Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.zavuch.info
1 Крепостное право отменяется навсегда Урок истории. 8класс. 2008г. Первушина Т.А.
2 Цели и задачи урока Познакомить с личностью Александра II Сформировать представления о причинах отмены крепостного права. Путём анализа основных положений реформы выявить её прогрессивные и крепостнические черты. Содействовать воспитанию уважения к истории России.
3 План урока Крестьянская реформа 1861 г. Введение. Характеристика личности императора. Предыстория отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения реформы. Значение и последствия отмены крепостного права. Заключительная часть урока. (закрепление).
4 Ход урока. 18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей.
5 Продолжение: « Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил, умирая, отец Александра, Николай I. Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: Какие проблемы оставил Александру его отец?
6 Предыстория отмены крепостного права. 18 век – А.Н.Радищев « Путешествие из Петербурга в Москву» г.- Указ Павла I о трёхдневной барщине г.- Указ Александра I о «вольных хлебопашцах» гг.- Закон Александра I об отмене крепостного права в Прибалтике г.- Закон Николая I об «обязанных крестьянах» (реформа Киселёва) г.- Николай I даровал крестьянам права выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца.
7 Предпосылки отмены крепостного права. Поражение в Крымской войне; Массовое крестьянское движение; Военное и техническое отставание России; Социально – экономическая отсталость России в сравнении с Европой; Общественное мнение.
8 Отношение к крепостному праву в российской печати. Подумайте и постарайтесь ответить на следующие вопросы: Как относилось русское общество к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права
9 Подготовка к отмене крепостного права. Январь 1857 г. – образование Секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта крестьян». Ноябрь 1857 г. – царский рескрипт об учреждении дворянских губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858 г.- Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Март 1858 г. – учреждена Редакционная комиссия (председатель Я.И.Ростовцев). Главная задача: составить на основе поступивших материалов из губерний общий проект закона об освобождении крестьян.
10 Постарайтесь ответить на вопрос: ? Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?
11 Как вы думаете, какой вариант избрал Александр и почему? Варианты освобождения крестьян; слои общества, поддерживающие их Освобождение крестьян без земли. (Дворяне в губернских комитетах). Освобождение крестьян с землёй за выкуп. ( либеральные помещики). Освобождение крестьян с землёй без выкупа. (Революционно настроенная часть общества).
12 Основные положения Манифеста от 19 февраля 1861 г. 1.Личное освобождени е крестьян 2. Наделение крестьян землей 3. Выкупная операция 4. Порядок управления крестьянской общиной
13 Порядок личного освобождения крестьян Права и свободы крестьян по реформе Личная свобода крестьян Право переходить в другие сословия Право заниматься торговлей и предпринимательством Выборное крестьянское самоуправление
14 Таким образом, Крестьяне юридически свободны, наделены гражданскими и имущественными правами. НО! СОХРАНЯЛОСЬ: Сословное деление. Подать с крестьян. Рекрутские наборы. Зависимость от общины.
15 Порядок наделения землёй. Сохранялось помещичье землевладение Крестьяне наделялись землёй, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.(размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин. Крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа (временнообязанное состояние.) Размер надела, оброка определялся Уставной грамотой. Срок её подписания – 2 года.
16 Выкупная операция. 25% стоимости земли крестьянин платит помещику. 75% стоимости земли помещику возмещает государство. Государство выдаёт крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга. Отказаться от выкупной операции нельзя.
17 Порядок управления крестьянской общиной. Во-первых, государство проводило расчёт за землю с крестьянской общиной. Во-вторых, контроль осуществлялся мировыми посредниками.
18 Значение отмены крепостного права Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. Цивилизационная задача была решена. Отмена крепостного права нанесла удар прежней системе крепостного произвола и создала условия для свободных договорных отношений (было освобождено 20 млн. крестьян).
19 Последствия крестьянской реформы 1861года Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство. Формирование рынка свободной рабочей силы и сельской буржуазии. Развитие новых отраслей экономики и всероссийского рынка. Консервация крепостнических порядков. Рост недовольства крестьян условиями «свободы», всплеск восстаний крестьян. В целом, крестьянская реформа носила половинчатый характер и была построена на компромиссах, учитывая интересы помещиков в гораздо большей степени.
20 В заключение, ответим на следующие вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал «Манифест» от 19 февраля 1861года? Чем было вызвано, что опубликование «Манифеста» произошло не 19 февраля, а 5 марта 1861года? Стал ли русский крестьянин благодаря «Манифесту» собственником земли?
21 Закрепление рассмотренного материала Постарайтесь ответить на вопрос: Почему крестьянская реформа носила половинчатый характер, заполнив следующую таблицу: Прогрессивные черты реформы (+) Пережитки крепостничества (-)
22 Домашнее задание: Читать параграф 20. Знать основные положения реформы. Уметь раскрыть новые термины на стр.92. Постарайтесь объяснить слова Н.А.Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Порвалась цепь великая, Порвалась – и ударила: Одним концом по барину, Другим – по мужику. Желаю удачи!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.