Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkozaderov.professorjournal.ru
1 Топливный элемент: проблемы и перспективы О.А.Козадеров кандидат химических наук ассистент кафедры физической химии Воронежского государственного университета Все иллюстрации взяты из открытых Интернет-источников
2 2 Водородный автомобиль 2001 г. Автомобиль «Нива» (Россия) на топливном элементе, разработанном для космического корабля «Буран» 2001 г. Автомобиль HydroGen1 (на базе Opel Zafira) корпорации General Motors (США) – рекордсмен среди машин на топливных элементах 2008 г. Городской автобус на топливных элементах (Китай) 1982 г. Первый в мире водородный микроавтобус «Квант-РАФ» (СССР)
3 3 Цель и средства программа бюджетных инвестиций США предполагает в ближайшие 10 лет вложить 5.5 млрд. долл. в развитие технологии топливной энергетики, промышленные компании - почти в 10 раз больше
4 год: нефтяное эмбарго
5 год: экономический кризис, прогнозы истощения запасов нефти и создание Мировой водородной ассоциации Темпы добычи традиционных видов топлива
6 6 Традиционная энергетика и экология Распределение валового выброса по отраслям промышленности (Воронеж) Изменение средней температуры на Земле
7 7 Топливный элемент (ТЭ) Химический источник тока, в котором электрическая энергия образуется в результате химической реакции между восстановителем и окислителем, непрерывно поступающими к электродам ТЭ извне. Продукты реакции непрерывно выводятся из топливного элемента.
8 8 Преимущества электрохимического способа преобразования энергии
9 9 Топливный элемент: сравнение с гальваническим элементом и аккумулятором Гальванический элемент («батарейка») – работает, пока не израсходуются реагенты Аккумулятор – требует периодической подзарядки может работать неограниченное время, пока в него подаются реагенты и отводятся продукты реакции
10 10 Открытие топливного элемента Вильям Гроув (1811 – 1896) Людвиг Монд (1839 – 1909) Вильгельм Оствальд ( ) Конструкция топливного элемента В.Гроува
11 11 Водород – идеальное топливо для ТЭ химически активный экологически чистый – при его окислении образуется вода удовлетворяет условию легкого подвода в топливный элемент и отвода продуктов реакции из ТЭ оптимальный источник – вода, электролизом которой Н 2 может быть получен (процесс энергоемкий) сейчас водород получают за счет более дешевой переработки природного газа, основным компонентом которого является метан СН 4 + Н 2 О(пар) = 3Н 2 + СО
12 12 Требования к электродам ТЭ обеспечение условий для большой скорости токообразующей химической реакции в ТЭ пористые каталитически активные универсальный материал - платина Pt – высокоактивна – долговечна – устойчива к коррозии и компонентам электролита.
13 13 Низкотемпературные щелочные ТЭ Электролит - жидкий раствор щелочи материал электродов – никель (устойчив в щелочных растворах) Катализатор – платина Применение –космические и военные программы ("Аполлон", "Шаттл", "Буран") Коммерческое применение ограничено из-за использования платины и чистых водорода и кислорода. Батарея щелочных топливных элементов космического корабля «Буран» (СССР) Космический корабль «Шаттл» (США), системы обеспечения которого работали на щелочных ТЭ
14 14 Низкотемпературные кислотные ТЭ Электролит - жидкий раствор кислоты Материал электродов – графит (устойчив в кислотных растворах) Катализатор – платина и ее сплавы Окислителем может служить кислород воздуха, так как компоненты воздуха химически не взаимодействуют с кислотным электролитом Применение – в стационарных электрогенераторных устройствах в зданиях, гостиницах, больницах, аэропортах и электростанциях Коммерческое применение ограничено из-за использования платины и чистого водорода
15 15 ТЭ с твердополимерным электролитом Электролит – твердая полимерная ионообменная мембрана Материал электродов – графит Катализатор – платина и ее сплавы Восстановителем может служить метанол Замена жидкого агрессивного электролита на мембрану упрощает герметизацию элемента, уменьшает коррозию и обеспечивает долгий срок службы ТЭ Применение – на транспорте и стационарных установках небольшого размера Коммерческое применение ограничено из-за использования платины и высокой стоимости ионообменных мембран
16 16 Недостатки платиновых катализаторов высокая стоимость дефицит природных запасов платины платиновые электроды резко снижают свою активность ("отравляются") под воздействием примесей – каталитических ядов (например, монооксида углерода и соединений серы)
17 17 Биотопливный элемент Принцип – использование природных катализаторов Ферменты-гидрогеназы, ответственные за окисление и образование водорода, являются уникальными эффективными неплатиновыми катализаторами для этих процессов Недостатки: малый срок службы и небольшая мощность
18 18 Высокотемпературные ТЭ: ускорение реакций на электродах при значительном повышении температуры Тип 1 – электролит - из расплава карбонатов лития и натрия, находящийся в порах керамической матрицы – материал катода - оксиды никеля и лития, анода – никель, легированный хромом Тип 2 – твердый электролит на основе оксидов циркония и иттрия – анод из никеля, модифицированного оксидом циркония, и катод из оксидных полупроводниковых соединений Основная проблема – коррозия электродов и других деталей ТЭ. Не приспособлены для работы в режиме частых запусков-остановок.
19 19 Преимущества топливных элементов высокий коэффициент полезного действия экологическая чистота бесшумность широкий диапазон мощностей и применяемого топлива возможность параллельной генерации тепла при необходимости можно использовать воду, которая является продуктом химической реакции
20 20 Проблемы коммерциализации ТЭ высокая стоимость по сравнению с традиционными установками недостаточный срок службы
21 21 Перспективы применения ТЭ Рост производства топливных элементов (прогноз) Области применения топливных элементов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.