Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.school3-uvr.narod.ru
1 «Повышение интеллектуального уровня и уровня воспитанности младших школьников через нетрадиционные курсы в начальной школе» Городская экспериментальная площадка
2 Содержание. Приказ об открытии городской экспериментальной площадки.Приказ Тема и база опытно-экспериментальной работы.Тема и база Актуальные проблемы.Актуальные Основные теоретические положения.Основные Цели исследования.Цели Объект и предмет исследования.Объект и предмет Гипотеза исследования.Гипотеза Задачи исследования.Задачи Основные этапы исследования.Основные этапы Промежуточные результаты работы.Промежуточные Учебные планы.планы. Диагностика учебно-воспитательного процесса.Диагностика По пути инноваций.инноваций. Результаты инновационной деятельности.Результаты
3 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УВАРОВО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ г. Уварово 129/1 Об открытии городской экспериментальной площадки С целью совершенствования научно-исследовательской и инновационной деятельности города, на основании решения экспертного совета 2 от г. ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Открыть экспериментальную площадку «Повышение интеллектуального уровня и уровня воспитанности младших школьников через нетрадиционные курсы в начальной школе» (на базе МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова). 2.Руководителем экспериментальной площадки назначить Лунёву Г.И., заместителя директора по УВР. 3.Контроль за исполнением приказа возложить на заведующую информационно-методическим кабинетом отдела образования Уварову Е.В. Начальник отдела Образования А.А. Королёв
4 Тема опытно-экспериментальной работы: Управление инновационными процессами в начальной школе База опытно-экспериментальной работы: Начальное звено МОУ СОШ 3 им.А.И.Данилова города Уварово Тамбовской области Руководитель – организатор: Мочалкина Светлана Викторовна Авторы ОЭР: Караваев Павел Леонидович, Лунева Галина Ивановна
5 I. Актуальные проблемы. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качество способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому – развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
6 В начальном звене МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова наряду с традиционными предметами ведутся инновационные курсы: экология и валеология, краеведение и народоведение, экономика, этикет и толерантность, риторика и другие. Воспитательно-образовательный процесс обеспечен двумя учебно-методическими комплектами: 1. «Начальная школа 21 века» научный руководитель Н.Ф. Виноградова. 2. «Школа России» научный руководитель А.А. Плешаков. А также индивидуальными программами по краеведению, экономике, толерантности, изотруду.
7 Приоритетной задачей курса «Экология и валеология» является воспитание экологической культуры, осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная) к активному взаимодействию с окружающим миром. Разнообразны по форме и содержанию уроки и внеклассные мероприятия по краеведению и народоведению: это и музейные уроки, и встречи с интересными людьми в краеведческом клубе «Городоша» и в зале Патриотической Славы. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей. Понимал из чего складывается бюджет семьи и школы, как создается богатство и каковы его источники, различал понятие личной, общественной и государственной собственности.
8 Школа психологического здоровья и занятия по этикету и толерантности создают предпосылки становления психологически здоровой личности: стрессовоустойчивость, социальную адаптацию, успешную самореализацию. Риторика как коммуникабельная технология формирует информационную культуру младшего школьника, создает условия для обучения на высоком этическом и интеллектуальном фоне, что необходимо для развития креативного мышления и творчества, эрудиции. Возникла необходимость в отлаженном механизме управления инновациями: совершенствовании учебного плана, пересмотре программ, методических пособий, диагностике воспитательно-образовательного процесса, адаптации новых учебных и здоровьесберегающих технологий и мониторинге результативности интеграции педагогики в начальной школе.
9 При внедрении инновационных предметов в воспитательно-образовательный процесс 2-4 классов возникают противоречия между: а) потребностью заниматься достаточным количеством инноваций и строгими рамками Сан ПиНа; б) начальным и основным звеньями школы из-за отсутствия сквозных нетрадиционных курсов; в) необходимостью модернизации школы и отсутствием отработанного механизма внедрения инновационного поля в учебно-воспитательном процессе на практике. г) финансовыми затратами на образование эксперимента и отсутствием источника его финансирования.
10 II. Основные теоретические положения. В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработаны и представлены учителям начальных классов примерные программы по всем предметам федерального базисного плана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, выполняющие две основные функции: информационно- методическую и организационно-планирующую, которые предназначены для разработки авторских программ как рекомендательный документ – ориентир, показывающий один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания государственного стандарта. Поэтому возникла необходимость скорректировать рабочую программу развития, следуя основным дидактическим принципам: природосообразности, преемственности и перспективности, интеграции теоретических сведений с практической деятельностью, коммуникативности, интеграции обучения, развития и воспитания, а также совершенствовать механизм управления инновационными процессами в начальной школе.
11 III. Цели исследования. создание наиболее оптимальных условий для эффективного развития начальной школы: методических, материальных, организационно-управленческих; создание в коллективе школы климата психологической комфортности и креативности; совершенствование личностно-ориентированного подхода к здоровью, воспитанию и обучению младших школьников.
12 IV. Объект исследования. процесс переходного периода от функционирования к развитию начального звена МОУ СОШ 3 им.А.И. Данилова. V. Предмет исследования. система совершенствования управления развитием начальной школы.
13 VI. Гипотеза исследования. Управление инновационными процессами будет эффективным и сможет обеспечивать повышение уровня качества обучения, воспитанности обучающихся 1-4 классов, положительно скажется на их здоровье, если: развитие начальной школы будет осуществляться с учетом особенностей основных этапов становления; здоровьесберегающие технологии и принципы здорового образа жизни будут сопровождать обучение и внеклассную деятельность детей в условиях полного дня; в основу деятельности педагогов будут положены профессионализм, креативность и интеграция педагогики; усовершенствуется преемственность начальной и основной школ посредством введения сквозных инновационных курсов и здоровьесберегающих технологий; теоретическая основа управления инновационными процессами будет совершенствоваться и пополняться новыми методическими разработками, авторскими программами педагогов и руководителей школ города по мере накопления опыта в данном эксперименте и повышения компетентности, роста профессионального становления.
14 VII. Задачи исследования. 1.Апробация и совершенствование обновленного содержания образования с учетом школьного компонента. 2.Использование и обновление эффективных методик и технологий, призванных сохранять психологическую комфортность и здоровье младших школьников, развивать креативность их мышления и развития; пополнение методической копилки. 3.Оттачивание и совершенствование педагогического мастерства в личностно-ориентированном подходе к воспитательно-образовательному процессу. 4.Ведение постоянного мониторинга составляющих ОЭР. 5.Создание учебной среды, направленной на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, на основе внедрения проектных технологий.
15 VIII. Основные этапы исследования. I.Диагностико-адаптационный гг. II. Организационно-практический, апробация промежуточных результатов гг. III. Обобщающе-внедренческий гг.
16 Промежуточные этапы работы. Первый этап. Выбор двух учебно-методических комплектов Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» и А.А. Плешакова «Школа России», нетрадиционных курсов, входящих в школьный компонент учебного плана, ранжирование их по параллелям. Создание образовательной среды и «Школы психологического здоровья». Оборудование воспитывающего пространства. Созданы: 1)Зал Патриотической Славы. 2)Краеведческий клуб «Городоша». 3)Школа юного пешехода. 4)Эколого-валеологический зал. 5)Игровая комната. 4. Оформлен методический кабинет. 5. Положено начало диагностике и мониторингу воспитательно- образовательного процесса. 6. Отбор наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, точечный и пальчиковый самомассаж, зрительная и общеукрепляющая гимнастики. 7. Успешное участие в конкурсе «Учитель года».
17 Промежуточные этапы работы. Второй этап. 1. Городской практический семинар «Особенности работы по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» на базе МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова: подготовка, проведение. 2. Семинары – практикумы для учителей и заместителей директора начальной школы: 1)«Инновационные процессы и интеграция педагогики в начальном звене образования»: подготовка и проведение. 2)«Ярмарка методических находок». 3)«Проектная экологическая деятельность младших школьников». 4)«Музейные уроки в системе интеграции педагогики». 3. Презентация инновационных процессов и здоровьесберегающих технологий на областном форуме «Модернизация образования».
18 4. Создана авторская программа по краеведению для младших школьников. Автор И.В. Трегубова – учитель начальных классов, директор школьного музея, лауреат городского конкурса «Учитель года 2001», «Учитель года 2007». 5.Диагностика промежуточной работы (Солопова А.А. Диагностика состояния здоровья учащихся). 6. Создана творческая группа учителей: 1)Хавронина А.А. 2)Кузьмина О.А. 3)Солопова А.А. 4)Антонова О.Б. 5)Роганова Л.В. 7. Обобщается опыт работы учителей-«виноградовцев»: Горбатовой Т.И., Лутовиновой Л.Н., Киреевой И.И., Рогановой Л.В., Солоповой А.А.
19 Промежуточные этапы работы. Третий этап. В стадии разработки: 1.Программа «Школы психологического здоровья». Педагог-психолог Корсакова Ж.Н. 2. Программа по этикету и толерантности. Руководитель МО учителей начальных классов Хавронина А.А. 3. Комплексная разработка логопедического эксперимента «Система коррекционной работы». Учитель-логопед Ледовских О.В. 4. Индивидуальная программа по экономике. Учитель начальных классов Хавронина А.А. 5. Программа по изотруду. Учитель ИЗО Мартынова В.И. 6. Эколого-валеологическое воспитание и обучение младших школьников. Учителя начальных классов Роганова Л.В. и Солопова А.А. 7. Экономическая игра «Путешествие с Гномом Экономом». Авторы учителя начальных классов Хавронина А.А. и Кузьмина О.А. 8. Мониторинг здоровья учащихся 1 – 4 классов. 9. Диагностика воспитательно-образовательного процесса в начальном звене МОУ СОШ 3 им.А.И. Данилова.
24 Программа преемственности «Детский сад – начальная школа – основная школа» Задачи программы: 1.Обеспечение содержательной и методической преемственности. 2.Совершенствование работы групп раннего развития. 3.Создание условий взаимодействия воспитателей детских садов и педагогов 1 и 2 ступеней школы: а) Взаимное посещение занятий в детском саду и уроков в МОУ СОШ 3; б) Взаимное посещение уроков учителями 4 – 5 классов. 4. Диагностика обучающихся 1 – 4 классов. 5. Успешное решение педагогических задач на этапе адаптации обучающихся к работе в новых образовательных условиях.
25 Диагностика уровня школьной зрелости уч. год
28 Результаты психодиагностического исследования готовности к обучению в среднем звене. Определение степени овладения логическими операциями мышления уч. год Цель: оценка особенностей вербально-логического мышления.
29 Определение степени овладения логическими операциями мышления уч. год
33 Результаты диагностики уровня школьной мотивации в 3 «Б» классе. Кл. рук. Кузьмина О.А «Высокий» уровень школьной мотивации – 9 (41%) уч-ся. Хорошая школьная мотивация – 9 (41%) уч-ся. Положительное отношение к школе (неучебный уровень) – 3 (14%) уч-ся. «Низкий» уровень школьной мотивации – 1 (5%) уч-ся.
34 Уровень воспитанности по параллелям и классам школы 1 ступени МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова – 2007 уч.г. (%)
35 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 2 «В» КЛАССА. ( в %) 2005 – 2006 уч. год. Классный руководитель: СОЛОПОВА А.А.
36 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 3 «В» КЛАССА. ( в %) 2006 – 2007 уч. год. Классный руководитель: СОЛОПОВА А.А.
37 Примечание. В результате применения здоровьесберегающих технологий, по сравнению с 2005 – 2006 уч.годом, уменьшилось количество часто болеющих детей и детей с отклонениями в опорно-двигательной системе (нарушение осанки). Ильина Мария из категории ЧБД перешла в категорию детей с заболеваниями верхних дыхательных путей (поставлен диагноз: «бронхиальная астма»). Горобец Виктории, в связи с нарушением семейного климата, поставлен диагноз «ВСД». В семье Горлищева Игоря аморальный образ жизни ведет мама. Переживания мальчика привели к появлению у него невроподобного синдрома. Осталось прежним количество детей с нарушениями зрения, но появился ребенок с диагнозом «гастрит». Три человека поступили в школу с диагнозом «логоневроз». В настоящее время, в результате регулярных занятий с логопедом, у двоих отмечены положительные результаты. У третьего, Гатовкина Александра, в связи со смертью отца, отмечено некоторое ухудшение (сильное заикание). Занятия с ним продолжаются.
40 Задачи третьего этапа. Выявление актуальных проблем образования, требующих нетрадиционных подходов в их решении. Создание банка данных педагогических идей. Создание инновационного творческого объединения. Изучение и распространение передового опыта. Стимулирование и поощрение деятельности педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Создание проблемной группы по изучению и внедрению новых технологий с целью повышения педагогического мастерства: 1) Введение элементов проектной деятельности. 2) Внедрение информационных технологий. 3) Музейной педагогики. Систематизирование здоровьесберегающих технологий в интегрированной «Школе здоровья» (социальная, психологическая, медицинская службы).
41 По пути инноваций МОУ СОШ 3 им. А.И. Данилова г. Уварово
42 Инновационные курсы: Экология и валеология. Краеведение и народоведение. Экономика. Этикет и толерантность. Риторика. Изотруд. Ритмика. Иностранный язык.
43 В начальном звене средней школы 3 им. А.И.Данилова наряду с традиционными предметами 3-й год ведутся инновационные курсы. Учебно-воспитательный процесс обеспечен индивидуальными программами по экономике
44 краеведению
45 этикету и толерантности
46 изотруду
47 Двумя учебно-методическими комплектами: «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова)
48 «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков)
49 Экология и валеология
50 Приоритетной задачей курса «Экология и валеология» является воспитание экологической культуры; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная).
52 Традиционные экологические недели проходят в начале цветущей весны на берегу реки Вороны, на лесных полянах или в экологическом зале.
53 Младшие школьники с большим интересом и желанием участвуют в сохранении нашего общего экологического дома. Путешествуют с Экотопиком по лесным станциям и улицам города Уварово. Выпускают устные журналы и газеты, листовки в защиту природы и здорового образа жизни.
56 Краеведение и народоведение
57 Тесно связаны с экологией краеведение и народоведение. Авторская программа по краеведению для младших школьников разработана заведующей школьным музеем, лауреатом городского конкурса «Учитель года 2001», «Учитель года 2007» педагогом начальной школы Трегубовой И.В.
58 Понятие малой Родины есть в любом из языков мира и означает место, где человек может укрыться от любой беды, где живёт его семья. Разнообразны по форме и содержанию уроки и внеклассные мероприятия по краеведению и народоведению: это музейные уроки, интересные встречи в краеведческом клубе «Городоша», праздники, экскурсии в зале Патриотической Славы.
60 Красной нитью пролегло в программе воспитание патриотического чувства к Родине, к боевым подвигам земляков. Уроки мужества, смотр песни и строя, мероприятия, посвящённые 60-летию Великой Победы, 370-летию г. Тамбова, 40-летию г.Уварово оставили в сердцах детей неизгладимый след.
61 Русские традиции, историю Руси, фольклор познают учащиеся на уроках народоведения. Ряд открытых уроков провела Антонова О.Б. по теме «Авдотья Плющиха», «Покров-батюшка». Баженова Т.В. провела праздники «Широкая Масленица», «Колесо истории», «Моя родословная».
62 Учительская семья Баженовых в течение многих лет предана любимому занятию – краеведению и водному туризму.
63 Экономика
64 Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей.
65 Чтобы умел делать выбор Представлял назначение денег Понимал из чего складывается бюджет семьи и школы Что такое цена товара и от чего она зависит Как создаётся богатство и каковы его источники В увлекательной форме учащиеся рассматривают понятия «товар», «услуга».
67 Третьеклассники уже различают понятие личной, общественной и государственной собственности, как осуществляется управление домашним и школьным хозяйством.
68 Учителя Хавронина А.А., Кузьмина О.А., Солопова А.А. вынесли такую серьёзную дисциплину за рамки уроков: они ведут познавательную экономическую игру «Путешествие с Гномом Экономом», проникающую в каждый уголок детского коллектива.
69 Этикет
70 Правила и нормы поведения человека в обществе не надуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.
71 Социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства, они становятся полезной привычкой.
72 Толерантность
73 Наша реальность – неблагоприятная и нестабильная социально- экономическая обстановка в стране, межнациональные конфликты, вынужденная миграция является настолько стрессогенной, что опосредованно, через родителей, в зону риска попадает 30-35% школьников. Оказание помощи такому количеству детей в рамках школьной психологической службы невозможно. Поэтому остро стоит проблема создания программ, направленных на профилактику нарушений психологического здоровья.
74 Социальный педагог Чурилова С.А. Логопед Ледовских О.В. Психолог Корсакова Ж.Н. Школа психологического здоровья и занятия по толерантности создают предпосылки становления психологически здоровой личности: стрессовоустойчивой, социально- адаптированной, успешно самореализующейся.
77 Риторика
78 Коммуникабельные техногии учебного курса «Риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской тесно связаны с литературным чтением, этикетом, окружающим миром, развитием речи.
79 Риторика формирует информационную культуру младшего школьника, создаёт условия для обучения на высоком эстетическом и интеллектуальном фоне, что необходимо для развития креативного мышления и творчества, эрудиции.
80 Для активизации процесса обучения и воспитания, используются различные методические приёмы и методы: рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, дискуссия, изобразительная деятельность и другие, которые включают детей в конкретное обучающее действо.
81 Изотруд
82 Младшие школьники заинтересованы уроками изотруда и рисования Мартыновой В.И. и Хаврониной А.А. Это и поделки из соломки, из глины, мягкая игрушка и папье-маше.
84 Ученица Дякина Наташа из 4 «Г» класса заняла первое место в номинации «Свободный взгляд и оригинальное воплощение идеи» на областном конкурсе поделок. Её одноклассница Хирова Наташа удостоена Грамоты лауреата Всероссийского конкурса «Верь в себя и свои силы».
85 Ритмика и хореография
86 Ритмика и хореография - это здоровье и пластика, спорт и танец, высокое искусство. Руководят инновациями Бовкун Т.А., Филиппова Е.Б., Хавронина А.А., Румянцева Г.Н.
87 Наши воспитанники из группы «Элегия» неоднократно занимали призовые места на областных и российских смотрах юных талантов.
88 Иностранный язык
89 Знание иностранного языка поможет детям лучше ориентироваться в динамично изменяющемся мире с ярко выраженными интеграционными процессами во всех областях человеческой жизнедеятельности.
90 Преподаватели иностранных языков Чернова В.М., Спицына С.А., Латышова О.Г., Лысова Т.Н., Сатина С.А. дали ряд открытых уроков по сказкам «Волк и семеро козлят», «Теремок», «День рождения Винни Пуха», заочное путешествие по Лондону.
92 Здоровье- сберегающие технологии
93 Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса – условие развития творческого потенциала учащихся
94 Педагогический коллектив нашей школы работает над темой деятельности «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса – условие развития творческого потенциала учащихся» и призван обеспечить ведущую роль здоровьесберегающих принципов организации учебно-воспитательного процесса в школе. Каждый 35-минутный урок в начальных классах предваряет пятиминутка здоровья Дыхательная гимнастика Стрельниковой
95 Зрительная гимнастика Пальчиковый и точечный самомассаж Упражнения на релаксацию Общеукрепляющая зарядка
97 Медицинские работники, социально-психологический центр в тесном контакте с педагогами ведут мониторинг состояния психологического и физического здоровья младших школьников, подключая к работе узких специалистов: офтальмолога Деева Сергея Борисовича, психоневролога Антонову Любовь Александровну, заведующую детской консультацией Травкину Татьяну Петровну.
99 Результаты инновационной деятельности
100 Комбинированные, тематические и интегрированные уроки органично соединяют в себе традиционные и инновационные предметы. Психолого-педагогические исследования, мониторинг результативности обучения, анкетирование родителей и учащихся показывают положительное влияние инноваций на учебно-воспитательный процесс в школе. Ежедневные минут здоровьесберегающих технологий способствуют укреплению здоровья детей. Инновационная работа, интеграция педагогики способствуют созданию благоприятного микроклимата в начальной школе, развитию интеллектуального потенциала и креативности мышления младших школьников. В течение трёх лет начальная школа работает без второгодников. Качество обучения – 75 %.
101 Диаграммы уровней умственного развития Средний балл выполнения заданий 3А 3В
102 Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Чтение
103 Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Русский язык
104 Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Математика
105 Мониторинг результативности обучения учащихся 2-4 классов Окружающий мир
106 Уровень воспитанности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.