Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемlenabum1.ucoz.ru
1 Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании В Федеральном законе «Об образовании» устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Отдельно в законе прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников.
2 Проблемы здоровья школьников Данные министерства здравоохранения (2002г.) Исследования B.C. Лиходеда (2000г.) Около 60% учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями, часто несколькими Здоровыми оказались лишь 9,5% городских и 3% сельских учащихся.
3 Исследования здоровья детей. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России 14 % детей практически здоровы, 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 50 % имеют функциональные отклонения, % - хронические заболевания % - хронические заболевания.
4 Тенденции роста заболеваемости по Егоровой (2000г.) Рост хронических заболеваний – 5,84%/год Рост хронических заболеваний – 5,84%/год Рост за период обучения: Рост за период обучения: Близорукость с 3,9% до 12,3% Близорукость с 3,9% до 12,3% Нервно-психические расстройства с 5,6 до 16,4% Нервно-психические расстройства с 5,6 до 16,4% Нарушения осанки с 1,9 до 16,8% Нарушения осанки с 1,9 до 16,8% Общее число здоровых детей уменьшается в 4 раза Общее число здоровых детей уменьшается в 4 раза
5 Факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся недостаток двигательной активности учащихся; недостаток двигательной активности учащихся; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; несовершенство учебных программ и технологий; несовершенство учебных программ и технологий; авторитарный стиль преподавания; авторитарный стиль преподавания; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; неправильное питание учащихся; неправильное питание учащихся; недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; неблагополучное состояние здоровья учителей; неблагополучное состояние здоровья учителей; недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий. недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора и др.), необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.
6 Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия (Устав Всемирной организации здравоохранения) Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия (Устав Всемирной организации здравоохранения)
7 Нормы здоровья Аспекты здоровья Считается нормой если ребенок: Физический умеет преодолевать усталость Интеллектуальный проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость Нравственный честен, самокритичен Социальныйкоммуникабелен Эмоциональныйуравновешен
8 Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления. Здоровый ребенок практически достижимая норма детского развития. Здоровый ребенок практически достижимая норма детского развития. Оздоровление не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Оздоровление не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Индивидуально-дифференцированный подход основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. Индивидуально-дифференцированный подход основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
9 Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
10 Задачи школы с позиции здоровьесбережения Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника Формирование культуры здоровья Формирование культуры здоровья Подготовка к дальнейшей успешной и счастливой жизни Подготовка к дальнейшей успешной и счастливой жизни
11 Здоровьесберегающие образовательные технологии: Психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемый при тесном контакте педагог медицинский работник ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемый при тесном контакте педагог медицинский работник ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.
12 Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, чистота, температура и свежесть воздуха, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
13 Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике Медико-гигиенические технологии (МГТ). Медико-гигиенические технологии (МГТ). Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
14 Системно-организованные здоровьесберегающие педтехнологии - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; -учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни. -учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни. личностно ориентированные (антропоцентрические), которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. личностно ориентированные (антропоцентрические), которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей.
15 Принципы здоровьесберегающей педагогики оздоровительная направленность оздоровительная направленность комплексный междисциплинарный подход к обучению школьников комплексный междисциплинарный подход к обучению школьников активное обучение активное обучение формирование ответственности формирование ответственности связь теории с практикой связь теории с практикой активность активность наглядность наглядность систематичность и последовательность систематичность и последовательность повторение повторение постепенность постепенность индивидуализация индивидуализация доступность доступность учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся непрерывность непрерывность всестороннее и гармоническое развитие личности всестороннее и гармоническое развитие личности
16 Средства достижения целей здоровьесберегающих технологий средства двигательной направленности; средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы гигиенические факторы
17 Гигиенические условия проведения урока Воздух Воздух Освещенность Освещенность Качества учебников Качества учебников Размер помещения Размер помещения Дизайн (видеоэкологические факторы) Дизайн (видеоэкологические факторы) Мебель (размеры, размещение в классе) Мебель (размеры, размещение в классе) Видеоэкранные средства Видеоэкранные средства Шум Шум Организация двигательного режима учащихся Организация двигательного режима учащихся
18 Методические приемы защитно- профилактические личная гигиена и гигиена обучения компенсаторно- нейтрализующие физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика стимулирующие элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др. информационно- обучающие письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам
19 Идеи педагогики оздоровления Использование нестандартных уроков: Уроки-игры Уроки-игры Уроки-дискуссии Уроки-дискуссии Уроки-соревнования Уроки-соревнования Театрализованные уроки Театрализованные уроки Уроки-консультации Уроки-консультации Уроки с групповыми формами работы Уроки с групповыми формами работы
20 Методы здоровьесберегающих технологий. Рассказ Рассказ Дидактический рассказ Дидактический рассказ Беседа Беседа Лекция Лекция ДискуссияРабота с книгой ДискуссияРабота с книгой Демонстрация Демонстрация Иллюстрация Иллюстрация Видеометод Видеометод Упражнения Упражнения Наглядность Наглядность Лабораторный метод Лабораторный метод Практический метод Практический метод Познавательная игра Познавательная игра Методы программированного Методы программированного обучения обучения Обучающий контроль Обучающий контроль Ситуационный метод Ситуационный метод Игровой метод Игровой метод Соревновательный метод Соревновательный метод Активные методы обучения Активные методы обучения воспитательные, просветительские воспитательные, просветительские и образовательные программы и образовательные программы
21 Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову): Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный недостаточно рациональный нерациональный Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин мин. Более 15 мин. Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7 10 мин. Смена через мин. Смена через мин. Число видов преподавания Не менее 3 21
22 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин. Через мин Не чередуются Наличие эмоциональных разрядок (число) 2-31Нет Место и длительность применения ТСО 3 соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3- 5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительност ью Отсутствуют
23 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 мин. Не ранее чем через мин. Менее чем через 30 мин.
24 Число видов учебной деятельности, используемых учителем: Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. опрос учащихся, опрос учащихся, письмо, письмо, чтение, чтение, слушание, слушание, рассказ, рассказ, рассматривание наглядных пособий, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, ответы на вопросы, решение примеров, задач, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. практические занятия и т. д.
25 Число использованных учителем видов преподавания: словесный, словесный, наглядный, наглядный, аудиовизуальный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.
26 Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, для инсценирования дискуссии, обсуждения, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, привития интереса к познавательным программам, решения как учебных, так и воспитательных задач.
27 Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
28 Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
29 Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, интерес к занятиям, стремление больше узнать, стремление больше узнать, радость от активности, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
30 Урок : развитие, творчество, комфорт Формирование предметной компетентности Формирование предметной компетентности Формирование информационной культуры Формирование информационной культуры Развитие познавательной активности и самостоятельности Развитие познавательной активности и самостоятельности Развитие мышления Развитие мышления Развитие творческих способностей Развитие творческих способностей Формирование коммуникативной компетентности Формирование коммуникативной компетентности Создание психологически комфортной среды Создание психологически комфортной среды Разнообразие учебной деятельности Разнообразие учебной деятельности
31 Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
32 Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
33 Благоприятный психологический климат на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
34 Психолого - педагогические факторы Психологический климат на уроке Психологический климат на уроке Стиль педагогического общения учителя с учащимися Стиль педагогического общения учителя с учащимися Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Соответствие используемых технологий обучения и методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников Соответствие используемых технологий обучения и методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников
35 Психолого - педагогические факторы ( продолжение ) Личностные и психологические особенности учителя, его характера и эмоциональных проявлений(отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями) Личностные и психологические особенности учителя, его характера и эмоциональных проявлений(отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями) Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Обремененность учителя своими проблемами и его способность к переключению Обремененность учителя своими проблемами и его способность к переключению Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесбережения учащихся Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесбережения учащихся
36 Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально- смысловых разрядок: Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально- смысловых разрядок: улыбок, улыбок, уместных остроумных шуток, уместных остроумных шуток, использования поговорок, использования поговорок, афоризмов с комментариями, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д. музыкальных минуток и т.д.
37 Соответствие технологий обучения возможностям школьников Приемы, способствующие коррекции и развитию учащихся; Приемы, способствующие коррекции и развитию учащихся; мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», «Трудно, но мы вместе справимся»); мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», «Трудно, но мы вместе справимся»); использование различного опорного материала – конспектов, схем, таблиц, графов, кластеров и т.д.; использование различного опорного материала – конспектов, схем, таблиц, графов, кластеров и т.д.;
38 продолжениепродолжение индивидуализация и дифференциация заданий для самостоятельной работы; индивидуализация и дифференциация заданий для самостоятельной работы; вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор; вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор; задания с практическим содержанием для развития любознательности; задания с практическим содержанием для развития любознательности; применение различных форм деятельности: индивидуальной, групповой; взаимообучение, взаимоконтроль; применение различных форм деятельности: индивидуальной, групповой; взаимообучение, взаимоконтроль;
39 продолжениепродолжение варьирование темпа обучения; варьирование темпа обучения; создание условий для индивидуальных консультаций; создание условий для индивидуальных консультаций; оптимальные объем и сложность домашнего задания. оптимальные объем и сложность домашнего задания.
40 Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
41 Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. попрощаться со школьниками.
42 Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
43 Здоровье и самосовершенствование учителя нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний); нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний); сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.); сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.); остеохондроз; остеохондроз; нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы; нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы; заболевания верхних дыхательных путей; заболевания верхних дыхательных путей; патология зрения (миопия и др.); патология зрения (миопия и др.); у женщин разнообразные гинекологическиие нарушения у женщин разнообразные гинекологическиие нарушения
44 На заметку администрации школы Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии. Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.
45 Всем спасибо, все свободны!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.