Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемaspir.mfpa.ru
1 Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской деятельности» Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской деятельности» Климов Сергей Николаевич д.ф.н., профессор Москва-2012
2 1. Методологическая культура исследователя 2. Структура методологических основ 3. Концепция методологического знания
3 Методологическая культура исследователя это процесс поиска теоретического знания, выведения или перевода этих теоретических положений в методологические требования и их реализация в диссертационной работе.
4 Характеристика методологической культуры Конкретно-историческое явление Личностно-индивидуальное образование Динамичное образование
5 Уровни развития МК ВысокийСреднийНизкий
6 Уровневые критерии объем знаний, которые субъект исследования вводит в научный оборот; объем знаний, которые субъект исследования вводит в научный оборот; глубина проникновения в сущность теоретического материала, овладение этим материалом для решения познавательных, исследовательских задач; глубина проникновения в сущность теоретического материала, овладение этим материалом для решения познавательных, исследовательских задач; степень осознанности использования этого знания-средства. степень осознанности использования этого знания-средства.
7 Условия повышения уровня МК 1 группа – общесоциальные: уровень развития методологического знания в обществе; отношение к тем людям, которые стремятся овладеть этой МК и которые стремятся поделиться этим искусством и знанием с другими
8 2 группа – институциональные: уровень развития научного знания в том или ином научном сообществе; нацеленность образовательного процесса на формирование методологической культуры
9 3 группа – личностные: осознание необходимости владеть МК; высокий общеобразовательный, культурный и философский уровни; постоянное оттачивание методологических умений, формирование своего собственного механизма перевода теоретических знаний на уровень методологии
10 Структура Относительно устойчивый способ связи элементов, который обеспечивает целостность какого-либо предмета, явления Относительно устойчивый способ связи элементов, который обеспечивает целостность какого-либо предмета, явления
11 Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
12 МЕТОД это совокупность правил, приемов, способов познавательной и практической деятельности. это совокупность правил, приемов, способов познавательной и практической деятельности.
13 Функции метода : дисциплинирует поиск истины; позволяет экономить время, силы; служит компасом, по которому можно прокладывать путь субъекту познания.
14 Значение метода «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследователя. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследователя. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных»И.П.Павлов
15 Классификация методологических основ Деятельностный срез По характеру деятельности, специфике сферы применения методов различают методологические основы политической, экономической, социальной, управленческой, психологической, педагогической и других видов деятельности. По характеру деятельности, специфике сферы применения методов различают методологические основы политической, экономической, социальной, управленческой, психологической, педагогической и других видов деятельности.
16 Уровневый срез. По степени общности и широте применения различают: всеобщие, общенаучные, частнонаучные методы. По степени общности и широте применения различают: всеобщие, общенаучные, частнонаучные методы.
17 Концепция методологического знания Концепция методологического знания – это многоуровневая система, включающая в себя: - философские методы, принципы; - общенаучные методы и подходы; - частнонаучные методы.
18 Философские методы ДиалектическийСинергетическийФеноменологическийГерменевтическийПозитивистский
19 Роль философских методов Чем более большим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования.
20 Диалектический философский метод Российские ученые в ходе исследования социальных явлений чаще всего применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления. Российские ученые в ходе исследования социальных явлений чаще всего применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления.
21 Диалектика рекомендует исходить из требований законов: Основных: -Закона единства и борьбы противоположностей; -Закона перехода количественных изменений в качественные; -Закона отрицания отрицания.
22 Не основных: -Взаимосвязи общего, особенного и единичного; -Взаимосвязи содержания и формы; -Взаимосвязи сущности и явления; -Взаимосвязи возможности и действительности; -Взаимосвязи необходимого и случайного; -Взаимосвязи причины и следствия.
23 Диалектика рекомендует исходить из принципов: Онтологического ряда: -Объективности -Детерминизма -Всеобщей связи -Развития -Целостности
24 Логико-гносеологического ряда : -Познаваемости объективной социальной реальности -Восхождения от абстрактного к конкретному -Всесторонности рассмотрения явлений -Единства логического и исторического -Единства теории и практики
25 Общенаучные методы Анализ и синтез Индукция и дедукция АбстрагированиеСравнениеАналогия
26 Системный подход основные системные принципы: - целостности - это принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних свойств целого; - структурности - возможность описания системы через установление её структуры, т.е. сети связей и отношений системы;
27 - взаимозависимости системы и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой; - иерархичности - каждый компонент системы может рассматриваться как система, которая в свою очередь входит в более широкую систему;
28 - множественности описания - адекватное познание каждой системы требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.
29 Системный подход Предполагает: нахождение факторов и условий, приводящих к организации их элементов в систему; определение специфических оснований, связей и взаимозависимостей в системе; выявление противоречий формирования и функционирования системы и обоснование направлений их разрешения; обнаружение закономерностей функционирования и развития данной системы. обнаружение закономерностей функционирования и развития данной системы.
30 Системный подход Включает: Системно-структурный анализ: выявление устойчивых и существенных связи и взаимоотношения между элементами. Системно-содержательный анализ: вскрытие совокупности элементов, которые составляют содержание предмета. Системно-функциональный анализ: рассмотрение проявления системы – внешнего (взаимодействие с другими системами), внутреннего (взаимодействие элементов самой системы).
31 Уровни научного познания Эмпирический – исследование предмета на уровне явления Теоретический – вскрытие, проникновение в сущность изучаемого предмета
32 Эмпирические методы НаблюдениеОписаниеИзмерениеЭксперимент
33 Теоретические методы АксиоматическийГипотетическийФормализацияИсторический
34 Частнонаучные методы (на примере экономического знания)
35 Методологические принципы экономического знания принцип единства макро и микро экономических уровней; принцип адекватности приемов, средств и процедур исследования специфике социально-экономического явления;
36 принцип гармонизации объективного и субъективного аспектов в содержании социально-экономических явлений; принцип взаимосвязи сущего (реального) и должного (желаемого) в изучении и развитии социально- экономических явлений;
37 принцип преемственности в экономике; принцип планового ведения бизнеса; принцип «экономического компромисса» при принятии хозяйственных решений.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.