Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователем2020strategy.ru
1 Логика модернизации системы образования (июнь 2005 года) Цели Конкуренто- способность (Гос) Практичность (Эк) Доступность (Соц) Принципы Расширение возможностей Опора на лидеров Рационализация ресурсов Задачи и действия Обновление системы Внешняя оценка качества Повышение ответстве- нности Проф. механизмы аккредитация сертификация рейтинги ЕГЭ Управление вузами попечит. советы проф. менеджмент ректор-президент Стандарты и технологии проф.-квал. структура компетент. подход тренажеры, проекты Структурные изменения непрерыв. образование «точки роста» образов., наука, инновац. Орг.-прав. формы АУ Г(М)АНО Финансовые механизмы НПФ кредиты endowment 10 % 50% 0% 10 % Логика модернизации системы образования (к 2010 году)
2 Moscow School of Management SKOLKOVO2 Проблемы в 2011 Консервация устаревшей модели накопления знаний (несоответствие вызовам постиндустриального общества) Низкое качество образования, несоответствие запросам рынка Перепроизводство специалистов с ВО Отсутствие стратегии образовательной интеграции мигрантов Почему нужно обновлять модель развития образования? Деградация в 2020 Увеличение образовательного разрыва с развитыми странами (новые форматы образования в России возможны лишь в узких сегментах) Дефицит квалифицированных кадров Девальвация ВО и безработица среди образованной молодежи Закрепление образовательной эксклюзии мигрантов, рост межэтнической напряженности Необходима модель прорыва, а не эволюционных изменений
3 Moscow School of Management SKOLKOVO3 Развитые страны за 50 лет (график справа) перешли от индустриальной экономики к постиндустриальной. Это привело к радикальной смене навыков, востребованных на рынке труда. России предстоит пройти этот путь в 2010-х гг. В условиях растущего объема интеллектуального труда – необходима корректировка базовой образовательной модели Российское образование не отвечает вызовам постиндустриального общества Не рутинные коммуникативные Не рутинные аналитические Рутинные умственные Рутинные ручные Не рутинные ручные Навыки, востребованные на рабочем месте – в сравнении с 1960 г. (страны ОЭСР) Источник данных: ОЭСР
4 4 Мировая конкуренция за людей ГРАНДЫ США, ЕС АМБИЦИОЗНЫЕ Китай, Индия ИМЕЮЩИЕ ШАНС Школы PISA-2009 ТОП-20 ~500 баллов Китай – 1 место ~575 баллов Ниже OECD avg. РФ ~465 баллов Университеты ARWU-500 США – 124 вуза ЕС Китай – 45 Индия - 12 РФ – 10 СНГ - 0 R&D-центры Исследователи США – 1,4 млн. ЕС – 1,5 млн. Китай – 1,6 млн. Индия – 0,18 млн. РФ – 0,45 млн. ЮАР – 0,2 млн.
5 Moscow School of Management SKOLKOVO Траектории роста числа поступающих в образовательные учреждения Выпускники ВУЗов в сравнении с выпускниками профобразования (тыс.) ВО СПО НПО ВО НПО + СПО Перепроизводство высшего образования: постсоветский рост В России сложилась уникальная ситуация: высшее образование является значительно более массовым, чем начальное и среднее профобразование Как следствие – высшее образование обесценивается и снижается средний уровень подготовки выпускника Источник данных: Росстат
6 Moscow School of Management SKOLKOVO6 Низкое качество образования – не только российская проблема: по данным опроса McKinsey среди CEO крупнейших ТНК проблемы образования – это главный вызов современности (лидер среди вариантов ответа) В России разочарование качеством образования вынуждает работодателей тратить значительные средства на обучение персонала: рынок растет на 100% ежегодно (СКОЛКОВО). Низкое качество образования: барьер на пути экономического роста Источник данных: всероссийский опрос работодателей ГУ-ВШЭ
7 Источник: Евростат, ГУ ВШЭ, гг. Участие в дополнительном образовании в течение 12 месяцев (% числа опрошенных в возрасте лет)
8 Moscow School of Management SKOLKOVO8 В России консервируется модель массового усвоения знаний: образование как фабрика по производству кадров для индустриальной экономики –Попытки создания образовательных инноваций сдерживаются бюрократией и централизацией Необходим плавный переход к модели «обучения в течении жизни», когда образование понимается как динамический процесс инвестиций в человеческий капитал отдельного индивида и нации в целом Российское образование нуждается в смене базовой модели Возраст, лет Социализация (родители + государство) Выбор и освоение профессии (государство + бизнес) Повышение квалификации / смена профессии (индивид + бизнес) Самообразование / служение обществу (индивид + государство) Образование для пожилых: религия, здоровье, наследство (семья + государство)
9 9 МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КЛАССНО- УРОЧНАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИИ Учебный план Поток Оценка знаний Стандарт Модули Студент Оценка компетенц ий Заказ
10 Начальная школа Средняя школа Старшая школа Центры квалификаций (бывшие ПТУ) Неформальные и информальные программы обучения Аспирантура Международная система сопоставления уровней обучения (МСКО) Европейская квалификационная структура БакалавриатМагистратура Специалитет Технический бакалавриат Программы непрерывного образования ( сетевые надинституциональные программы, корпоративные университеты, центры непрерывного образования ) Перспективная структура образования РФ
11 Образовательные технологии Источник: BusinessWeek Online 2010, *исследование СКОЛКОВО
12 Moscow School of Management SKOLKOVO12 Концепция непрерывного образования как «идеологический фундамент» новой модели –На практике – отказ от жесткого государственного регулирования «образования для взрослых» + мягкое стимулирование в важных для общества секторах (например, курсы переобучения для безработных или корпоративные университеты в госкомпаниях) Постепенный отказ от культуры усвоения знаний в пользу культуры поиска и обновления –«Знаниевая» компонента образования в значительной степени замещается формированием ключевых компетенций (способность к самообразованию, коммуникативность, командная работа) и умением применять знания Увеличение доли селективных модулей во всех учреждениях профессионального образования, формирование открытого рынка образовательных программ Раннее выявление и поддержка одаренных студентов («будущих инноваторов»), создание для них особых условий, позволяющих реализовать свой потенциал и найти ему применение на практике –В том числе, создание бизнес-инкубаторов, инвестиции в студенческие старт-апы и поддержка перспективных выпускников на рынке труда Российское образование на пути к новой модели: основные принципы
13 Moscow School of Management SKOLKOVO13 Переход к новой модели развития образования невозможен без обновления профессиональных требований к педагогам: –Освоение новой роли преподавателя по отношению к студентам: навигация в выборе индивидуальной образовательной траектории –Стимулирование создания свободного рынка кадров профессорского- преподавательского состава (эффективный контракт – как основа) –Создание привлекательных финансовых условий педагогического труда (средний заработок преподавателя – не ниже среднего по экономике) –К 2020 году должна стать нормой включенность преподавателя в практическую деятельность за пределами учебного заведения (по крайней мере, для ведущих вузов) Переход к новой модели развития образования невозможен без модернизации управления образованием: –Новое регулирование образовательного рынка: в современных условиях государство не способно контролировать качество всех образовательных услуг –Фокус регулирования перемещается к «надзору за правилами игры» на рынке. Главными субъектами регулирования становятся потребители (профессиональное сообщество и домохозяйства) –Массовый перевод бюджетных образовательных учреждений в автономный статус с целью повысить их гибкость на рынке образовательных услуг Российское образование на пути к новой модели: кадры и управление
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.