Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmou-dsosh2007.narod.ru
1 НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская СОШ ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская СОШ Борисов Олег. Борисов Олег. РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка Строгонова Н.П. Строгонова Н.П. Новый этап в культурном развитии нашего общества – неослабный и возрастающий интерес к русскому языку и повышенные требования к форме речи. Новый этап в культурном развитии нашего общества – неослабный и возрастающий интерес к русскому языку и повышенные требования к форме речи.
2 Компоненты образованности и интеллигентности современного человека Компоненты образованности и интеллигентности современного человека Речь (как лакмусовая бумажка общей культуры) Речь (как лакмусовая бумажка общей культуры) Владение русским языком Владение русским языком
3 Максим Горький писал: «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической ». Максим Горький писал: «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической ».
4 Учение о культуре речи – самостоятельная научная дисциплина. Включает в себя Учение о культуре речи – самостоятельная научная дисциплина. Включает в себя Стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания значение и соблюдение языковых норм (правописания, ударения, словоупотребления) требованиеправильности речи речи
5 Лексикология Лексикология изучает изучает словарный состав в его современном состоянии и историческом развитии освещает освещает современную словарную систему нашей речи историческую лексикологию – формирование и обогащение в связи с историей русского языка
6 Объект изучения в лексикологии- слова Слова подвергаются изучению в морфологиилексикологии средство для изучения грамматического строя,словообра зовательных моделей и правил языка словообразовании словарного состава языка как такового для познания самих слов
7 Слова в лексикологии изучаются с точки зрения: изучаются с точки зрения: смыслового значения; смыслового значения; места в общей системе лексики; места в общей системе лексики; происхождения; происхождения; употребляемости; употребляемости; сферы применения в процессе общения; сферы применения в процессе общения; экспрессивно-стилистического характера. экспрессивно-стилистического характера.
8 Лексика современного русского языка ( с точки зрения сферы употребления ) разделяется на общенародные слова (слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых, жизненно важных понятий) слова, ограниченные в употреблении ( характеризующие лишь какой-либо определённый коллектив) диалектизмы профессионализмы арготизмы
9 Изменения в диалектизмах,профессионализмах и арготизмах Некоторые группы слов являются в настоящее время общенародными: Некоторые группы слов являются в настоящее время общенародными: -чепуха,вобла (были диалектизмами); -учесть,скостить(были в речи бухгалтеров,т.е.профессионализмами); -наверное,ерунда ( из арготизмов).
10 Общенародная лексика диалектизмы диалектизмы (зобать – есть, бруг - рассвет) бруг - рассвет) профессионализмы (шапка – заголовок, щека – боковая щека – боковая площадь, часть чего-либо) площадь, часть чего-либо) арготизмы арготизмы (подбросить - подвести, кол – единица, кол – единица, стоять на стрёме - караулить) стоять на стрёме - караулить)
11 Арготизмы воровские (перо – нож, академия – тюрьма, фраер- мелкий вор) школьные (кол- единица чубрик- человек глаза - зенки) студенческие срезаться-не сдать экзамен, старикан- профессор, универ- университет военные военные макаронник- сверхсрочник, батя-командир, дед- старослужащий
12 НАРУШИТЕЛИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ Образованные школьники студенты Образованные школьники студенты люди(жуть (лицо-рожа, (ответил берет,ужасно голова- железно, красиво ) башка) убери копыта ) военнослужащие пожилые писатели,поэты люди люди (дембель,салага) (ехай,ни шута не знаю) не знаю)
13 Нарушения в художественной речи «ЛАБУДА» «ШПАРИТЬ» «КИПЕШЬ» «ЛАБУДА» «ШПАРИТЬ» «КИПЕШЬ» А.Вознесенский (автобус шпарит ( поднять в «Монологе по дороге) кипешь- рыбака» возращать) «Мотаются,мотаются, Как уголь,горит вода- Работа!Работа! Все прочее-лабуда»
14 ВЫВОДЫ С одной стороны с другой стороны С одной стороны с другой стороны 1-повышенное чувство -резкие нарушения эстетики речи, этих норм или пре- борьба за языковые небрежение ими нормы писателями и поэтами стремление к - процветание богатству языка, жаргонных слов, культуре речи. огрубление,коверканье языка. языка. Все это и есть процесс совершенствования речи для Все это и есть процесс совершенствования речи для установления норм литературного языка. установления норм литературного языка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.