Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.risk-manage.ru
1 Национальная Факторинговая Компания, Зам. Председателя Правления Мусатов Антон Игоревич Разработка комплексного подхода к управлению рисками факторинговой компании
2 Риск-менеджмент НФК на рынке факторинга За 2006 году в НФК предотвращено 11 попыток крупного мошенничества Клиентов на общую сумму предотвращенных потерь в 16 млн. долларов. В 2007 году – предотвращены 4 попытки крупного мошенничества на сумму предотвращенных потерь в 6 млн. долларов. Национальная Факторинговая Компания первая из операторов рынка факторинга провела аудит системы риск-менеджмента на соответствие международной практике факторинговых отношений. Аудитором стала компания PricewaterhouseCoopers. Национальная Факторинговая Компания стлала лауреатом 2-го Международного конкурса «Лучший риск менеджмент » в номинации «Построение комплексных систем риск менеджмента в кредитных и финансовых организациях».
3 Риск Клиента (прямые риски Фактора): мошенничество Клиента («воздушные» поставки/«зависимые» дебиторы), риск прямого платежа, риск возврата/взаимозачета. Риск Дебитора (риски, передаваемые Фактору Клиентами – кредитные риски): риск существенной просрочки дефолта Дебитора. Отраслевые, административно-политические и прочие риски присущие также другим отраслям и не являющиеся спецификой факторинга. Основные риски при факторинге
4 1.Фиктивные накладные без ведома Дебиторов (подделка Клиентом печатей и подписей Дебитора). 2.«Воздушные» Дебиторы, при использовании в дальнейшем прямых платежей и платежей третьих лиц за Дебиторов от Клиента. 3.Сговор с Дебиторами (аффилироваными /зависимыми/ мотивированными), которые «формально» подтверждают первоначальный факт получения накладных необеспеченных товаром. 4.Сокрытие и сбор платежей Клиентом от Дебиторов в обход Фактора. 5.Уклонение Клиентом от сообщения Фактору о возвратах товара (в т.ч. проведение Клиентом взаимозачетов с Дебитором). 6.Использование схем ответственного хранения товара (без его движения). 7.Двойной факторинг (получение финансирования от нескольких Факторов под денежное требование). Что такое прямые риски Фактора? (или типовые инструменты мошенничества Клиентов)
5 1.Получение Клиентом финансирования под «несуществующие» поставки и/или под «несуществующих/зависимых» Дебиторов. -Далее оплата Клиентом напрямую за Дебиторов (или через третье лицо) из нового финансирования… или -Далее перевод финансирования Клиентом на Дебиторов для погашения ими задолженности перед Фактором -Далее возобновление и увеличение схемы – «пирамида». 2. Сокрытие и сбор платежей от Дебиторов в обход Фактора и последующим собственным закрытием задолженности прямыми платежами от Клиента в адрес Фактора. 3.Сокрытие фактов возврата товара Дебиторами (в т.ч. взаимозачет «по бонусам» при работе с торговыми сетями»). 4.Проведение Клиентом взаимозачетов с Дебитором (оплата Дебитора зависит от исполнений Клиента по следующей поставке). Как прямые риски реализовываются (или примеры типовых схем мошенничества Клиентов)
6 1.Вы не верифицируете поставки с Дебиторами случайным образом для Клиента и не проводите выборочно физическую верификацию у Дебиторов на месте. 2.Вы не проводите выборочные/сплошные сверки по уступленной дебиторской задолженности по Дебиторам. 3.Доля нестандартный транзакций в обороте Клиента по факторингу (прямые платежи, регрессы, платежи третьих лиц, возвраты) более 10-20%. 4.Вы используете в большей части рассчитываемый «некий Лимит Клиента» для финансирования его Дебиторов. Вы «верите» Клиенту и полагаетесь на его… 5.Вы не проверяете «досконально» Дебиторов на предмет соответствия размеров их бизнеса с точки зрения возможного переваривания товара (заявляемых Клиентом лимитов) и полагаетесь в основном на собственную статистику. 6.По Дебиторам Клиента и у самого Клиента, как правило, отсутствуют существенные просрочки «вообще» и Вы этому «рады»… 7.Вам предоставляют, как правило, сразу новые поставки после погашения предыдущих и возможно на чуть большую сумму. «Узкие» мета в риск-менеджмете Факторов (или Вас скорее всего давно «кинули», если…)
7 Новые подразделения и новые задачи в рамках риск-менеджмента по защите от прямых рисков (мошенничества Клиентов): постановка новых задач Продавцам, создание территориальной сети независимых Кредитных контролеров в разрезе Клиентов, создание единой Службы риск-мониторинга по Клиентам, постановка новых задач Службам клиентского обслуживания, создание, внедрение и использование автоматизированного программного модуля по риск-менеджменту. Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
8 Постановка новых задач подразделениям Продавцов в рамках системы риск-менеджмента по снижению риска Клиента: оценка Клиента при начале факторингового обслуживания с позиции риска (обязательное посещение); подготовка адекватной и полной информации по Клиенту; регулярные встречи с Клиентом, даже если в этом нет очевидной бизнес-потребности; быть в курсе всех аспектов бизнеса Клиента, даже если это напрямую не связано с факторингом; немедленное информирование в случае выявления негативной информации по Клиенту, его руководству или ситуации в отрасли (бизнес-среде) Клиента. Результат: предупреждение о всех шагах Клиента, ведущих к повышенному риску для Фактора, и адекватная на них реакция Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
9 Создание сети независимых Кредитных контролеров отвечающих за Клиента, которые собирают и анализируют информацию, связанную с историей и текущим положением Клиента, его собственников, партнеров и конкурентов, а так же ведут (сопровождают) работу при возникновении потенциального проблемного актива по Клиенту. Постановка задач Кредитному контролю Клиента в рамках системы риск-менеджмента по снижению риска Клиента: проверка Клиента, выезды к Клиенту, плановый/внеплановый мониторинг Клиента, сверка дебиторской задолженности по Клиенту, напоминание и взыскание задолженности по Клиенту в случае возникновения, работа и сопровождение по потенциальным проблемным активам у Клиента Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
10 Создание единой Службы риск-мониторинга по Клиентам. Приоритетной задачей Службы риск-мониторинга является выявление и пресечения рисков по Клиентам в процессе планового и внепланового мониторинга. Задачи Службы риск-мониторинга в рамках системы риск-менеджмента по снижению рисков Клиента: постоянно следит за качеством дебиторской задолженности каждого из Клиентов, а также за появлением признаков обмана или мошенничества; проводит внеплановую/плановую верификацию и сверку дебиторской задолженности по всем Дебиторам Клиента. получают информацию с мест, анализируют информацию. Ставят задания по получению информации по Кредитным контролерам Клиентов. в случае выявления/возникновения проблемных ситуаций немедленно выносит вопрос с предложением ограничить или остановить выплату финансирования и предпринять меры по востребованию задолженности. Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
11 Постановка новых задач в подразделениях Клиентского обслуживания в части выявление и пресечения рисков по Клиентам в процессе ежедневного обслуживания. Задачи Клиентского обслуживания в рамках системы риск-менеджмента по снижению риска Клиента : постоянное общение с Клиентом и выявление «нехарактерного» поведения Клиента получая документы по Дебиторам и Клиентам, проверять комплектность и соответствие предъявляемым требованиям (защита в т.ч. от «подделок»). взаимодействуют с другими службами и обращают внимание при выявлении подозрительных аспектов (рост прямых платежей (третьих лиц), возвратов, просрочки, концентрации дебиторской задолженности, кратный рост сумм поставок, сокращение номенклатуры и т.п.) отсутствие излишнего «лоббирования» интересов Клиента, рассматривая поведение Клиента по отношению к нехарактерным ситуациям, перепроверка «отговорок и обещаний» Клиента. Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
12 Некоторые, краткие примеры нехарактерного поведения Клиентов, которые могут указывать на возможный повышенный риск наличия мошенничества (полный список может включать более 100 примеров): Типовая ситуация – Изменения 1.Клиента всегда имел свободные лимиты финансирования - Лимиты финансирования целиком стали использоваться. 2. Клиент получал финансирование раз в неделю или реже - Клиент стал финансироваться практически каждый день. 3. Клиент отгружал товары разовыми крупными партиями - Клиент стал отгружать товары нерегулярными мелкими партиями, 4. Клиент приносил документы на финансирование с определенной задержкой - Клиент начал предоставлять документы незамедлительно после отгрузки. Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
13 5. Клиент точно указывал даты и суммы во всех документах - В предоставляемых документах клиент стал допускать много опечаток. 6. Клиент всегда присылал полный пакет документов (счета, накладные) - Клиент начал присылать документы по поставкам в разброс, с задержками. 7. Круг контактных лиц клиента включал всех руководителей организации и других сотрудников - Контакты стали осуществляться исключительно с Генеральным директором (Собственником). 8. Клиент постоянно просил сократить ставку комиссии за факторинговое обслуживание - Клиент перестал поднимать данный вопрос. Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
14 Постановка новых задач автоматизированному программному модулю в рамках риск-менеджмента на выявление и пресечения рисков по Клиентам в процессе ежедневного обязательного мониторинга, путем независимого контроля, оповещения и установления запретов. Программный модуль по риск-менеджменту может быть – собственная разработка на базе лучших международных аналогов и стандартов или покупка на рынке. Требования по основным возможностям к программному модулю по риск- менеджменту. Модуль должен ежедневно автоматически контролировать, оповещать и устанавливать запреты по качеству передаваемой дебиторский задолженности ВСЕХ Клиентов по множеству показателей (динамика различных показателей, соотношения показателей (в т.ч. возвраты, прямые платежи, платежи третьих лиц) просрочки, регрессы, диверсификация) и т.п. Управление прямыми рисками (защита от мошенничества Клиентов)
15 Управление кредитными рисками Факторов осуществляется посредством систем сбора информации с последующим установлением Лимитов на Дебиторов профессиональными Андеррайтерами. Андеррайтинг в факторинге – это оценка и принятие на удержание кредитных рисков в условиях недостатка информации. В зависимости от объема риска применяется скорринговый или комплексный анализ Дебитора. Лимит – денежная сумма, в пределах которой Фактор готов: выдавать поручительство выплачивать финансирование Вместе с тем лимит – рекомендуемый поставщику предел величины товарного кредита своему Покупателю. Лимиты устанавливаются на всех Дебиторов Клиента. Управление кредитными рисками (защита от дефолтов по Дебиторам)
16 Решение о величине кредитного лимита принимается Андеррайтерами на основании анализа следующих данных о Дебиторе: Первым источником информации является Извещение, предоставляемое Клиентом на каждого передаваемого на факторинговое обслуживание Дебитора. В извещении отражается информация об опыте сотрудничества клиента с данным Дебитором. Далее, на основании собственных информационных источников Фактора, Андеррайтер проводит анализ по четырем блокам информации: платежная дисциплина Дебитора по другим Клиентам Фактора общая характеристика бизнеса Дебитора (в т.ч. финансовое положение) характеристики отрасли и рынка, на котором функционирует Дебитор Управление кредитными рисками (защита от дефолтов по Дебиторам)
17 Создание сети независимых Кредитных контролеров по Дебиторам, которые собирают и анализируют информацию по Дебиторам необходимую для принятия решения Андеррайтерами, а так же ведут работу при возникновении потенциальных проблемных активов по Дебитору. Задачи Кредитного контроля в разрезе Дебитора в рамках системы риск-менеджмента – по риску Дебитора: проверка Дебиторов, выезды к Дебиторам, мониторинг информации по Дебиторам, постоянная верификация, напоминание и взыскание задолженности по Дебиторам, как в интересах Клиента, так и Фактора, в случае возникновения, работа и сопровождение по потенциальное проблемной задолженности Дебиторов Управление кредитными рисками (защита от дефолтов по Дебиторам)
18 Создание и построение работы Службы коллекторских услуг для управления дебиторской задолженностью Клиентов. Основные принципы работы Службы коллекторских услуг: проводит контакты по телефону со всем Дебиторами Фактора во всех регионах с целью напоминания просрочек по данным информационной системы и исключительно в тактичной и вежливой форме. в случае получения настораживающей информации или предложений/споров Дебитора, сотрудники Службы коллекторских услуг направляет информацию на сотрудника Кредитного контроля по месту нахождения Дебитора. дальнейшее УДЗ осуществляется сотрудником Кредитного контроля по месту нахождения Дебитора с использованием данных из информационной системы.
19 В заключении… Описанная в презентации примеры построения системы риск-менеджмента основывается на общепринятых на Западе принципах риск- менеджмента в факторинге. Различия в основном: в названиях, подотчетности и количестве подразделений. в информационном обеспечении Факторов (оценка Дебиторов кредитными бюро или страховыми компаниями, базы данных по неплатежам или опротестованным чекам/векселям) в использование облигаторного страхования портфеля дебиторской задолженности (по результатам аудита системы риск-менеджмента Фактора)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.