Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.gzhku.ru
1 Министерство регионального развития Российской Федерации Москва, 2012 Социальная норма потребления жилищно- коммунальных услуг
2 Причины (предпосылки) введения социальной нормы потребления ЖКУ 2 рост совокупного платежа гражданина за ЖКУ, вызванный произошедшими изменениями в законодательстве по вопросам оплаты ЖКУ с отсутствующим при этом улучшении качества предоставляемых ЖКУ; отсутствие эффективных экономических механизмов сдерживания роста тарифов, позволяющих с одной стороны, обеспечить доступность ЖКУ для населения, а с другой стороны – финансовую устойчивость в деятельности организаций коммунального комплекса, позволяющую оказывать качественные услуги населению; неадекватность действующей системы социальной защиты изменениям, произошедшим в законодательстве, регулирующем вопросы оплаты ЖКУ, и ее неспособность оказать реальную помощь социально незащищенным гражданам в условиях роста тарифов на ЖКУ; отсутствие у граждан реальных стимулов к энергоэффективному поведению, выражающегося, прежде всего, в установке приборов учета
3 Понятие социальной нормы 3 Социальная норма потребления жилищно-коммунальных услуг – минимальный, но достаточный и доступный для жизнеобеспечения уровень (объем) потребления ЖКУ Соцнорма устанавливается по каждому виду ЖКУ в виде оптимального объема потребления, рассчитанного исходя из оптимальных условий благоустройства жилища и реально достижимого класса энергоэффективности Соцнорма применяется к конкретному гражданину по его постоянному месту жительства (распространяется на всех зарегистрированных граждан) Соцнорма применяться ко всем видам расходов граждан на ЖКУ, в том числе общедомовые нужды К соцнорме могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты (в зависимости от категории населения (например, многодетные семьи, семьи, имеющие инвалидов и т.д.) или в зависимости от состояния и места нахождения жилищного фонда (например, аварийные дома или дома с особенностями эксплуатации, дома, находящиеся в сельской и городской местности и т.д.). Указанные особенности устанавливаются федеральной методикой расчета соцнормы
4 Социальная защита 4 Соцнорма применяется как основа для расчета размера субсидии, в котором не применяются: Области применения социальной нормы За счет того, что соцнорма устанавливается применительно к каждому виду ЖКУ (а не в виде усредненного числа как в действующих стандартах оплаты), расчет субсидии становится более адресным и точным применительно к конкретному гражданину. Стандарты оплаты ЖКУ (федеральные, региональные, в отдельных случаях, муниципальные), представляющие собой некие усредненные показатели стоимости всех видов ЖКУ, на которые гражданин, в ходе потребления коммунальных услуг никак не влияет, а, значит, не влияет и на размер своего платежа; Нормативы площади жилого помещения на 1 человека, в результате чего многие граждане получают субсидию на оплату лишь части коммунальных услуг при том, что они проживают в стандартной квартире без каких-либо излишеств. Данная ситуация воспринимается многими как несправедливая.
5 5 Принципы расчета субсидии в действующей системе социальной защиты - в качестве исходной величины применяется региональный стандарт стоимости ЖКУ, который представляет собой усредненную величину стоимости услуги (по региону или муниципалитету) для всех, не учитывающую основные показатели, характеризующие категорию потребителя, степень благоустройства и технические характеристики жилфонда, но влияющие на размер платежа: применяемый тариф и фактически потребленный объем услуги - поскольку при расчете субсидии не учитывается фактический объем потребления услуги (в расчете присутствует только усредненный объем, включенный в состав регионального стандарта стоимости ЖКУ), не осуществляется оценка энергоэффективности поведения потребителя и соблюдения им требований государства в этой части, в том числе наличие прибора учета - размер субсидии автоматически растет в связи с повышением тарифа (при условии, что доходы потребителя и иные условия предоставления субсидии остаются неизменными) и никоим образом не стимулирует потребителя к экономии
6 6 Что является основой расчета субсидии с применением соцнормы субсидируется не весь объем фактически потребленной услуги, а только тот, который признается обоснованным и достаточным для жизнеобеспечения (объем в пределах соцнормы), что стимулирует экономию субсидия рассчитывается применительно к каждому виду ЖКУ, применительно к конкретной группе потребителей, с учетом степени благоустройства и технических характеристик жилфонда применяемый при расчете субсидии «социальный тариф» приведет к уменьшению размера субсидии расчет субсидии осуществляется с учетом оценки энергоэффективности поведения конкретного потребителя (субсидия только в пределах соцнормы и только при наличии приборов учета)
7 Тарифное регулирование Соцнорма применяется как основа дифференциации тарифа на «социальный тариф» и «инвестиционный» тариф. 7 Области применения социальной нормы В пределах соцнормы потребитель оплачивает ЖКУ по «социальному тарифу», который представляет собой экономически обоснованный тариф, обеспечивающий возмещение РСО ее операционных расходов, включая производственную программу. «Социальный тариф» может увеличиваться ежегодно только на уровень инфляции. В этом случае, инфляция выступает в роли своеобразного «предельника» для тарифа, но этот «предельник» устанавливается единым для всей страны, а значит нет того, субъективного подхода к разным отраслям экономики который присутствует сейчас (например, газовикам тариф поднимают на 15%, а ЖКХ на 10%). За пределами соцнормы потребитель оплачивает услуги по «инвестиционному тарифу», который формируется не только из расчета возмещения операционных расходов, но и призван обеспечить привлечение инвестиций для модернизации отрасли. При этом, «инвестиционный тариф» никакими «предельниками» не ограничивается, он устанавливается в том размере, который РСО сумела обосновать и доказать, исходя из потребностей инвестиционной программы.
8 8 Мировая практика применения дифференцированного тарифа при оплате ЖКУ и стимулирования энергоэффективного поведения населения Международная практика показывает, что соцнорма позволяет с одной стороны защитить наиболее уязвимые категории населения, а с другой стороны - реализовать принцип социальной справедливости. Наиболее широко распространено установление соцнормы в электроэнергии. Государства, входящие в Европейский союз, в соответствии с директивой Европейского парламента и Совета, принятой в 2003 году, обязаны обеспечивать бытовым потребителям (населению) поставки электроэнергии определенного качества по сопоставимым по величине, прозрачным и разумным ценам. Кроме того, они также должны принимать все необходимые меры по защите прав незащищенных групп потребителей на внутреннем рынке электроэнергии каждой страны. Соцнорма в мировой практике применяется с целью обеспечения доступности ЖКУ, социальной защиты и дифференциации тарифа, а например: с 2000 года соцнорма применяется во Франции в электроэнергетике, для семей с низкими доходами предусмотрены скидки от 30 до 50% на оплату электроэнергии в пределах 100 кВт-ч в месяц; в Турции установлена норма потребления воды – потребление в объеме от 1 до 25 куб. метров оплачивается по ставке 0,57 евро за куб. м, свыше 26 куб. м 1,26 евро за куб. м.; в Республике Казахстан, в г. Алматы в 2011 году соцнорма для электроэнергии составляла 45 кВт-ч на одного человека, х/воды – 8,4 куб. м, гвс – 3, 6 куб. м, услуг канализации – 12 куб. м., услуги сверхсоцнормы оплачиваются по повышенному тарифу
9 Стимулирование энергоэффективного поведения Условиями применения гражданином «социального тарифа» для расчетов за ЖКУ являются: 9 Области применения социальной нормы В зависимости от индивидуальных особенностей и характеристик жилого помещения, категории потребителей к соцнорме могут быть установлены различные поправочные коэффициенты Наличие приборов учета. Потребители, не установившие платят по «инвестиционному тарифу». При этом, для определения объема потребленной услуги в этом случае используется объем, установленный соцнормой. В случае выхода прибора учета из строя, потребителю дается определенное время для ремонта или установки нового прибора учета, при этом расчет осуществляется по прежним показаниям. Если прибор учета не будет восстановлен, потребитель по истечении установленного срока начинает оплачивать услугу по «инвестиционному тарифу» Потребление ЖКУ в пределах соцнормы. Если потребляешь больше, «социальный тариф» не применяется, субсидия на оплату ЖКУ предоставляется на разницу между потреблением в пределах соцнормы и сверх соцнормы)
10 Обязательным условием применения соцнормы является наличие приборов учета, установка которых предусмотрена Федеральным законом 261-ФЗ, за исключением жилищной услуги, а также в тех случаях, когда установление прибора учета не представляется возможным по техническим причинам 10 Общие условия и этапы введения социальной нормы Социальная норма вводится поэтапно по всем видам ЖКУ с: 2014 года – в системе соцзащиты для целей расчета субсидии на оплату ЖКУ, 2015 года – в целях дифференцированного тарифного регулирования, за исключением тепла и газа, по которым период введения может быть отодвинут на 1-2 года (в зависимости от результатов введения соцнормы по другим видам коммунальных услуг) Социальная норма вводится поэтапно по всем видам ЖКУ с: 2014 года – в системе соцзащиты для целей расчета субсидии на оплату ЖКУ, 2015 года – в целях дифференцированного тарифного регулирования, за исключением тепла и газа, по которым период введения может быть отодвинут на 1-2 года (в зависимости от результатов введения соцнормы по другим видам коммунальных услуг) Устанавливается на основании федеральной методики самостоятельно регионами
11 11 Общие условия определения социальной нормы На первом этапе соцнорма рассчитывается исходя из объема, максимально приближенного к существующему среднедушевому фактическому потреблению с учетом категорий населения, состояния и характеристик жилфонда и необходимости применения в связи с этим поправочных коэффициентов в целях: избежания резкого роста стоимости ЖКУ, а значит, социального взрыва; предоставления потребителям времени для корректировки своего потребления Начиная с первого года введения должен быть организован постоянный мониторинг потребления ЖКУ населением региона для выведения графиков среднедушевого потребления и уточнения величин поправочных коэффициентов, применяемых для установления соцнормы В дальнейшем объем ЖКУ, применяемый в соцнорме, должен сокращаться пока не достигнет уровня, действительно минимального, но достаточного для жизнедеятельности с учетом повышения класса энергоэффективности. Это будет возможно благодаря проводимому мониторингу потребления ЖКУ и установкой приборов учета, которые сделают данные о фактическом потреблении все более корректными. Для этого, однако, потребуется переходный период от 2 до 4 лет
12 Особенности определения социальной нормы в зависимости от вида ЖКУ Жилищная услуга – соцнорма ограничивается минимальным перечнем работ (услуг), утверждаемым Правительством и рассчитывается и применяется к общей площади жилья (федеральные стандарты - 18 кв.м. на 1 человека или 33. кв.м. на одиноко проживающего - справочно – размер площади может быть увеличен регионом в зависимости от особенностей жилищного фонда, имеющихся на территории соответствующего региона); Электроэнергия –определяется через объем услуги, в связи с проблемой перекрестного субсидирования при введении соцнормы разница между тарифами может быть выше, чем в иных видах услуг; Водоснабжение и водоотведение, отопление, газ - по всем услугам сонцнорма определяется через объем потребления.
13 13 Результаты внедрения социальной нормы Механизм соцнормы одинаково справедлив и применяется ко всем гражданам России (независимо от их имущественного положения). Государство реализует свою социальную функцию перед всеми гражданами – обеспечивая получение ими необходимой услуги за справедливую цену. Создается механизм реального стимулирования к установке приборов учета Создается механизм реального энергоэффективного потребления, поскольку каждый гражданин имеет возможность влиять на свое потребление Создается механизм реального влияния потребителя на размер своего платежа за ЖКУ: если ты влияешь на объем – ты влияешь на платеж Создается экономически-эффективный механизм установления тарифов на ЖКУ, «уходим» от предельников, сдерживающих возможный экономический рост Повышается адресность социальной поддержки и персональная ответственность потребителя за свое поведение при потреблении КУ: соцподдержку получают именно те потребители, которые с одной стороны в этом нуждаются, а с другой - выполняют требования государства об энергоэффективном поведении Исключение из числа субсидируемых потребителей тех, кто не выполняет требования государства об энергоэффективном поведении
14 Основные организационные мероприятия 14 Реализация пилотных проектов по внедрению соцнормы в отобранных Минрегионом России субъектах на основе заключенных с ними соглашений; Анализ и уточнение категорий населения, которым будет оказываться социальная поддержка при оплате ЖКУ; Проведение необходимых финансово- экономических расчетов в связи с введением соцнормы и корректировки системы социальной защиты
15 Изменения законодательства 15 Жилищный кодекс Российской ФедерацииФЗ от ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»ФЗ от ФЗ «О теплоснабжении» ФЗ от ФЗ «Об электроэнергетике» (в меньшей степени с учетом того, что закон уже содержит положения о соцнорме и порядке ее применении) ФЗ от ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Федеральные законы (6) в части введения понятия соцнормы, корректировки системы тарифного регулирования, расчета за потребленные ЖКУ, социальной защиты населения: в части наделения регионов полномочиями в связи с введением соцнормы: ФЗ от ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
16 Изменения законодательства 16 Основные акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению (6): Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление от ) О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (постановление от ) О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (постановление от ) О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (постановление от ) Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (постановление от ) Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (постановление от ) Основные акты Правительства, необходимые к принятию: Правила (методика) расчета социальной нормы потребления жилищно-коммунальных услуг (постановление Правительства)
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.