Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемmmedia0.cc.rsu.ru
1 1 Компьютерная презентация по диссертации А.Г.Бермуса Тема диссертации: «Управление качеством профессионально-педагогического образования» Специальность теория и методика профессионального образования
2 2 Концептуальные противоречия проблемы управления качеством n Противоречие 1. Достижение согласия по поводу необходимости повышения качества профессионально-педагогического образования при наличии диаметрально различных позиций относительно причин возникшего кризиса и перспектив его разрешения. n Противоречие 2. Динамичные изменения теории и методологии педагогического образования при относительном консерватизме и неизменности традиционной системы оценки его качества. n Противоречие 3. Рост количества нормативной документации на всех уровнях управления при одновременном снижении возможностей централизованного управления процессами в образовании.
3 3 Концептуальный аппарат исследования (часть 1) n ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка теоретических оснований управления качеством в условиях региональной системы профессионально- педагогического образования. n ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: качество профессионально-педагогического образования n ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретические основы управления качеством на уровне региональной системы профессионально-педагогического образования
4 4 Концептуальный аппарат исследования (часть 2) n ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: оптимизация управления качеством профессионально- педагогического образования в условиях региональной системы профессионально-педагогического образования обусловлена реализацией следующих установок: Ýкачество профессионально-педагогического образования концептуализируется как интегративный феномен, предполагающий множество дополнительных интерпретаций в различных субъектных, терминологических и социокультурных пространствах; Ýкритерии качества профессионально-педагогического образования формулируются в рамках компетентностного подхода с учетом интересов всех субъектов образования: государства, регионального образовательного сообщества, образовательных институтов и субъектов образовательной деятельности; Ýразработка и реализация системы управления качеством профессионально-педагогического образования реализуется как комплексный проект, включающий стандартизацию, менеджмент качества процессов и стратегическое управление качеством. n ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Ýопределение пространства концептуализации качества профессионально-педагогического образования в современных условиях; Ýвыявление вариативных нормативно-правовых, историко-культурных и теоретико- методологических оснований качества, а также стратегий повышения качества профессионально- педагогического образования; Ýопределение возможностей компетентностного подхода как методологического основания разработки критериев и средств диагностики качества профессионально-педагогического образования; Ýконцептуализация управления качеством в контексте региональной системы профессионально-педагогического образования; Ýформулировка механизмов управления качеством профессионально-педагогического образования на уровне региональной системы.
5 5 Концепция качества профессионально- педагогического образования
6 6 Компетентностный подход в системе управления качеством ППО
7 7 Система менеджмента качества (на региональном уровне)
8 8 Модель стратегического управления качеством n Цель стратегического управления качеством: обеспечение конкурентных преимуществ системы профессионально-педагогического образования в долговременной перспективе. n Факторы успешности стратегического управления качеством: Þ изменения государственной политики в образовании, Þ реализация средств и процедур стратегического управления качеством (ISO-9000, IDEF0 – 6, TQM, SWOT etc.), Þ создание внутри учреждения необходимых информационных служб и подразделений. n Принципиальные условия эффективности стратегического управления качеством: Þ получение объективной информации о системе профессионально-педагогического образования, Þ наличие общественного (совет по качеству) и функционального (служба качества) компонентов системы качества, Þ приоритетное значение изменений в области качества при планировании и организации инновационной деятельности.
9 9 Положения, выносимые на защиту (часть 1) 1Понятие качества профессионально-педагогического образования. Качество профессионально- педагогического образования является неклассическим понятием, задающим концептуальное и контекстуальное единство нормативно-правовых условий модернизации российского образования; историко- культурных традиций педагогического образования; современных теоретико-методологических подходов к модернизации педагогического образования, а также, социокультурных диспозиций субъектов образовательной деятельности. С философской точки зрения актуально выделение в концепции качества профессионально-педагогического образования двух аспектов: субстанциального или абсолютного (качество как указатель определенного типа, характера, направленности соответствующего образования) и атрибутивного или относительного (качество как степень соответствия единичных параметров образовательного феномена – его нормативным характеристикам). С точки зрения системно-структурного описания, качество профессионально-педагогического образования представлено: качеством результатов образования, качеством образовательных процессов, качеством образовательной системы и качеством управления образовательной системой. 2Категориальный аппарат управления качеством. Основными категориями, используемыми в теории и практике управления качеством профессионально-педагогического образования, являются: –качество профессионально-педагогического образования – совокупность субстанциальных интерпретаций и субъектных значений, определяющих тип и характеристики образовательной системы, а также, степень востребованности образовательных услуг и удовлетворенности субъектов образовательной деятельности; –управление качеством профессионально-педагогического образования, представляющее собой динамическую систему, включающую принципы, формы и методы деятельности, используемые для выполнения многоуровневых требований к качеству; –система качества профессионально-педагогического образования, являющаяся устойчиво функционирующей и развивающейся организационно-управленческой структурой, обеспечивающей распределение ответственности, а также координацию процессов, процедур и ресурсов в целях управления качеством.
10 10 Положения, выносимые на защиту (часть 2) 3 Классификация субстанциальных моделей качества профессионально-педагогической подготовки. В соответствии с тремя моделями профессионально-педагогической подготовки, сложившихся в России (учебно-методическая, профессионально-педагогическая и университетская), сформировались три подхода к определению качества профессионально-педагогической подготовки педагога: - мастерский подход (качество подготовки педагога оценивается с точки зрения степени реализации корпоративных ценностей в индивидуальной методической системе); - системно-деятельностный или профессиографический подход (качество подготовки педагога оценивается с точки зрения уровня проявления типических субъектных свойств); - индивидуально-творческий подход (качество подготовки педагога оценивается с точки зрения полноты реализации им жизненных и культурных интуиций, в отношении которых профессионально-педагогическая деятельность выступает как среда самореализации и саморазвития). –Типология теоретико-методологических подходов к процессу модернизации профессионально-педагогического образования. В рамках сформировавшейся гуманистической парадигмы, выделяются три модели модернизации профессионально-педагогического образования: - проективная (исходное противоречие – между актуальным и потенциальным бытием образовательного сообщества и каждого его члена; профессионально-педагогическое образование мыслится как социально-значимый проект, ориентированный на поэтапное изменение образовательной и социокультурной среды); - культурно-образовательная (исходная противоречие – между субъектом и культурой; профессионально-педагогическое образование рассматривается как поэтапное вхождение и адаптация в существующей культурно-образовательной среде); - модель непрерывного образования (исходное противоречие – между образованием, как конечной социальной системой, и – образованием, как универсальным атрибутом человеческого бытия; профессионально-педагогическое образование рассматривается как система непрерывного сопровождения профессионального и жизненного пути учителя). 4 Типология стратегий повышения относительного качества профессионально-педагогического образования. В современных условиях актуальным условием повышения качества профессионально-педагогического образования являются следующие стратегии: - мотивационно-ценностная (насыщение профессионально-педагогического образования ценностным содержанием, внедрение личностно- значимых форм обучения); - системно-структурная (повышение качества профессионально-педагогического образования за счет совершенствования соотношений между его основными компонентами – теоретическим, исследовательским, функциональным и др.); - социально-прагматическая или технологическая (повышение качества профессионально-педагогического образования за счет повышения практической направленности всех компонентов); - критериально-оценочная (повышение качества образования за счет большей объективности и прогностичности используемых критериев и средств оценки результатов).
11 11 Положения, выносимые на защиту (часть 3) 5Комплексная модель компетентностного подхода в системе качества профессионально-педагогического образования. Исходные представления о возможностях компетентностного и культурологического подходов связаны с выделением профессионально- личностного и личностно-профессионального подходов к компетентности. В рамках профессионально-личностного подхода (формирование личностной компетентности как результата интериоризации соответствующих культурных форм) выделяются: - конструктивистская модель (компетентность понимается, как способность выстраивать в определенной системе познавательную и преобразующую деятельность); - лингворечевая модель (компетентность понимается, как способность участвовать в профессионально-значимой коммуникации); - культуротворческая модель (компетентность понимается, как способность к рефлексии и реконструкции культурных способов мышления и действия). 6Соответственно, в контексте личностно-профессионального подхода (компетентность понимается как результат экстериоризации индивидуальных свойств и способностей к профессиональной деятельности), особое значение имеют три другие модели, а именно: - конструктивно-типологическая модель (компетентность понимается в качестве результата идентификации личности с историко- культурным прообразом); - факторная модель (компетентность понимается в качестве набора профессионально-значимых личностных черт и свойств); - гуманитарная модель (компетентность понимается как уникальная способность к созданию и трансформации текстов в открытом пространстве культуры). 7Концепция управления качеством профессионально-педагогического образования. Основными компонентами концепции управления качеством выступают: - концептуальные основания, определяющие качество как сложный интегратор и регулятор взаимодействия всех заинтересованных субъектов образовательной деятельности, а также – ведущий фактор обеспечения преимуществ образовательной системы в глобальной конкуренции; - методологические основания, включающие феноменологическое и культурологическое обоснование образовательной практики, системно-деятельностный и процессный подход к управлению, а также личностный и компетентностный подходы к представлению субъектности; - механизмы управления качеством профессионально-педагогического образования, включающие: стандартизацию профессионально-педагогического образования, менеджмент качества образовательных процессов, стратегическое управление в области качества образования.
12 12 Положения, выносимые на защиту (часть 4) 8Сущность стандартизации как ведущего механизма управления качеством. Стандартизация как механизм управления качеством реализует задачи трех уровней: федерального, регионального и вузовского. В том числе: - в системе задач федерального уровня обеспечивается разработка, апробация и стандартизация измерителей соответствия результатов образовательной деятельности требованиям ГОС ВПО; - в системе задач регионального уровня определяются общие требования к контексту и направленности образовательной деятельности в учреждениях профессионально-педагогического образования, а также требования к региональному компоненту компетентности; - в системе задач вузовского уровня определяются локальные нормы ведения образовательной деятельности (в том числе, базовые категории курсов, специфические условия и требования к организации основных форм образовательной деятельности и др.). 9Сущность менеджмента качества образовательных процессов в системе профессионально-педагогического образования. Менеджмент качества включает три компонента: - менеджмент технологического обеспечения образовательной деятельности (система отбора и оптимизации используемых технологий профессионально-педагогического образования); - мониторинг и менеджмент текущих результатов образовательной деятельности (система диагностики и коррекции текущих результатов образовательной деятельности студентов); - менеджмент научно-информационного ресурса (система оптимизации получения и использования современной научно- педагогической информации в профессионально-педагогическом образовании). ЮСущность стратегического управления качеством профессионально-педагогического образования. Целью стратегического управления качеством профессионально-педагогического образования является обеспечение конкурентных преимуществ системы профессионально-педагогического образования в долговременной перспективе (в первую очередь, в конкуренции с классическим университетским образованием и коммерческим гуманитарным). Факторами успешности стратегического управления качеством являются: изменения государственной политики в образовании, реализация средств и процедур стратегического управления качеством (ISO-9000, IDEF0 – 6, TQM, SWOT etc.), а также создание внутри учреждения необходимых информационных служб и подразделений. Принципиальными условиями эффективности стратегического управления качеством являются: получение объективной информации о системе профессионально-педагогического образования, наличие общественного (совет по качеству) и функционального (служба качества) компонентов системы качества, а также – приоритетное значение изменений в области качества при планировании и организации инновационной деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.