Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmos222.ru
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГБОУ Речкалова Н.И.
2 Стратегия устойчивого развития Рассматривать образование как инструмент реализации идей устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуаль- ные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения ка- чества жизни без угрозы для будущего пла- неты. «Повестка дня на XXI век» От качества образования - к качеству жизни.
3 Цель организации школьного экологического мониторинга: просвещение и ориентация просвещение и ориентация экологического образования экологического образования обучение учащихся решению местных экологических проблем, способствую- щих социальному самоопределению, самостоятельному активному поиску знаний и их применения на практике. обучение учащихся решению местных экологических проблем, способствую- щих социальному самоопределению, самостоятельному активному поиску знаний и их применения на практике.
4 Задачи Обучающие: формирование знаний о мониторинговой службе, её целях задачах;формирование знаний о мониторинговой службе, её целях задачах; изучение и умение пользоваться инструментами мониторинга;изучение и умение пользоваться инструментами мониторинга; овладение знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований социо-природной среды;овладение знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований социо-природной среды; умение анализировать полученные результаты, обобщать, делать выводы, принимать решения.умение анализировать полученные результаты, обобщать, делать выводы, принимать решения.
5 Задачи Развивающие Развивающие: формирование аналитического, критического, творческого мышления.формирование аналитического, критического, творческого мышления. умение выявлять причинно- следственные связи экологических нарушений в городе.умение выявлять причинно- следственные связи экологических нарушений в городе. конструирование и моделирование развития экосистем как инструмента познания развития экосистем.конструирование и моделирование развития экосистем как инструмента познания развития экосистем. развитие мотивационной сферы.развитие мотивационной сферы.
6 Задачи Воспитательные: воспитание ценностных ориентиров экологического характера, убеждений в необходимости и возможности решений экологических проблем; стремления к активной пропаганде экологических знаний и личного участия в природоохранной деятельности; отношения к месту, в котором ты живешь как к малой Родине.
7 Школьный экологический мониторинг рассматривать как часть системы экологического образования, предназначенную для формирования экологических знаний, умений, навыков, чувства гражданской ответственности и мировоззренческих позиций на базе научной практико-ориентированной деятельности учащихся, включающей программные наблюдения за состоянием социо-природной среды своей местности.
8 Структура научно-практической деятельности Моти- вацион -ный Содер- жател ьный Деятел ьност- ный Инфор- мацион ный Мирово ззренче- ский Воспи- татель- ный Комплексная проблема. Решение продукты деятельности: мультимедийная презентация; тематический сайт; научные конференции; научные статьи; методические разработки; ориентация на профиль; Интеграция знаний Моти- вацион -ный Содер- жател ьный Деятел ьност- ный Инфор- мацион ный Мирово ззренче- ский Воспи- татель- ный Комплексная проблема. Решение продукты деятельности: мультимедийная презентация; тематический сайт; научные конференции; научные статьи; методические разработки; ориентация на профиль; Интеграция знаний
9 Схема исследовательской деятельности Дошкольное образование, начальная школа Основная школа Старшая школа Дополнитель- ное образование Сохранение исследователь ского поведения, как средства развития познавательного интереса Исследовательская деятельность, как средство мотивации к проектной деятельности Развитие исследовательской компетенции Использование предпро- фильных навыков, как основы профиля старшей школы Развитие методического обеспечения учебной дея- тельности средствами ис- следовательских проектов На основе технологии проек тов обновление содержания образования, начало пред- профильной подготовки Создание условий для развития способностей и творчества учащихся Допрофессиональная подготовка согласно индивидуальным потребностям учащегося
10 Алгоритм мониторинга: выделение (определение) объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя; определение корректирующих мер в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создание предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
11 Технология школьного мониторинга. Метод проекта. Особенность технологии проекта – это не только реальная деятельность, но продуктивный выход в социальную ценность, что способствует: практико-ориентированной деятельности, опирающейся на многие научные дисциплины и осуществлении конкретных проектов; решению практических учебных задач, имеющих исследовательскую, организационную, конструкторскую, технологическую направленность; реализации задач развития школы; создание условий для развития у учащихся самостоятельного мышления, системного анализа, интуиции, потребности в более высокой самоорганизации; соединение теории и практики;
12 М Е Т О Д Ы О Ц Е Н К И К А Ч Е С Т В А С Р Е Д Ы А Т М О С Ф Е Р А По климатическим параметрамМетодом биоиндикации по растениямпо лишайникам температураплотность облаковнекрозычастота встречае- мости видов влажностьвысота облаковхлорозыбиоразнообразие скорость и направление ветра количество осадковсуховершинностьпроективное покрытие Рн –осадковДефолиациястепень разреже- нности в баллах По этим показателям можно судить о степени токсичности загрязнения, определить направление и скорость распространения загрязнения. Оценивается степень загрязнения атмосферы Приборы: термометр, психрометр, флюгер, анемометр, плотномер осадкомер Оборудование: лихеноиндикационная сетка 10х10см, линейка для измерения диаметра тела лишайника,плотномер.
13 ГИДРОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Физико- географическая характеристика бассейна реки Гидрологический режим реки Морфометрия и морфология речного русла геологическое строениеисточники питания;ширина реки рельефколебание уровня водыпромеры глубин климатледово-термический режим определение скорости течения почвенно-растительньй покров определение расхода воды и объема стока
14 ИССЛЕДОВАНИЯ БЕНТОСА (ДОННЫХ ОРГАНИЗМОВ) расстояние забора пробы от берега глубину места отбора пробы количество скребков изучение субстрата с места пробы разбор проб
15 Показательные организмы Видовое разнообразие Число групп Вудивисса в пробе и > Личинки веснянок > одного вида Только один вид Личинки поденок > одного вида Только один вид Личинки ручейников > одного вида Только один вид РакообразныеВсе вышеназван- ные организмы отсутствуют Водяной ослик Все вышеназван- ные организмы отсутствуют Тубифициды,личинки хирономусов Все вышеназван- ные организмы отсутствуют 1234 Все вышеназванные группы отсутствуют Могут присутство- вать некоторые анаэробы 012 И н д и к а т о р н ы е г р у п п ы В у д и в и с с а
16 ОБСЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Геоботанические обследования Выбор площадок для исследований: Составление физико- географической карты Изучение видового состава растений I-ая площадка на обследуемом объекте дата диагностика древостоя с выделением господствующего вида географическая координата диагностика кустарников с выделением доминирующих видов характер рельефа диагностика травостоя тип леса диагностика мхов II-ая площадка в природной экосистеме с тем же видом эдификатором (строителем экосисте- мы) или использовать описания по литера - турным данным за предыдущие года размер природной площадки диагностика лишайников окружение следы деятельности человека мелкие формы рельефа
17 ОБСЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Изучение ярусности леса - краткая характеристика ярусов Название ярусовВиды деревьев Условные обозначения Древостой Подлесок Кустарниковый ярус Травяной Мохово- лишайниковый
18 Вид дерева число особей на 100 м 2 ВысотаДиаметр наибол ьшая преобла- дающая наибол ьший преобладаю- щий Видчисло особей на 100 м 2 Высота наибольшаяпреобладающая О п и с а н и е д р е в о с т о я О п и с а н и е п о д л е с к а
19 виджизне- нная форма обилиеучастие в сооб- ществе фоноби- льно изред- ка редкоединично Характеристика травянистого покрова с учетом обилия виджизнен-
20 ВидЗдоровь е Повреж -дение Сильное повреждение Усыхаю- щие Свежий сухостой Старый сухостой БалСтепень пораженности Без признаков поражения - Слабо поврежденные - Повреждения средней степени - Сильно поврежденные - Засохшие Исследование плотности кроны древостоя. Исследование пораженности паразитами (% пораженности). Исследование листовых пластинок на явление некроза и хлороза. Оценка физического состояния растительного покрова на исследуемых площадках
21 Определение рекреационной дигрессии лесных сообществ Стадия дигрессии - показатель интегральный, комплексный, включающий в себя площадь, занятую тропинками, соотношение в напочвенном покрове разных экологических групп трав, наличие лесной подстилки и ее состояние, количество поврежденных человеком деревьев и другие признаки (оценивается по 5-ти бальной системе). Для определения площадей дорожно- тропиночной сети, и площадей кострищ целесообразно разбить пробную площадку на сектора, натянув веревки через каждый метр. Тем самым получается 100 секторов по 1 м2. Для определения стадии рекре- ационной дигрессии также необходимо визуально оценить состояние лесной под- стилки, видовой состав травяно-кустарни- чкового яруса. т.д. Для проведения харак- теристики лесной подстилки и травяно-кус- тарничкового яруса необходимо взять 3-4 сектора площадью 1м 2 в разных частях.
22 Выработка решений и мер по снижению последствий и предотвращению Меры по предотвращению экологических угроз. Выработка общественных решений Формирование экологически безопасного мировоззрения и мироввозренческой концепции разумного потребления ресурсов Экологическая безопасность Анализ ситуации Выявления потенциально опасных ситуаций Определение потенциальных опасных угроз экологического характера Оценка Экологических и других последствий Экологический мониторинг Параметры контроля Снижение воздействия на природную среду Реализация концепции экологической безопасности (структура)
23 Фрагменты школьного экомониторинга Фрагменты работы над проектом «Зеленый остров» (Школа 222)
24 Мониторинг в рамках экспедиционных отрядов
25 Семинары в рамках инновационного поля РЦ по технологии ведения экомониторинга (учащиеся и учителя
26 Учителя и учащиеся школ РЦ – фрагменты тренинга по практике экомониторинга
27 Работа в рамках проекта «Усынови заказник» (Петровско-Разумовский)
28 Актуальность и новизна Определены теоретические основы моделирования содержания экологического мониторинга в школьного естественно- научного цикла. Выявлены возможности школьного экологического мониторинга как технологии, способствующей преемственности в образовании на всех ступенях образовательного процесса. Стирание границ разобщенности школьных дисциплин, так как в основе экологического мониторинга лежит системный, комплексный подход в решении проблем, что в свою очередь требует владения знаниями междисциплинарного характера(интеграция Стирание границ разобщенности школьных дисциплин, так как в основе экологического мониторинга лежит системный, комплексный подход в решении проблем, что в свою очередь требует владения знаниями междисциплинарного характера(интеграция).
29 СПАСИБО З А В НИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.