Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.gym1522.ru
1 Лекция 1. Множества. Элементы теории множеств. Принцип включения- исключения.
2 1. Множества Совокупность объектов, определяемых некоторым свойством, присущим каждому из них, называется множеством. Совокупность объектов, определяемых некоторым свойством, присущим каждому из них, называется множеством. Каждый объект, входящий в множество, называется его элементом, а свойство их объединяющее – характеристическим свойством множества. Каждый объект, входящий в множество, называется его элементом, а свойство их объединяющее – характеристическим свойством множества. Множества принято обозначать большими буквами латинского алфавита: A,B,C…, либо буквами с нижними индексами A 1, A 2 …, элементы множества – соответствующими малыми латинскими буквами. Множества принято обозначать большими буквами латинского алфавита: A,B,C…, либо буквами с нижними индексами A 1, A 2 …, элементы множества – соответствующими малыми латинскими буквами.
3 Определение. Множество называется подмножеством множества, если каждый элемент множества является элементом множества. Определение. Множество называется подмножеством множества, если каждый элемент множества является элементом множества. Обозначение: Обозначение: Каждое множество является подмножеством (несобственным) самого себя. Каждое множество является подмножеством (несобственным) самого себя. Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается символом (квантором). Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым множеством и обозначается символом (квантором).
4 Парадокс брадобрея. Парадокс брадобрея. В одном полку служил парикмахер. Однажды командир с целью экономии времени приказал ему брить только тех, кто не бреется сам. Брадобрей, получив приказ, сначала обрадовался, т.к. работы для него стало меньше. Но потом он задумался: а кто будет брить его самого? В одном полку служил парикмахер. Однажды командир с целью экономии времени приказал ему брить только тех, кто не бреется сам. Брадобрей, получив приказ, сначала обрадовался, т.к. работы для него стало меньше. Но потом он задумался: а кто будет брить его самого?
5 Другая версия парадокса. Другая версия парадокса. Прилагательное русского языка назовем рефлексивным, если оно обладает тем свойством, которое определяет. Например, прилагательное «русский» – рефлексивное, а прилагательное «английский» – нерефлексивное. Прилагательное «трехсложный» – рефлексивное (состоит из трех слогов). А прилагательное «четырехсложный» – нерефлексивное (состоит из пяти слогов). Прилагательное русского языка назовем рефлексивным, если оно обладает тем свойством, которое определяет. Например, прилагательное «русский» – рефлексивное, а прилагательное «английский» – нерефлексивное. Прилагательное «трехсложный» – рефлексивное (состоит из трех слогов). А прилагательное «четырехсложный» – нерефлексивное (состоит из пяти слогов). Интересно: а прилагаемое «трудновыговариваемое» рефлексивно или нет? Интересно: а прилагаемое «трудновыговариваемое» рефлексивно или нет? Следовательно, все прилагательные можно разделить на два множества: рефлексивные и нерефлексивные прилагательные. Но рассмотрим само прилагательное «нерефлексивный». Оно рефлексивное или нет? Следовательно, все прилагательные можно разделить на два множества: рефлексивные и нерефлексивные прилагательные. Но рассмотрим само прилагательное «нерефлексивный». Оно рефлексивное или нет?
6 2. Операции над множествами Определение. Объединением двух множеств и называется множество, элементами которого являются элементы, входящие в хотя бы в одно из данных множеств. Определение. Объединением двух множеств и называется множество, элементами которого являются элементы, входящие в хотя бы в одно из данных множеств.
7 Определение. Пересечением двух множеств и называется множество, элементами которого являются элементы, входящие в каждое из этих множеств Определение. Пересечением двух множеств и называется множество, элементами которого являются элементы, входящие в каждое из этих множеств
8 3. Принцип включения-исключения Принцип включения-исключения является важнейшим математическим инструментом в различных разделах математики: комбинаторике, теории вероятности, теории множеств. Принцип включения-исключения является важнейшим математическим инструментом в различных разделах математики: комбинаторике, теории вероятности, теории множеств.
9 Формула сложения Если два множества состоят из конечного числа элементов, то, как видно из рисунка, число элементов, входящих в их объединение, выражается формулой:
10 Если же свойств три, то можно по аналогии определить множества Если же свойств три, то можно по аналогии определить множества
11 Задача 1. На экзамене по математике были предложены 3 задачи: одна по алгебре, одна по геометрии, одна по тригонометрии. Из 1000 абитуриентов, решавших их, задачу по алгебре решили 800 человек, по геометрии – 700, а по тригонометрии – 600 человек. При этом задачи по алгебре и геометрии решили 600 абитуриентов, по алгебре и тригонометрии – 500, по геометрии и тригонометрии – 400. А 300 абитуриентов решили все три задачи. Сколько абитуриентов не решили ни одной задачи? На экзамене по математике были предложены 3 задачи: одна по алгебре, одна по геометрии, одна по тригонометрии. Из 1000 абитуриентов, решавших их, задачу по алгебре решили 800 человек, по геометрии – 700, а по тригонометрии – 600 человек. При этом задачи по алгебре и геометрии решили 600 абитуриентов, по алгебре и тригонометрии – 500, по геометрии и тригонометрии – 400. А 300 абитуриентов решили все три задачи. Сколько абитуриентов не решили ни одной задачи?
12 Задача 2 Из 100 опрошенных студентов филологического факультета 24 не изучают ни английский, ни немецкий, ни французский языки, 48 человек изучали английский, 8 – английский и немецкий, 26 – французский, 8 – французский и английский, 13 – французский и немецкий, 28 – немецкий. Сколько среди опрошенных студентов изучают английский, французский и немецкий языки одновременно? Из 100 опрошенных студентов филологического факультета 24 не изучают ни английский, ни немецкий, ни французский языки, 48 человек изучали английский, 8 – английский и немецкий, 26 – французский, 8 – французский и английский, 13 – французский и немецкий, 28 – немецкий. Сколько среди опрошенных студентов изучают английский, французский и немецкий языки одновременно?
13 Задача 3 На дискотеке 80% времени был выключен свет, 90% времени играла музыка, и 50% времени шел дождь. Какую минимальную часть времени все это могло происходить одновременно? На дискотеке 80% времени был выключен свет, 90% времени играла музыка, и 50% времени шел дождь. Какую минимальную часть времени все это могло происходить одновременно?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.