Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемforum2010.mubint.ru
1 Международный Форум «Инновации – Бизнес – Образование» Конференция «Библиотеки и образование» Ярославль, 2-3 ноября, 2010 Новая парадигма современной библиотеки в информационном веке Шрайберг Яков Леонидович, Доктор технических наук, профессор, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России
2 Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам Притчи Соломоновы, гл. 3, ст. 12
3 XXI век – век информации и знаний, век уверенного вхождения человечества в информационное общество
4 Главные характеристики информационного века (взгляд из библиотеки): 1. Нарастающие потоки электронной информации 2. Постоянное увеличение числа электронных изданий как альтернатива традиционных библиотечных подписок
5 3. Интернет – коммуникационная среда и среда обслуживания пользователей библиотек 4. Новые технологии обслуживания и новые возможности 5. Электронное чтение, ридеры, гаджеты
6 Правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет все содержание библиотечной деятельности в обществе.
7 Библиотечная деятельность: цель цель задачи задачи принципы принципы критерии эффективности критерии эффективности качество работы качество работы технологии технологии и ряд других
8 Еще в до электронную эру сама дефиниция библиотеки и ее основных функций не имели однозначных определений. А в настоящее время проблема обострилась еще сильнее.
9 Библиотека-хранилищеБиблиотека-читальня Библиотека-собрание книг Библиотека-учреждение (институт)
10 Библиотека – любое упорядоченное собрание книг, периодических изданий, иных графических и аудиовизуальных материалов (стандарт ЮНЕСКО, немецкий стандарт DIN 1425, библиотечная статистика ИСО/ДИС ТК-46 и многие другие)
11 «В древности словом библиотека обозначались лишь книгохранилища. Затем под библиотеками стали понимать собрание книг, более или менее рационально устроенные. И только в последнее время утвердился взгляд на библиотеку как на такое учреждение которое не только собирает и хранит книги, но и активно использует их для определенных просветительных целей.» БСЭ, 1-ое издание, 1947
12 Другие издания БСЭ, труды известных библиотековедов, даже ФЗ о библиотечном деле в первую очередь определяли библиотеку как учреждение
13 Ю.Н. Столяров: Библиотечный фонд – исходный библиотекообразующий элемент Библиотечный фонд – исходный библиотекообразующий элемент Библиотека образует систему документальных коммуникаций Библиотека образует систему документальных коммуникаций Библиотека это целостный сплав четырех элементов (материально-техническая база, фонд, пользователи, персонал) Библиотека это целостный сплав четырех элементов (материально-техническая база, фонд, пользователи, персонал)
14 Наиболее полное и используемое многими библиотечными школами определение Ю.Н. Столярова: Библиотека – удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально- технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом
15 Библиотека – учреждение для сбора, хранения произведений печати и других документов, а также пользования ими Библиотечная энциклопедия
16 Все определения совсем не учитывают доминирующее влияние таких «мелочей» как Интернет Интернет электронные библиотеки электронные библиотеки цифровой контент цифровой контент и др.
17 20 лет как минимум существует цифровая эпоха, а ученые- библиотековеды живут в «противогазах», и не только сами не соответствуют велениям времени, но и по сути «консервируют» молодое поколение специалистов
18 Библиотечная наука – в ступоре: практически ни один из учебников по библиотековедению, фондоведению, документоведению, библиографоведению изданные за (методички, правда, иногда попадаются)
19 Библиотечная наука не учитывает как минимум следующие уже давно всем привычные моменты: документ физически может находится где угодно, а пользователь может быть обслужен им в помещении любой библиотеки, на работе и дома; документ физически может находится где угодно, а пользователь может быть обслужен им в помещении любой библиотеки, на работе и дома; электронный каталог должен отражать не только фонд своей библиотеки, но и те документы, которые доступны из помещения данной библиотеки электронный каталог должен отражать не только фонд своей библиотеки, но и те документы, которые доступны из помещения данной библиотеки
20 число онлайновых пользователей может быть на порядки больше чем число традиционных читателей, а полный цикл обслуживания может осуществляться и без физического прихода в библиотеку число онлайновых пользователей может быть на порядки больше чем число традиционных читателей, а полный цикл обслуживания может осуществляться и без физического прихода в библиотеку подписка на электронные издания вытесняет традиционные формы комплектования и не только в текущей его части, но и для ретроспективного и рекомплектования подписка на электронные издания вытесняет традиционные формы комплектования и не только в текущей его части, но и для ретроспективного и рекомплектования
21 многие электронные библиотеки выполняют все функции присущие библиотекам, не являясь при этом учреждением многие электронные библиотеки выполняют все функции присущие библиотекам, не являясь при этом учреждением библиотеки-партнеры вузов в достижении целей образования и современные технологии e- learning реализуются с использованием библиотечно- электронного контента библиотеки-партнеры вузов в достижении целей образования и современные технологии e- learning реализуются с использованием библиотечно- электронного контента
22 Можно привести еще много примеров, но завершим это перечисление следующим: библиотека – ячейка информационного общества и катализатор движения общества к обществу построенному на знаниях. Никакие теории в том числе и многочисленные книги современных библиотековедов обо всем вышеперечисленном даже не вспоминают
23 Вывод: Нужна новая парадигма библиотеки, как современной информационно- образовательной системы, функционирующей в условиях нарастающего электронного контента и электронно- коммуникационной среды
24 Требует переосмысления и определения в современных условиях таких понятий как: современный библиотечный фонд, современный библиотечный фонд, функции современной библиотеки, функции современной библиотеки, библиотечное обслуживание, библиотечное обслуживание, особенности формирование фонда, особенности формирование фонда, библиотечный пользователь – клиент? библиотечный пользователь – клиент? что читают и что хотят (и хотят ли) читать читатели? что читают и что хотят (и хотят ли) читать читатели?
25 Нужна концепция развития современной библиотеки, нужна ревизия современной библиотечной науки. Нельзя решать столь всеобъемлющую и сложную проблему путем создания простых популистских теорий и схем типа «библиотека 2.0» и подобной чепухи.
26 Кто возьмется? В России небольшие силы могли бы сыскаться фактически в трех библиотечных школах – московской, санкт-петербургской и кемеровской – мало сил все же на Руси Великой. Желающих и могущих пока не видно, а студенты продолжают слушать старые сказки.
27 Но ничего, как говорили древние нет подвижничества равного терпеливости; нет счастья равного удовлетворенности. Один есть путь – путь истины, все остальное – не пути.
28 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.