Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователем25bada.ucoz.ru
1 январь 2012 г Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МБОУ НОШ 25 с. Бада
2 Одаренность – это системное, в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности.
3 Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий ( медико – психологических, педагогических ), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. I этап – сведения о высоких успехах ребёнка от родителей и педагогов ; II этап - диагностический : индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно - психического статуса ребёнка психологом ; III этап – основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить способности детей.
4 Инструментальный аспект : 1. наличие специфических стратегий деятельности ; 2. сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности ; 3. особый тип организации знаний одаренного ребёнка ; 4. своеобразный тип обучаемости. Мотивационный аспект : 1. повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности ; 2. повышенная любознательная потребность ; 3. ярко выраженный интерес к какому – либо предмету или делу ; 4. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации ; непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов ; 5. высокая требовательность к результатам своего труда.
5 1. вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики ; 2. степень сформированности ; 3. форма проявлений ; 4. широта проявлений ; 5. особенности возрастного развития
6 в практической деятельности ; в познавательной деятельности ; в художественно – эстетической ; в коммуникативной деятельности в духовно – ценностной деятельности.
7 Актуальная - психологическая характеристика ребёнка с такими наличными ( уже достигнутыми ) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Особая категория актуально одарённых детей – талантливые дети.
8 Потенциальная одарённость - это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности ( потенциал ) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
9 Явная - обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчетливо ( как бы « сама по себе »), в том числе и при неблагоприятных условиях. Скрытая – проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.
10 Общая – проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Специальная - обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей ( поэзия, математика, спорт, общение и т. д.)
11 Ранняя одарённость ; примером ранней одарённости являются дети, которые получили название « вундеркинды ». Поздняя одарённость.
12 С гармоничным типом развития имеют качества личности : -стремление к творческой деятельности ; -высокий уровень познавательной потребности ; -перфекционизм ( стремление добиться совершенства в выполнении деятельности ); -устойчивая высокая самооценка ; -независимость ( автономность ); -укоренившиеся интересы и склонности.
13 С дисгармоничным типом развития : - ярко выраженная неравномерность психического развития ( диссинхрония ); - значительное опережение в умственном или художественно – эмоциональном развитии ; - повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность ; - склонность к бурным аффектам ; - заметны проблемы, связанные с физическим развитием ; - доминированная направленность лишь на усвоение знаний ; - нестабильная самооценка.
14 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при общих равных условиях ( дошкольный и младший школьный возраст ); 2. Дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области наук ( подростковый возраст ); 3. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам особых успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами ( старший школьный возраст ).
15 - интеллектуальный - « академический » - художественный - креативный - лидерский или социальный - психомоторный или спортивный.
16 o Принцип индивидуализации обучения ; o Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества ; o Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей ; o Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённом смысле и в определённой мере учебных требований ; o Принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися ; o Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
17 Методы : экспертная оценка продукта деятельности ребёнка ( рисунки, поделки и т. д.), психолого – педагогический мониторинг, использование предметных ситуаций для проявления ребёнком максимума самостоятельности, наблюдения, беседы, экспертные оценки педагогом и родителями и т. д. Формы : индивидуальный план работы или работа в малых группах по программе творческого развития, исследовательская и проектная деятельность, каникулярные сборы, лагеря, дифференциация заданий, система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, детские научно – практические конференции и семинары и т. д.
18 Возможные формы поведения одаренных детей Вероятные причины и возможные объяснения Неприязнь к школе Такое отношение может быть связано с тем, что учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т. п. Протестные формы поведения Когда одна из причин может рассматриваться как несоответствие учебного плана способностям ребенка. Изоляция, уход в себяОдаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлечены их сверстники.
19 Конфликтность Дети, обладающие высокими способностями, отвергают стандартные необоснованные и бессмысленные требования, которые не согласуются с их интересами. Они не склонны к конформизму ( следованию за мнением группы ). Погружение в сложные философские проблемы Для одаренных детей характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным проблемам и явлениям как : религиозные верования, смерть, вселенная. Жизнь во вселенной и т. п. Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми. Несоответствие между интеллектуальным, физическим и социальным развитием. Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии. Хотя опережают в познавательном. Перфекционизм ( стремление к совершенству ) Для одаренных детей характерна ярко выраженная потребность совершенства. Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате. Переживание неудовлетворенности Критическое отношение к своим достижениям может привести к ощущению собственной неадекватности и снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.
20 Выбор нереалистических целей Одаренные люди часто ставят пред собой завышенные цели. Не имея возможности их реализовать, они переживают разочарование. Повышенная чувствительность и уязвимость Одаренные дети более чувствительны к сенсорным стимулам, они лучше понимают отношения и связи, склонны к критическому отношению к себе и окружающим. Повышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься этими одаренными детьми как неприятие себя окружающими. Внешние признаки гиперактивности ( отвлекаемость, неустойчивое внимание ) Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает такая жажда внимания. Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым. Одаренные дети могут с нетерпимостью и пренебрежением относиться к другим детям, не имеющим такого высокого интеллектуального развития. Они могут отталкивать окружающих своими саркастическими замечаниями, выражающими нетерпение и презрение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.