Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.kulturavko.kz
1 «Библиотека есть лучшее из возможных подобий божественного разума, созданных людьми, место, в котором можно сразу обозреть и понять всю Вселенную». Умберто ЗКО
2 Цель работы школьной библиотеки и способы достижения целей Основная цель работы школьной библиотеки: Информационно–библиографическая поддержка всех образовательных проектов и программ. Приобщение учащихся к чтению, информационной культуре, без которой невозможно полноценное получение знаний. Формирование интеллектуального и духовного облика подрастающего поколения. Способы достижения целей: обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, мировым культурным ценностям посредством использования библиотечно- информационных ресурсов на различных носителях, накопление ресурсов в соответствии с информационными потребностями всех участников педагогического процесса; формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; организация работы учащихся школы со справочно - поисковым аппаратом библиотеки; совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе новых информационных технологий, формирование комфортной библиотечной среды, расширение ассортимента форм, методов и технологий библиотечной практики; систематическое информирование учителей -предметников о наличии поступлений учебно - методической, справочной литературы; воспитание культурного и гражданского самосознания, развитие творческого потенциала обучающегося. Специфика школьной библиотеки как информационного подразделения в рамках образовательного учреждения позволяет ей выполнять одновременно несколько функций: информационную, образовательную, развивающую, культурную, воспитательную, досугово-развлекательную и др.
3 Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно познавательной и иных видов деятельности.
4 Информационная культура Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура личности – это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Если уподобить культуру современного человека драгоценному кристаллу, то одной из граней в нем является информационная культура. Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Эта система выражается в ценностях образа жизни личности, социальной группы и общества в целом в век информации. Информационное мировоззрение тесно связана с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки. Введение понятия информационное мировоззрение позволяет обеспечить целость традиционной книжной (библиотечной) и новой, компьютерной информационной культуры.
5 Условия формирования информационной культуры Формирование информационной культуры личности представляет собой специально организованный процесс и предполагает реализацию следующих условий: Первое условие. Внедрение в учебные планы образовательных учреждений всех типов специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений. Второе условие. Наличие учебно-программного (тематических планов, учебных программ), учебно- теоретического (учебников, учебных пособий), учебно-практического (сборников упражнений, практических заданий, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п.), учебно-методического обеспечения (методические разработки уроков, практических занятий и др.); использование средств диагностики уровня информационной культуры и контроля (тестирования) степени усвоения учебного материала. Третье условие. Использование распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в организации информационного образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня информационной культуры. Четвертое условие. Организация специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых.
6 Информационная культура человека в 21 веке Информационная культура человека 21 века проявляется в следующем: - в умении использовать различные технические устройства - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей - в способности владеть информационными технологиями - в умении поиска информации из газет, из компьютерных коммуникаций - в знании различных методов обработки информации - в умении представлять информацию в понятном виде - в умении работать с различными видами информации: графической, текстовой, табличной, видео-, аудио - информацией
7 Школьная библиотека при формировании информационной культуры учащихся выделяет следующие направления: Библиотечно- библиографическая грамотность Знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, о правилах пользования библиотеками; умение найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них. (шифр книги – отдел, авторский знак, автор, название, год издания. Культура чтенияКомплекс навыков работы с книгой: пользоваться справочно- библиографическим аппаратом книги, применять рациональные приемы чтения. Пропаганда библиотечно- библиографичеких и информационных знаний Обучение читателей основным правилам поиска и сбора информации.
8 Книжные выставки, организованные в школьной библиотеке несут в себе информацию, расширяют кругозор. Они охватывают разнообразные темы, посвящаются разным событиям общественной жизни в нашей стране. Главная функция библиотеки – сделать информацию доступной.
9 Библиографическое пособие Лучшим средством накопления и распространения информации является библиографическое пособие. Издание подготовлено на основе фонда «Меновновской школьной библиотеки». В библиографический указатель включены книги, поступившие за последние 10 лет. (1998 – 2008гг.) Актуальность издания указателя: Наиболее эффективный отбор и использование необходимой информации. Доступность фонда для наибольшего контингента читателей. Повышение значения чтения, как вида учебной и самостоятельной деятельности учащихся. Указатель прежде всего адресован детям дошкольного и школьного возраста, учителям, может быть использован библиотекарями школьных и детских библиотек, родителями, а также всем, кто интересуется проблемами детского чтения. Издание снабжено вспомогательным указателем названий книг, указанных в указателе. Меновновская школьная библиотека Библиографический указатель Составитель: заведующая Меновновской школьной библиотеки Акентьева Г.В. г. Усть-Каменогорск 2008г.
10 Часы информационной культуры С основами библиотечно- библиографической грамотности учащиеся знакомятся на часах информационной культуры. График часов информационной культуры составлен и утвержден. При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений учащиеся приобретают на уроках литературы, языка, информатики. Проводится диагностика уровня информационной культуры учащихся с помощью тестирования. Тесты позволяют выявить знания, умения, навыки, освоенные на занятиях. По результатам тестирования делаются выводы, намечаются меры по корректировке.
11 Цели и задачи часов информационной культуры. Цель курса "Основы информационной культуры" - подготовить читателя к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Задачи курса формирование информационного мировоззрения личности; приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности личности; научить ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки; научить алгоритму поиска по необходимой информации, по традиционным библиотечным каталогам и картотекам, а также по электронному каталогу; научить библиографически грамотно оформить запрос на нужное издание и список.
12 Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты реализации программы «Часы информационной культуры» По окончании начальной школы учащиеся должны: уметь правильно называть произведения (Фамилия автора, заглавие книги) знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие); уметь определять по ним примерное содержание книги. уметь ориентироваться в книгах одного автора или книгах разных авторов по одной теме; уметь самостоятельно выбирать научно-популярные и художественные книги, использовать справочную литературу, периодическую печать; По окончании основной школы учащиеся должны: уметь пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, знать структуру каталогов и картотек; уметь пользоваться справочным аппаратом книги; знать и уметь использовать многообразие справочных изданий, уметь правильно пользоваться научной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, обладать первоначальными умениями наиболее рациональной работы с книгой; знать многообразие информационных ресурсов; уметь найти информацию на нетрадиционных носителях информации ( CD - ROM и др.); уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы. По окончании общей средней школы учащиеся должны: уверенно ориентироваться в справочно-поисковых системах библиотек; уметь пользоваться электронными каталогами и картотеками; уметь найти, извлечь и критически обработать информацию, т.е. знать алгоритм самостоятельной работы с информацией; уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы; иметь представление о мировых информационных ресурсах;
13 Индивидуальное обслуживание читателей Индивидуальное обслуживание читателей это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг… В задачи индивидуального обслуживания входят: удовлетворение информационных потребностей читателей; развитие структуры и глубины интересов читателей; содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития; организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой.
14 Формы индивидуальной работы с читателями Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося, какими библиотеками читатель пользуется, наличие личного книжного собрания. Каждому вновь записавшемуся читателю надо уделить особое внимание, ознакомить его с библиотекой. Беседа о рекомендуемой литературе. При ее проведении учитывается содержание книг, уровень читательского развития личности учащегося, с которым проводится беседа, его интерес и характер спроса. Беседы о прочитанных книгах. Целями беседы о прочитанном являются: выявление уровня читательского развития учащегося, в том числе была ли ему понятна прочитанная книга; выявление мнения читателя о данном произведении и его авторе (если воз_ можно проведение сравнения данного произведения с другими произведениями того же автора); выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочи_ танной книги); выявление системы ожиданий читателя.
15 Руководство чтением целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения с помощью различных форм и методов деятельности библиотек. Оно основано на принципах дифференцированного подхода к читателям, систематичности. Эта деятельность включает: помощь читателям в выборе произведений печати и других документов, информацию о литературе в соответствии с интересами и потребностями читателей; подбор и рекомендацию литературы по теме читательского запроса; содействие формированию новых читательских интересов и потребностей; помощь читателю в овладении навыками самостоятельного выбора книг (систематическая пропаганда библиотечно-библиографических знаний, обучение читателя методам ориентации в библиотечном фонде и справочно- библиографическом аппарате библиотеки); помощь читателям в процессе чтения и восприятия прочитанного (беседы о прочитанном, анализ отзывов читателей о книге, их выступление на читательских конференциях, обучение читателей методам рационального чтения).
16 Инновационные формы библиотечной деятельности по формированию информационной культуры учащихся. Актуальными направлениями школьной библиотеки по формированию информационной культуры личности становятся инновационные формы работы: электронные выставки, дайджесты, выпуск библиографических указателей, электронных пособий, списков на разных носителях информации, виртуальные экскурсии по библиотеке, слайд – лекции,видеообзоры, компьютерные презентации.
17 Научно-познавательная викторина «Лабиринты Страны Знаний» ( 5 – 7 кл.) Цель: 1.развитие познавательной активности школьников. 2. закрепление навыков и умений информационно- поисковой деятельности. Задачи: 1.помочь усвоить алгоритм информационного поиска. 2. научить использовать поисковые знания в практической деятельности. 3. совершенствовать умение работать в команде. Форма организации учебно- познавательной деятельности: интерактивное массовое библиотечное мероприятие.
18 Радостно. Увлекательно. Познавательно. Викторина для ребят была интересна, увлекательна, познавательна. Были отмечены номинации - класс и ученик «Книгочей. Эрудит.». Отмечены учащиеся, правильно ответившие на наибольшее количество вопросов и занявшие I, II, III места. Учащиеся были награждены грамотами, получили призы.
19 КНИГОЧЕЙ Библиотечный кружок «Книгочей», участники 5 – 6 кл., где ребята читают дополнительную литературу «За страницами школьного учебника», знакомятся с периодической печатью для детей, закрепляют практические умения работы со справочной литературой, пробуют делать презентации. Это и подготовка группы помощников в проведении массовых библиотечных мероприятий, в проведении рейдов по сохранности учебников, в работе с задолжниками.
20 Информационно- библиографическая помощь Ученик, умеющий самостоятельно искать информацию и использовать её для удовлетворения собственных интересов в учебных или самообразовательных целях, способный осуществлять её аналитико- синтетическую переработку, чтобы подготовить доклад, реферат, другой свой текст, по сравнению с другими учащимися, сверстниками, не умеющими этого делать, будет более успешным в школе – успешным здесь, сейчас и в будущем. В библиотеке на абонементе организован ежедневный пост Информационно- библиографическая помощь. Оказание квалифицированной помощи учащимся старших классов в правильном оформлении докладов, рефератов, творческих работ (библиографическое описание, составление библиографического списка используемой литературы и т.д.) Учащиеся могут получить необходимую помощь: объяснение таких понятий как шифр книги, индекс отдела, авторский знак, поиск информации по различным отделам систематического каталога, картотеке статей, правил поиска материала в справочной литературе,
21 Личность, обладающая целым комплексом знаний и умений. Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.