)
25 | Средний размер микрокредита/микрозайма 120 тыс. рублей в небанковском секторе и 700 тыс. рублей у банков Срок микрокредитования от 2 мес. до 2 лет (до 1 года – 80%) Объем портфеля микрозаймов на г. – млрд. руб. (примерно), из них: на развитие бизнеса - 60% на потребительские нужды - 40% (из них 10% на PDL) Количество заемщиков на предпринимательские цели на г. – около 20% заемщиков – начинающие предприниматели 70% микрозаймов выдается в малых городах и на селе спрос на микрозаймы – 320 млрд. руб., из них: на развитие существующего малого бизнеса - около 80% на start up – около 20% Динамика роста рынка
26 | PDL – новое явление для микрофинансирования Весной 2009 года рынок микрофинансирования встретился с новым для себя явлением – компаниями из сектора PDL («займы до зарплаты» - международный термин Pay Day Loans). Данные компании отличаются короткими сроками кредитования и малыми суммами в сочетании с высокими ставками: от 2 до 40 тысяч рублей от 3 дней до 1 месяца под 1-2 % в день. Займы до зарплаты являются массовым кредитным продуктом «скорая финансовая помощь», обретшим высокую популярность в ходе глобального финансового кризиса. Высокие ставки данного продукта существуют и в таких экономически развитых странах, как США и GB (рынок США – 40 млрд. $, Великобритании – 7 млрд. фунтов). Согласно мировым стандартам, PDL выделяется в отдельную группу и не относятся к микрофинансированию. Высокие ставки прежде всего объясняются высокими рисками Наиболее прозрачная часть компаний PDL регистрируется как МФО, меньшая часть – как кредитные кооперативы. Значительная доля этого рынка продолжает действовать в рамках общегражданского регулирования вне надзора. Рынок займов до зарплаты в России составляет % от общего объема микрозаймов.
27 | 6 крупнейших МФО присоединились к институту финансового омбудсмена в 2011 году; Реализуется международная программа по внедрению социальных стандартов деятельности МФИ, в которой принимает участие 40 крупнейших участников рынка Совместно с Роспотребнадзором разработан курс «Юридические аспекты работы с заемщиками-потребителями. Взаимодействие с Роспотребнадзором», в рамках которого акцентируется внимание на вопросах защиты прав клиентов МФО; Оказываются информационные услуги МФО в области соблюдения прав клиентов Меры, предпринимаемые НАУМИР и НП МиР для улучшения защиты прав клиентов МФО
28 | Существующие вызовы и необходимые дальнейшие шаги в области регулирования (Концепция ) Нерегулируемые финансовые посредники и защита прав потребителей (изменения в законодательство и развитие института финансового омбудсмена) «Освобождение» сектора кредитных кооперативов и МФО от «балласта» Закрепление специфики налогообложения и банкротства КПК и МФО Устранение регуляторного и надзорного арбитража в сельскохозяйственной кредитной кооперации и кредитной кооперации по 190-ФЗ «Профессионализация» МФО - кто в реестре? Эволюция законодательства о микрофинансировании и стандарты социального воздействия Учет специфики PayDay Loans и разумные решения в области регулирования (обязательное саморегулирование или минимальный уставный капитал) Повышение функционала банковской агентской модели и формирование устойчивых связок «Банк – МФИ» Про-активная эволюция регулирования для электронных денег и мобильных финансовых услуг, формирование адекватного надзора Обеспечения синергии взаимодействия банков, МФИ и операторов электронных денег в решении общей задачи доступности финансовых услуг
29 | Ожидаемые результаты Не менее 10 млн. человек получат доступ к финансовым услугам через систему банковских агентов и электронные/мобильные кошельки Размер рынка небанковского микрофинансирования вырастет в 4-5 раз до 110 – 130 млрд. рублей за счет развития регулируемых кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций Акцент на малые города и начинающих предпринимателей: около 1 млн. субъектов предпринимательской деятельности и 4 млн. физических лиц будут получателями микрофинансовых услуг Доля малого бизнеса в ВВП возрастет не менее, чем на 20%, в том числе за счет поощрения предпринимательской инициативы и самозанятости малообеспеченных граждан
30 | Национальное Партнерство Участников Микрофинансового Рынка , Москва, ул. Петровка, 15/13, строение 5, офис 500 Тел./Факс: +7 (495) , +7 (495) , +7 (495)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.