Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu24.info
1 Тема учебного проекта Имя существительное. Творческое название: Автор: Зарипова Н.М. учитель русского языка и литературы МОУ- Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы 1
3 1.Какая часть речи называется именем существительным? 2. В какой категории имена существительные не изменяются? 3. Какую роль выполняют имена существительные в предложении? Рассмотрите слайд 2, ответьте на вопросы и напишите ответ.
4 Проверьте свои ответы. 1.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 2.Имена существительные изменяются по падежам. 3.Имена существительные классифицируются на мужской род, средний род и женский род. 4.В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.
5 Данный проект направлен на определение существительных по совокупности 4-х признаков, аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным. Проект рассчитан для учащихся 5-го класса ( в рамках учебной программы). В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками, а также и навыками работы над решением поставленной проблемы.
6 Основополагающий вопрос: Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет; Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. Вопрос учебной темы: Как правильно определять морфологические признаки существительных? Учебный предмет: русский язык. Участники: учащиеся 5 класса
7 Вопросы учебной темы: 1. Значение имен существительных. 2.Собственные и нарицательные имена существительные. 3. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 4. Род имён существительных. 5. Склонение имён существительных. 6. Число имён существительных. 7. Морфологический разбор имён существительных.
8 Дидактические цели: - Развитие информационной культуры. - Формирование исследовательских навыков учащихся. - Формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность. Методические задачи: Научить - определять род имён существительных; - правильно писать падежные окончания имён существительных; - выполнять морфологический разбор имён существительных; - определять нарицательные и собственные, одушевленные и не- одушевленные имена существительные; - согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными
9 Темы для самостоятельных исследований учащихся: 1. Какого рода род существительного? 2. Числа важны не только в математике. 3. Что рассказали Падежи о себе?
10 Этапы и сроки проведения проекта: - Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся – 1 урок, 10 мин. - Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах – 1 урок, 15 мин. - Самостоятельная работа групп по выполнению задания – 2 урок. - Подготовка учащимися презентаций, буклета по отчету о проделанной работе – 3 урок. - Защита полученных результатов и выводов – 4 урок.
11 Учебно-методический пакет: Комплект методических материалов: Дидактический материал Работы учащихся: Презентация 1. Презентация 2. Презентация 3. Буклет.
12 Выводы: Данный проект помогает сформировать исследовательские навыки. Учащиеся научились работать с различными информационными источниками, а также ставить проблему, планировать ее решение, распределять задачи в группе, направленные на достижение общей цели, проводить сравнительный анализ языковых явлений, классифицировать их, составлять языковой прогноз, оформлять результаты своих исследований в виде презентаций. Учащиеся овладели навыками работы с Интернетом, программами Power Point, Publisher.
13 Список информационных источников: 1.Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, с. 2.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования [ Текст]. - Ростов - на - Дону, с. 3. Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст]/ «Вита - Пресс». - М., с. 4.. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – – С Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – – 3. – С. 3 – Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, С В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград «Просвещение» Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.И. Шуляк. На берегах Лингвинии. Москва. «Просвещение», В. Волина « Весёлая грамматика», Москва изд. «Знание», 1995.
14 Исследовательские работы учащихся
15 Какого рода
16 Работа ученика 5Б класса МБОУ – Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы 1 Альметьевского района Нуруллина Раиля
17 ПЛАН 1. Как у существительных род появился. 2.Имя существительное по родам не изменяется. 3. Как можно определить род имён существительных. 4. Существительные общего рода 5. Грамматический род в животном мире. 6 Грамматический род в растительном мире. 7.Род неизменяемых существительных
18 Как у существительных род появился. (Лингвистическая сказка) Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов- существительных знаки различия, тот будет награжден». А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределенными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.) Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода существительных, а нам, предстоит открыть секрет узнавания рода имени существительного.
19 Имена существительные не изменяются по родам Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его не ни употребляли. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от другого рода к другому: занавес когда-то был занавесью, зал –залой, санаторий – санаторией, метод – методой и т.д. А вот представьте – ка, что бы получилось, если бы род существительного изменялся так, как его падеж или число, т. е. если существительное получило бы разные формы рода.
20 Стол Столиха Столихо Вот что, братцы, у нас получается, Если кто-то вдруг попытается Изменить то, что не изменяется. (В. Агафонов)
21 Как можно определить род имён существительных. 1. Род существительных можно определить, подставив слова мой, моя, моё. Например, к словам мужского рода: мой день, мой стол, клуб; к словам женского рода: моя тень, моя ваза; к словам среднего рода: моё дело, моё озеро. 2. Род существительных в русском языке в большинстве случаев определяется по окончанию: если существительное оканчивается на твёрдый согласный ( школьник, учебник, ученик), то перед нами слова мужского рода; если существительные оканчиваются на – а (-я) ( школа, ученица, земля), то они женского рода; если на –о (-е) (дерево, перо, поле), то эти слова среднего рода. 3. Слова, заимствованные из других языков и имевшие в них другой род, в русском языке получают род в соответствии с тем, какое окончание они получили в русском языке. 4. Можно определить род по суффиксу. Слова с суффиксами – тель, арь – слова мужского рода, а с суффиксами – -ость, -знь или без суффикса – слова женского рода ( учитель, болезнь, юность)
22 - Мама, баран он? Он. Овца она? Она. - А почему папа он? Надо бы пап, а не папа. Четырехлетняя Катюша говорит: «Пшеница мама, а пшено деточка. Синица тетенька, а дяденька синиц». Женщина русалка. Мужчина русал. «Что ты ползешь, как черепаха?» говорит трехлетнему мальчику мама. «Я не черепаха, а черепах». Сережа (4 года) рассказывает сказку: Жили-были старух со старухой.. «Мама, у меня на пальце царап». «Не царап, а царапина». «Это у Муси царапина, а я мальчик! У меня царап». (К. Чуковский.) «Детские слова» ( формы слов)
23 И род бывает общим. И пока существительные общего рода употребляются без других слов, невозможно узнать, кого они обозначают: мальчика или девочку, мужчину или женщину. Вот эти слова: растяпа, неряха, зануда, грязнуля, чистюля, плакса, рёва, задира, забияка. У вас испортилось настроение? Есть от чего: такие слова расстроят кого угодно. Но словом общего рода можно и похвалить: Какой ты умница! Какая ты умница!
24 1. Ай да Мурочка, 2. Бедный Федотка – сиротка, Ай да умница. Плачет несчастный Федотка. 3. Ты один не умывался, И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки, и башмаки. Какой род у выделенных существительных?
25 Грамматический род в животном мире. Среди названий домашних животных, а также крупных зверей, птиц, родовые различия могут быть выражены двояко: Разными словами: С помощью суффиксов: бык-корова гусь – гусыня петух – курица индюк – индюшка баран – овца слон – слониха селезень – утка медведь – медведица боров – свинья волк – волчица - Какой же можно сделать вывод о распределении слов – названий животных по родам? - Род этих слов определяется по окончанию. - А средний род участвует в наименовании животных? - Есть два слова ( животное и насекомое), которые имеют форму среднего рода.
26 Грамматический род в растительном мире. В растительном мире та же картина, что и в животном мире. Обобщенные слова дерево, растение относятся к среднему роду по своим окончаниям. А названия конкретных деревьев и кустарников распределяются между мужским и женским родом в зависимости от окончания. Слова на -а (-я) относятся к женскому роду ( береза, груша. ольха, слива, липа), на нулевой согласный – к мужскому ( дуб, вяз. клён, шиповник).
27 Чтобы определить род неизменяемых имен существительных, нужно знать несколько правил: 1. К мужскому роду обычно относятся существительные одушевленные, обозначающие лиц мужского пола или животных ( маэстро, какаду). 2. К женскому роду принадлежат одушевленные существительные, обозначающие лиц женского пола ( травести – «актриса, исполняющая роли мальчиков», мисс). 3. К среднему роду, как правило, относятся неодушевленные существительные ( бюро, жюри). Род неизменяемых существительных
28 Использованная литература В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград «Просвещение» Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.И. Шуляк. На берегах Лингвинии. Москва. «Просвещение», В. Волина « Весёлая грамматика», Москва изд. «Знание», 1995.
30 Работа ученицы 5Б класса МБОУ – Нижнемактаминской средней общеобразовательной школы 1 Альметьевского района Миннекаевой Айгуль
31 При связи с другими словами в словосочетании или предложении имена существительные изменяются по падежам, т.е. склоняются. Падежей в русском языке шесть. Именительный кто? что? Родительный кого? чего? Дательный кому? чему? Винительный кого? что? Творительный кем? чем? Предложный о ком? о чем ?
32 Именительный. Можно понять, почему он так называется. Ведь если вы спрашиваете: « Что это такое?», то вам непременно отвечают существительным. К которому можно отнести вопросы: « Кто? Что это такое? При этом в ответе предмет называется – именуется. Родительный падеж от латинского слова истолковывается как «падеж родства». Уже во времена римлян его применяли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора… « Родство» можно применить и шире: ветка пальмы – ветка.рождённая пальмой; заводы Форда – заводы, построенные Фордом. Таково исходное, начальное значение этого падежа. Но затем он приобрел иные значения, некоторые из них очень далеко ушли от основного. Этот падеж может обходиться и без предлогов, но не избегает их.
33 Винительный и именительный падежи оба отвечают на вопрос что? Если существительное неодушевленное, то вопрос в винительном падеже что? А вот тот же винительный падеж имеет и с родительным общий вопрос кого? Если существительное одушевленное, то вопрос в винительном падеже кого? Щедрым можно назвать дательный падеж только по происхождению: первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери, помогать (кому?) соседу; дань (чему?) памяти.
34 Творительный падеж назван этим самым именем, что главным его значением было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают: Старик ловил (чем?) неводом рыбу. Рыбка ( чем?) голосом молвит человечьим. Нередко падеж этот встречается с предлогами: Там царь Кащей Над (чем?) златом чахнет. Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного. Родоначальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж. Теперь предложный падеж служит для обозначения времени. Места. А также того, о ком (или о чем) мы ведем речь.
35 Падежи Воскликнул Именительный: -Того,-сказал Винительный,- -Мой именинник тот, Я буду обвинять, Который изумительно Кто книжку вразумительно Науку познает! Не может прочитать. -Того,- сказал Родительный, С тем,- заявил Творительный,- Я отрицаю, к то Я только лишь в ладу, Не может без родителей Кто очень уважительно Надеть своё пальто. Относится к труду. - Тому, ответил Дательный, - О том,- сказал Предложный,- Плохое имя дам, Я предложу рассказ, Кто не любил старательно Кто в жизни делать может Уроки делать сам. Полезное для нас. (А. Тетивкин)
36 У существительных одушевленных всех трх родов винительный падеж множественного числа совпадает с формой родительного падежа У существительных неодушевленных винительный падеж совпадает с именительным 1. Множественное число (одушев. сущ.) Родительный кого? чего? Друзей, однокурсников, коней Винительный кого? что? Друзей, однокурсников, коней 2. Множественное число (неодуш. сущ.) Именительный кого? чего? горы, дубы, столы Винительный кого? что? горы, дубы, столы
37 а) именительный падеж множественного числа: директора, доктора, профессора, сторожа, катера, кителя, обшлага, тополя, округа, ордера, острова, отпуска, паспорта, адреса, сорта, якоря; агитаторы, бухгалтеры, выборы, инженеры, конструкторы, торты, фронты, шофры, редакторы, корректоры, лекторы, ораторы, офицеры, гербы; б) родительный падеж множественного числа: апельсины апельсинов, помидоры помидоров, грамм граммов, носки носков, чулки чулок, ботинки ботинок, метры метров, гектары гектаров, башкиры башкир, цыгане цыган, оладьи оладий, мандарины мандаринов, судьи судей, противень противней; блюдца блюдец, яблоки яблок, кольца колец, ружь ружей, полотенца полотенец, запястья запястий, места мест, дела дел, облака облаков, сткла сткол, ущелья ущелий.
38 Какой падеж отсутствует? Зимняя бахрома. На сосне и на березе- Бахрома: Белой пряжей Их запутала зима. И оставила Распутывать весне Эту пряжу на березе И сосне.
39 Определить падеж существительного кот ? У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая- и та, Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте, Вспоминая о коте. (А.Грачев)
40 1.В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград «Просвещение» Падежи. 3.Падежи русского языка. veselajashkola.rushkolnaya- zhizn/russkij…padezhi 4.Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.И. Шуляк. На берегах Лингвинии. Москва. «Просвещение», В. Волина « Весёлая грамматика», Москва изд. «Знание», 1995.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.