Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.tempus.kg
1 Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода С. Сирмбард Национальный эксперт по реформированию высшего образования в Кыргызстане, проректор по учебной работе БФЭА
2 Принципиальные отличия ГОС ВПО нового поколения Расширение круга пользователей ГОС ВПО Акцент на проектирование результатов обучения, выраженных в компетенциях; Усиление студентоориентированности; Гармонизация с Европейскими квалификационными рамками (+ Россия, Казахстан) Отказ от «дидактических единиц» и установления трудоемкости отдельных дисциплин Установление дескрипторов циклов; Укрупнение учебных модулей; Использование ECTS; Выражение в ECTS всех видов работ; Механизм взаимодействия с рынком труда Механизм постоянного обновления
3 Результаты образования Именно результаты образования (learning outcomes) были названы основными строительными блоками болонских образовательных реформ, именно этот методологический подход определен в качестве «сердцевины», ядра парадигмы, перехода к студенто- центрированному обучению
4 Результаты образования с 2003 года результаты образования начинают выступать в качестве важнейшего структурного элемента прозрачных систем высшего образования и квалификаций в Европе. Берлинское коммюнике (2003) «Министры поддерживают инициативу стран-участниц в разработке структуры согласованных и соизмеримых/сопоставимых квалификаций для системы высшего образования, которая стремилась бы дать определение квалификациям, учитывая показатели объема работы, уровня, компетенции и профиль, результаты образования. В этих рамках степени должны иметь различные четко определенные результаты»
5 Результаты образования Бергенское коммюнике (2005): Результаты образования - основа для общих «Дублинских дескрипторов » для трех циклов ЕПВО. «Мы принимаем общую рамку квалификации ЕПВО, состоящую из трех уровней… и принцип общего описания квалификаций каждого цикла в виде результатов, компетенций и объема кредитов». Лондонское коммюнике (2007) - расширили их значимость – для определения ECTS; развития реформы учебного плана и инноваций; выражения целей модулей и учебных программ, а также как метод, содействующий развитию студенто-центрированного обучения.
6 Результаты образования «Мы подчеркиваем важность реформирования учебных программ, результатом которого будут квалификации, больше отвечающие потребностям рынка труда и дальнейшего обучения. Следует приложить особые усилия для устранения барьеров к поступлению и продвижению между циклами, а также для надлежащей реализации ECTS на основе результатов обучения и учебной нагрузки студентов». «Структуры квалификаций являются важным инструментом, который обеспечивает сопоставимость и прозрачность в ЕПВО и облегчает передвижения студентов внутри систем высшего образования и между ними. Они помогают вузам разрабатывать модули и учебные программы на основе результатов обучения и кредитов, а также облегчают признание квалификаций и всех форм предшествующего обучения». «Мы призываем вузы расширять партнерство и сотрудничество с работодателями в инновации учебных программ на основе результатов обучения». «Для целей развития более студентоцентрированного обучения, базирующегося на результатах, при следующем проведении анализа и оценки ситуации следует интегрировано рассмотреть национальные структуры квалификаций, результаты обучения и кредиты, образование в течение всей жизни и признание предшествующего обучения»
7 Результаты образования Из простого периферийного инструмента, как указывает Стивен Адам, результаты образования превращаются в центральный элемент радикальных реформ европейского высшего образования.
8 Результаты образования Результаты образования – это формулировка того, что учащийся, как ожидается, будет знать, понимать и/или способен продемонстрировать в конце периода обучения». (SEEC, NICCAT, NUCCAT. Кредиты и квалификации – руководство по кредитам для квалификаций в Англии, Уэльса и Северной Ирландии ноябрь 2001). «Результаты образования – это утверждения того, что учащийся, как ожидается, будет знать понимать и/или способен продемонстрировать после завершения обучения». (1.Финальный отчет проекта Socrates (фаза 1). Настройка образовательных структур, глоссарий. 2.Руководствo по ECTS»). «Студенческие результаты образования соответственно определяются в терминах знаний, умений и способностей, которые студенты приобрел в конце (или как результат) его или ее вовлечения в участие в конкретном опыте высшего образования (Совет по аккредитации высшего образования США (CHEA)). «Результаты образования – это формулировки, которые определяют, что учащийся будет знать или будет способен делать в результате учебной деятельности» (Американская ассоциация юридических библиотек). «Результаты образования – это формулировка того, компетенциями должен, как ожидается, обладать студент в результате процесса обучения» (Транснациональный европейский проект по оценке (TEEP)).
9 Результаты образования - уровни использования Учебный модуль: результаты образования на уровне курсовой единиц или модуля, которые представлены в виде формулировки того, что успешный учащийся будет способен знать, уметь и/или делать после завершения обучения; Оценка и градация критериев: на уровне модуля результаты образования могут использоваться для точного выражения критериев, которые устанавливаются в качестве стандарта достижения и соответствующего выполнения индивидуумами; Индивидуальные квалификационные дескрипторы: результаты образования используются для описания и точного выражения конкретных квалификаций, получаемых в результате реализации образовательных программ в аккредитованном вузе; Национальные предметные секторальные/ эталонные утверждения (формулировки): результаты образования применяются как утверждения предназначенные для создания ясных, подробных предметно-специализированных академических характеристик и стандартов программ.
10 Результаты образования - уровни использования Дескрипторы циклов: также известные как Дублинские дескрипторы, описывающие три цикла (а также короткий цикл) Болонской всеобъемлющей квалификационной рамки в терминах результатов образования.
11 Результаты образования и реформы БП Принятие системы сопоставимых степеней; 3 цикловая система обучения; ECTS; Академическая мобильность; Сотрудничество в обеспечении качества; Содействие европейским воззрениям высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
12 Проект TUNING TUNING - проект реализуемый вузами и для вузов. Девиз TUNING: Настройка образовательных структур и программ на основе разнообразия и автономии.
13 Цели и задачи проекта TUNING Сделать систему европейского образования более конкурентоспособной на мировом уровне; Увеличить возможности трудоустройства выпускников; Повышение информированности о важности гражданской и социальной ответственности; Усиление возможностей для развития личности; Расширение структур для признания и мобильности; Стимулирование международного и национального сотрудничества в высшем образовании через транснациональную интеграцию программ; Внедрение и признание дескрипторов циклов; Основа для построения Квалификационных рамок.
14 Цели и задачи проекта TUNING В проекты вовлечены 53 страны Только в 25 межрегиональных/национальных проекта вовлечены более университетов Консолидированный бюджет этих проектов составляет более 20 млн евро Результаты отражены более чем в 25 публикациях
15 Цели и задачи проекта TUNING Предметные области: Бизнес; Химия; Науки о Земле; Образование; Европейские исследования; История; Математика; Медицинский уход; Физика Сельское хозяйство; Архитектура; Гуманитарные науки; Ландшафтная архитектура; Языки; Медицина; Музыка; Политические науки; Радиография; Социальная работа; Спорт
16 Компетенции Компетенции представляют динамическую комбинацию знаний, пониманий, навыков и способностей, отношений и ценностей. Развитие компетенций является целью образовательных программ Уровни компетенций выражаются в терминах ожидаемых результатов обучения.
17 Цели и задачи проекта TUNING Общие компетенции Специальные компетенции Инструменталь ные Межличностные Системные
18 Общие компетенции Инструментальные 1. Способности к анализу и синтезу. 2. Способность к организации и планированию. 3. Базовые общие знания. 4. Базовые знания по профессии. 5. Коммуникативные навыки в родном языке. 6. Коммуникативные навыки на иностранном языке. 7. Элементарные компьютерные навыки. 8. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников). 9. Способность решать проблемы. 10. Способность принимать решения
19 Общие компетенции Межличностные 1. Способность к критике и самокритике. 2. Способность работать в команде. 3. Межличностные навыки. 4. Способность работать в междисциплинарной команде. 5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях. 6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия. 7. Способность работать в международном контексте. 8. Приверженность этическим ценностям.
20 Общие компетенции Системные 1. Способность применять знания на практике. 2. Исследовательские способности. 3. Способность к обучению. 4. Способности к адаптации к новым ситуациям. 5. Способность к генерации новых идей (творчеству). 6. Способность к лидерству. 7. Понимание культур и обычаев других стран. 8. Способность работать автономно. 9. Способность к разработке проектов и управлению ими. 10. Способность к инициативе и предпринимательству. 11. Ответственность за качество. 12. Воля к успеху.
21 Методика определения компетенций РаботодателиВыпускники Академическое сообщество опросы Общие компетенции Специальные компетенции Компетентностная модель выпускника
22 Анкета для выпускников Каждый университет, участвующий в исследовании, должен сделать выборку из 150 выпускников. Отобранные выпускники должны были получить высшее образование за последние 3–5 лет. Критерий отбора 150 выпускников - случайный. Если существуют ассоциации выпускников, имеющие базы данных адресов, или центры карьеры, рекомендуется использовать их базы данных.
23 Анкета для работодателей Каждый университет, участвующий в исследовании, должен получить сведения от 30 работодателей. Критерий отбора работодателей: это должны быть известные университетам организации, которые нанимают их выпускников, и/или организации, которые хотя и не предоставляли работу выпускникам университета, но представляют для них интерес с точки зрения возможного трудоустройства. Для получения репрезентативных результатов было предложено строго следить за соблюдением баланса между различными типами работодателей.
24 Анкета В анкете требовалось дать ответы двух типов: важность / уровень достижения; ранжирование пяти компетенций, которые признаются наиболее важными. Для каждой из компетенций респонденты должны были указать: важность навыка или компетенции, по мнению респондентов, для работы по их профессии; уровень достижения навыка или компетенции, которого, по оценке респондентов, они достигли по завершении программы на соискании степени. Для ответов была предложена шкала от 1- нулевой/нулевая до 4высокий/высокая
25 Анкета для академического сообщества Профессора и преподаватели должны были ранжировать эти 17 компетенций в соответствии с собственным представлением об их актуальности. Разделение по уровням (бакалавриат/магистратура)
26 Цели и задачи проекта TUNING Результаты обучения 1 цикла, определяемые в терминах общих и специальных компетенций Профиль степени 1 цикла (BA) Результаты обучения 1 цикла, определяемые в терминах общих и специальных компетенций Профиль степени 2 цикла (MA) Результаты обучения 1 цикла, определяемые в терминах общих и специальных компетенций Профиль степени 1 цикла (PhD)
27 Цели и задачи проекта TUNING H Результаты обучения для программ PhD Профиль программы PhD H Результаты обучения для мастерских программ H Результаты обучения для бакалаврских программ Профиль магистерской программы Профиль бакалаврской программы, показывающий: - Специфические цели; - Как это достигается через дисциплины; - Как это связано с профессиональным миром.
28 Общая характеристика направления подготовки Цели высшего образования по данному направлению подготовки Область и объекты профессиональной деятельности выпускников Возможные первичные занимаемые должности выпускников Виды деятельности и задачи профессиональной деятельности
29 Общие требования к ООП по направлению подготовки Общие требования к уровню подготовки и входной аттестации абитуриентов для основных образовательных программ по данному направлению Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (компетентностная модель)
30 Дескрипторы уровней Дублинские дескрипторы – описывают ожидаемые результаты обучения по каждому из циклов. Степени короткого цикла (близко к СПО) Степени первого цикла; (бакалавриат) Степени второго цикла; (магистратура) Степени третьего цикла.PhD
31 Дескрипторы уровней Дублинская модель универсальных описаний компетенций – Знания и понимание – Применение знаний и понимания – Выражение суждений – Коммуникативные способности – Способности к учебе
32 Степени первого цикла Продемонстрировали знание и понимание в области обучения, на уровне, соответствующем уровню учебников повышенного типа; Могут применять свои знание и понимание таким образом, который указывает профессиональный подход к работе или своему роду занятий; Обладает способностью собирать и интерпретировать необходимые данные; Способны донести информацию, идеи, проблемы и решения аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов; Обладают навыками обучения, которые необходимы им, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с большей степенью самостоятельности.
33 Степени второго цикла Продемонстрировали знание/понимание, которое создает фундамент для проявления оригинальности в выдвижении и/или применении идей, часто в контексте исследования; Могут применить свои знания и способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте, относящемся к их области обучения; Обладают способностью интегрировать знания, справляться с возникающими при этом сложностями; Могут четко и ясно передавать свои выводы специалистам и неспециалистам; Обладают навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжать обучение
34 Общая структура программы СГЭД (базовая часть) ЕНД (базовая часть) ПД (базовая часть) СГЭД КПВ ЕНД КПВ ПД КПВ ? – Объемы базовой и вариативной части; ?- перечни общих и специальных компетенций по каждому циклу ?- Перечень рекомендуемых дисциплин для базовой части;
35 Общая структура программы Общие компетенции Предметно- специализи рованные компетенции 30 Бакалавриат 240 ECTS Магистратура 120 ECTS
36 Общая структура программы Учебный модуль Цели модуля Организация учебной деятельности студента Методы обучения Методы оценивания результатов Учебно-методическое обеспечение Цели выражаются в компетенциях: что мы ожидаем в результате данного модуля, какими компетенциями будет обладать студент? Через какие виды учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы можно сформировать компетенции данного модуля Должно обеспечивать поддержку всех видов учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы Должны давать возможность оценки всех компетенций, проектируемых в данном модуле Цели модулей должны быть увязаны с компетентностной моделью Виды учебной деятельности и СРС должны охватывать все компетенции, проектируемые в данном модуле Цели модулей должны учитывать логическую последовательность и быть связаны с результатами предшествующих модулей Методы преподавания должны давать возможность формирования всех компетенции, проектируемых в данном модуле Изучение реальной трудоемкости модуля и отдельных видов учебной деятельности студента
37 Общая структура программы Годы обучения 60 ECTS
41 Диаграмма Martilla and James Концентрация + - Поддержание + Низкая Приоритетность _ Избыточные усилия - + компетенции, которые признаны очень важными, но характеризуются низким уровнем достижения компетенции, которые признаны важными и характеризуются высоким уровнем достижения компетенции, которые не признаются очень важными и характеризуются низким уровнем достижения компетенции, которые не признаны очень важными, но характеризуются высоким уровнем достижения
42 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.