Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.vankb.ru
1 1 Стандартизация – современные реалии в условиях рынка и глобализации экономик В.И.Щербина Побудительные мотивы к изменению подхода к техническому регулированию: Развитие торговли Глобализация экономик Осознание необходимости устойчивого развития, при котором удовлетворяются нынешние потребности, не препятствуя будущим поколениям удовлетворять их потребности Для интеграции экономик требуется: Гармонизация стандартов и законодательства государств – участников рынка на основе единых современных международных (мировых) норм и требований ВТО
2 2 Новации в законодательстве РФ Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. 384 «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» Перечень документов в области стандартизации, в результате выполнения которых обеспечивается выполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Распоряжение Правительства РФ от р по документам обязательного применения и соответствующий приказ Ростехрегулирования по документам добровольного применения) Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС взят курс на гармонизацию национальных систем технического регулирования с системой технического регулирования Европейского Союза на основе «нового» (директивы + стандарты) и «глобального» (единый национальный орган по аккредитации) походов и создание наднациональных норм технического регулирования (технические регламенты + документы по стандартизации) В целях исправления системных ошибок федеральной властью РФ предприняты меры:
3 3 Анализ эффективности принятых мер Ориентация на общепринятые нормы международных (всемирных) организаций по стандартизации ИСО, МЭК, МСЭ и др. представляется более продуктивной, чем ориентация на нормы одной региональной организации ЕС (ЕК). Реорганизация системы технического регулирования в ЕС продолжается уже 25 лет, но этот процесс еще далек до завершения, в том числе из-за сложности согласования законодательств государств и недостаточности массива необходимых стандартов Существует много других экономических союзов помимо ЕС, с государствами – членами которых РФ развивает торговлю Существует иной опыт технического регулирования с более детальными прозрачными процедурами оценки соответствия, надзора после поставки продукции и управления рисками (пример - АТЭС) Существуют иные подходы к регламентационной системе, с широкими общими целями регулирования (ОЦР), в рамках которых легче найти консенсус (пример - ЕЭК ООН)
4 4 Анализ эффективности принятых мер В Российской Федерации предполагается принять сорок восемь технических регламентов Для обеспечения выполнения требований одного технического регламента на сложную продукцию может потребоваться выполнение требований многих сотен стандартов и сводов правил, большая часть которых требуют обновления При формировании объемов финансирования и сроков выполнения государственных программ должны быть учтены реальные объемы необходимых работ по стандартизации.
5 5 Анализ эффективности принятых мер Разрешение применять в РФ международные, региональные стандарты и стандарты других государств после их регистрации в Ростехрегулировании (см. 385-ФЗ от г.) не решает проблему пополнения необходимого массива документов по стандартизации: Стандарты по безопасности должны быть национальными Одиночный переводной стандарт, как правило, не может быть адекватно применен на практике отечественным конечным пользователем из-за отсутствия на русском языке всех слоев (пакета) ссылочных материалов (нормативных и библиографических источников) Объем и стоимость работ, необходимые для обеспечения возможности практического применения переводного стандарта российским пользователем, сравнимы с объемом и стоимостью работ по разработке целого пакета новых стандартов (включая ссылочные стандарты и библиографические источники)
6 6 Анализ эффективности принятых мер Пересаживать стандарт в новую почву возможно лишь при сохранении всей корневой системы стандарта – всех ссылочных документов и источников.
7 7 Стандартизация в строительстве
8 8 Реально строителями развитых стран для обеспечения безопасности зданий и сооружений применяется 1813 стандартов ИСО, МЭК, ИСО/МЭК различных секторов применения
9 9 Стандартизация в строительстве Из них 738 стандартов относится к традиционным для строительства строительным конструкциям и изделиям, а большая часть (1075 стандартов) относится к «нетрадиционным» в недалеком прошлом для строительства стандартам ИСО, МЭК, ИСО/МЭК (по вопросам автоматиза- ции и системам управления для систем жизнеобеспечения, реализации производственных процессов, энергосбережения, обеспечения безопасности зданий и сооружений и т.п.). Число документов по стандартизации, установленных Правительством РФ и Ростехрегулированием в поддержку Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, составляет 222, что в 8 раз меньше, чем используется в мировой практике. Из них число документов по системам контроля и управления инженерными системами (2 документа) в 500 раз меньше, чем принято в мире. При существующем положении дел ни проектирование, ни строительство, ни безопасная эксплуатация современных зданий и сооружений не возможны, как не возможно достижение реальной энергетической эффективности строительных объектов.
10 10 Отличие современных международных стандартов от прежних стандартов 1. Продукция – самостоятельная единица 2. Требования к продукции - предписывающие, легко измеряемые, но не всегда отражающие потребительские свойства 3. Требования выражаются в величинах, применяемых при проектировании, не всегда понятных потребителю 4. Исходные данные – малофакторные, менее приближенные к реальности 5. Как правило, не учитывается предыстория жизненного цикла продукции 6. Трудно обнаружить причину отказа без разборки (демонтажа, разрушения) продукции 7. Затруднительно прогнозировать свойства конечной продукции при автоматизированном проектировании 8. Ориентация на применение устаревших технологий при проектировании, производстве и эксплуатации продукции 1. Продукция – результат действия 2. Требования к результатам процесса, всегда адекватно отражающие потребительские свойства (ожидания) потребителя 3. Требования выражаются в величинах, отражающих потребительские свойства, всегда понятных потребителю 4. Исходные данные – многофакторные, более приближенные к реальности 5. Всегда учитывается предыстория жизненного цикла продукции 6. Как правило, легко обнаружить причину отказа на основе анализа предыстории 7. Легко прогнозировать свойства продукции на любой стадии ее жизненного цикла при автоматизированном проектировании 8. Ориентация на применение современных технологий на стадиях жизненного цикла и высокую экономическую эффективность и надежность продукции
11 11 В новых международных стандартах по безопасности принят процессный подход на всех стадиях жизненного цикла продукции в соответствии со стандартами серии ИСО Приемлемый риск достигается в результате выполнения итеративного процесса анализа опасностей и риска, общей оценки риска и его снижения до тех пор, пока не будет достигнут приемлемый уровень риска на каждой стадии жизненного цикла продукции (Руководство ИСО/МЭК 51). Для систем, связанных с безопасностью, нормируется их функциональная безопасность. Уровень безопасности – это одна из потребительских характеристик продукции, которая подвергается нормированию, оценке и подтверждению соответствия. Без обеспечения контроля и подтверждения соответствия требованиям качества на всех стадиях жизненного цикла продукции не может быть обеспечена ее безопасность. Вопросы безопасности
12 12 В МЭК и ИСО появилось и стало быстро развиваться новое направление стандартизации - Функциональная безопасность систем, связанных с безопасностью. За последние 10 лет число стандартов увеличилось в 24 раза, число сфер применения – в 38 раз. Функциональная безопасность систем, связанных с безопасностью В Ростехрегулировании создан и начал действовать ТК по стандартизации 058 «Функциональная безопасность».
13 13 В настоящее время число действующих документов по функциональной безопасности в 38-и сферах применения ИСО и МЭК составляет 172 Функциональная безопасность систем, связанных с безопасностью
14 14 Новые национальные стандарты по безопасности В строительной отрасли разработаны и продолжают разрабатываться в рамках ТК 439 новые национальные стандарты по функциональной безопасности систем обеспечения безопасности зданий и сооружений (серия ГОСТ Р ): ГОСТ Р –2008 – Часть 1. Основные положения (принят); ГОСТ Р –2008 – Часть 2. Общие требования (принят); ГОСТ Р –2009 – Часть 3. Требования к системам (принят); ГОСТ Р –201…– Часть 4. Требования к программному обеспе- чению (на стадии утверждения); ГОСТ Р –201… – Часть 5. Меры по снижению риска, методы оценки (на стадии утверждения); ГОСТ Р –201… – Часть 6. Внешние средства уменьшения риска и системы мониторинга (на стадии разработки); ГОСТ Р –201… – Часть 7. Порядок применения требований к системам, примеры расчетов (на стадии разработки) Другие стандарты в области безопасности зданий и сооружений: ГОСТ Р …–201… – Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт (на стадии утверждения); ГОСТ Р …–201… – Центры управления кризисными ситуациями. Общие требования (на стадии разработки); ГОСТ Р …–201… – Принципы оценки соответствия центров управления кризисными ситуациями(на стадии разработки) Стандарты отвечают современным требованиям ИСО, МЭК и ТВТ ВТО.
15 15 Вопросы финансирования работ по стандартизации Российские бизнес-структуры (за исключением некоторых естественных монополий) не склонны вкладывать средства в разработку стандартов, особенно базовых и групповых. Сегодня их привлекают только «быстрые деньги». В Германии на разработку стандартов затрачивается 1% бюджетных средств, в 2009 г. – 2,9 млрд. евро. Это на несколько порядков больше, чем в РФ. При финансировании работ по стандартизации исполнительной властью РФ применяются двойные стандарты: Рассчитанная по методике оценки стоимости разработки стандарта Р стоимость разработки проекта национального стандарта лежит в пределах от 2 до 4,9 млн. руб. При этом стоимость проведения экспертизы стандарта может достигать 40% от стоимости разработки его проекта. В то же время на разработку проекта стандарта Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выделяет разработчику из средств федерального бюджета до 250 тыс. руб. (т.е., в раз меньше). При этих условиях разработка современных стандартов становится убыточным видом деятельности.
16 16 Выводы Продуктивному завершению реформы технического регулирования в РФ препятствуют: ориентация исключительно ни модель технического регулирования ЕС и игнорирование мирового опыта; недостаточная системная проработка взаимосвязанных правовых и технических вопросов; отсутствие предварительной оценки последствий принимаемых решений; острое недофинансирование работ по стандартизации; применение двойных стандартов в отношении разработчиков проектов стандартов.
17 17 Предложения Рекомендуется: Федеральным органам власти, предприятиям и организациям сфокусировать усилия на гармонизации национальной системы технического регулирования, в первую очередь, с международными (мировыми) нормами, а не нормами одного зарубежного региона или отдельных государств Разработчикам национальных документов по стандартизации вести разработку их проектов с учетом современных международных требований ИСО, МЭК и ВТО. Разработчикам нормативных технических документов в строительной отрасли более широко использовать документы МЭК и ИСО/МЭК для актуализации отечественных норм для строительства. Настоящему семинару обратиться к Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой: в отношении технического регулирования сменить акцент ориентации исключительно на нормы ЕС в пользу ориентации на международные (мировые) нормы ИСО и МЭК; пересмотреть вопрос о финансировании из федерального бюджета работ по стандартизации, обеспечив финансирование, адекватное потребностям экономики; принять меры по недопущению применения двойных стандартов в отношении разработчиков документов по стандартизации.
18 18 Спасибо за внимание! Тел./факс: +7 (495) ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.