Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемnammi.ru
1 Исследования СМИ в России: интернационализация научных парадигм Профессор Вартанова Е. Л. Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
2 Парадигма Парадигма = признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного периода времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения Нормальная наука = разъяснение теории через учебник Появление парадигмы = результат появления –беспрецедентных трудов (привлечение сторонников из конкурирующих направлений) –открытых трудов (новые поколения находят нерешенные проблемы) Кун Т. Структура научных революций.
3 Область или дисциплина? Исследования: –коммуникаций (Communication studies) –массовых коммуникаций (Mass communication studies) –коммуникаций и СМИ (Communication and Media Studies) –масс-медиа = медиаисследования /исследования СМИ (Media studies) –журналистики (Journalism studies)
4 Противоречия? Область (знания) или (научная) дисциплина? Фундаментальная или прикладная? Создание теории или анализ практики? Узкий или междисциплинарный подход? Ученые или эксперты?
5 McQuail: Основные подходы Общество или СМИ? Политэкономический или культурологический? Нормативный или постмодернистский? Критический или функционалистский?
6 Между «парадигмами»: Индустриальная основа Франкфуртская школа: индустрия культуры (culture industry) Начало критической традиции исследования коммуникаций (communications studies) + критическое исследование текстов + исследования восприятия аудиторией содержания –Структуры производства и распространения содержания + содержание + потребление содержания –Марксистcкий подход
7 Между «парадигмами»: Культурологический подход Британские культурологические исследования –«Высокая» и «низкая» культура –Тексты СМИ/медиатексты: взаимодействие репрезентаций и идеологий –Тексты СМИ/медиатексты: интерпретеция аудиторией Постмодернистский подход
8 Глобальная карта школ медиаисследований США Западная Европа (согласно Д. Маккуэйлу) –Скандинавская –Британская –Франкофонная –Германоцентричная –«Малые страны не обязательно отставали в области развития исследований коммуникаций, а некоторые из них – Нидерланды, Бельгия, Швейцария и Финляндия – даже заняли лидирующие позиции» (Д. Маккуйэл) СССР
9 Советская школа исследований Сиберт, Шрамм, Петерсен: «Советская тоталитарная модель»? Область: журналистика как система СМИП –Партийность как идеологичность –Мобилизация + инструментальность: газета не только коллективный пропагандист и агитатор, но и организатор –Текстологический подход –СМИ как сфера культуры (ТВ в контексте искусства)
10 1990-e: Что повлияло? Драйверы постсоветского контекста: –уход государства от финансирования теоретических исследований –коммерциализация прикладных исследований (медиаизмерения) –становление системы научных грантов –появление частных издателей (развитие рынка преимущественно учебной литературы) Влияние глобальных исследований
11 Новые концепции Гласность в контексте либертарианской теории Общественная сфера или социальная ответственность? Открытое общество: Поппер или западноевропейская модель демократии? Политэкономия российских СМИ Информационное общество и Интернет Глонационализация
12 Подходы к изучению российских СМИ Социоцентричный: национальная vs. региональная перспектива –Политологический –Экономический (политэкономический) –Культурологический –Аудиторный –Технократический Корпоративно-коммуникативистский –Реклама –Паблик рилейшнз (связи с общественностью) –Интегрированные / стратегические коммуникации Текстоцентричный Человекоцентричный (антропологический) ___________________________________________ Главная тенденция: усиление междисциплинарности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.