Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемershov-oo.narod.ru
1 Шевцова Т.Н. Учитель МОУ «СОШ 2 г. Ершова»
2 Уровень профессиональной компетентности и профессионализма. Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, характеристика потенциала эффективности трудовой деятельности
3 ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. 2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. 3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
4 Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма важно учитывать эффективность профессиональной деятельности [Дружилов, 2001].
5 Стадии развития профессионализма: а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока; б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев; в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений; г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
6 Возраст, педагогический стаж и особенности профессионально-педагогической деятельности Первые 5 лет это время адаптации выпускника вуза к условиям работы в школе лет – период «педагогического кризиса» лет - связаны со вступлением в так называемый кризис «середины жизни» лет – период наиболее высоких результатов труда учителя. Более 25 лет - биологическое и профессиональное старение
7 Самооценка педагога. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, скрытой боязни отрицательного мнения о себе. Высокая самооценка проявляется в том, что педагог руководствуется своими принципами независимо от мнения окружающих о себе.
8 Эмоциональное состояние педагогов В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. Возникновение данного понятия связано с исследованием различных феноменов и проблем профессионализации и рассматривается в контексте здоровья профессионалов.
9 Причины возникновения профессионального выгорания физические и нервно – психические нагрузки; Повышенное чувство ответственности Нарушение привычного, размеренного хода школьной жизни (непродуманность некоторых нововведений, излишняя отчётность и т. д.).
10 Три основные стадии профессионального выгорания На первой стадии происходят изменения на уровне произвольного поведения: забывание травмирующих моментов жизни, «провалы памяти» (например, специалист не помнит, внесена нужная запись в документацию или нет, задан ли планируемый вопрос и какой получен ответ), сбои в выполнении двигательных действий и т.д. (Время формирования:от трех до пяти лет) На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть тех, с кем специалист работает по роду деятельности», появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели: головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет. Третья стадия собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
11 Естественные способы регуляции организма Длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Саморегуляция Воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.
12 Попробуйте задать себе вопросы: Что помогает вам поднять настроение, переключиться? Что я могу использовать из вышеперечисленного? Мысленно, а лучше на бумаге, составьте перечень этих способов. Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете высокую напряженность или усталость.
13 Приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
14 Упражнения для снятия напряжения в 12 точках тела Плавно вращать глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдалённом предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и расжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы,, а затем икры ног. Покружить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх. Повторить эти упражнения 3 раза.
15 Школе нужен нестареющей учитель тот, который сохранил к зрелости черты молодости, помноженные на опыт и мудрость. Непрерывное самообразование и образование являются факторами молодости, если они опираются на самодиагностику, предполагают постановку новых задач на различных этапах трудовой деятельности. Профессиональное долголетие учителя в его руках.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.