Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.isiorao.ru
1 1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В.Р. Кучма 5 октября 2007 года
2 2 Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них способности заботиться Необходимым результатом общего образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них способности заботиться о собственном здоровье. Требования к содержанию результатов общего образования
3 3 В этой связи была поставлена задача: обосновать гигиенические требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников обосновать гигиенические требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе их освоения.
4 4 В настоящее время эта задача решена для начальной ступени школьного образования, где начнет свой старт апробация новых образовательных стандартов. В настоящее время эта задача решена для начальной ступени школьного образования, где начнет свой старт апробация новых образовательных стандартов.
5 5 Общая заболеваемость (по обращаемости) детей (0-14 лет) и подростков (15-17 лет) (в расчете на 100 тыс. детей и подростков)
6 6 Всероссийская диспансеризация детей 2002 года позволила получить ряд характеристик состояния здоровья детей на основе существенных дополнений, включенных в протокол диспансерного обследования. На момент завершения диспансеризации было осмотрено 29,9 млн. детей (94, 6%) Состояние здоровья детей по месту учебы характеризуется следующими показателями: Во всех типах образовательных учреждений дети с патологией составляют 59,2%. Во всех типах образовательных учреждений дети с патологией составляют 59,2%. По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия: По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия: в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) патология выявлена у 59,2% обучающихся, в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) патология выявлена у 59,2% обучающихся, в школах-интернатах – у 71,9%, в школах-интернатах – у 71,9%, в школах при воинских частях – у 57,4%, в школах при воинских частях – у 57,4%, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – у 49,8%, в учреждениях начального и среднего профессионального образования – у 49,8%, в военных училищах – у 33,4%. в военных училищах – у 33,4%.
7 7 Изменения показателей патологической пораженности школьников в зависимости от класса
8 8 Общая патологическая пораженность учащихся массовых школ по данным НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН ( на 1000 обследованных) Возраст/ классы 7-9 лет (1-3 классы) лет (5-8 классы) лет (9-11 классы) Функциональн ые отклонения2349,22751,92472,5 Хронические заболевания 554,51271,91149,8 Общая патологическая пораженность2903,74023,83622,3
9 9 Общая патологическая пораженность учащихся 9-11 классов гимназий и лицеев (по данным НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН ( на 1000 обследованных) ПОЛЮношиДевушки Оба пола Функциональны е отклонения 2534,092685,392610,17 Хронические заболевания 1386,361247,191316,38 Общая патологическая пораженность 3920,453932,583926,55
10 10 Наиболее неблагоприятными периодами школьного онтогенеза, сопровождающимися значительным темпом прироста заболеваемости, являются периоды обучения в 1-х, 5-8-х и старших классах. 5-8-х и старших классах. В эти же периоды наблюдается и снижение умственной работоспособности.
11 11 Особенно высокими темпами увеличивается распространенность школьно-обусловленных нарушений здоровья: нервно-психических и вегетативных расстройств, нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
12 12
13 13 Структура заболеваемости детей в возрасте до 14 лет по данным углубленных профилактических осмотров
14 14 Распределение вариантов физического развития мальчиков 8, 9, 10 лет
15 15
16 16 Наиболее агрессивные факторы школьной среды, формирующие здоровье школьников на современном этапе высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения; высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения; авторитарная педагогика ; авторитарная педагогика ; низкая двигательная активность; низкая двигательная активность; нерациональное школьное питание нерациональное школьное питание снижение возраста поступления ребенка в школу (менее 6,5 лет). снижение возраста поступления ребенка в школу (менее 6,5 лет).
17 17 Характеристика показателей функционального состояния организма и режима дня младших школьников в зависимости от недельного объема учебной нагрузки
18 18 Учебные нагрузки невозможно рассматривать в отрыве от педагогических технологий, спектр которых сегодня чрезвычайно высок. Они могут как усиливать, так и нивелировать влияние учебной нагрузки.
19 19 Элементы средового пространства для работы в режиме сидя-стоя
20 20 Варианты средового пространства
21 21 Динамика изменения показателей РЭГ у детей контрольных и экспериментальных классов
22 22 Показатели ФСО и острой заболеваемости младших школьников 16 3,0 0,65
23 23 Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового и традиционного календаря школьных каникул Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся в условиях нового и традиционного календаря школьных каникул начало года середина года конец года
24 24 Частота случаев сильного и выраженного утомления у первоклассников 6-летние 6-летние 40% 40% 7-летние 14% 14%
25 25 Зависимость функционального состояния организма учащихся от стиля преподавания - авторитарный педагог - доброжелательный педагог
26 26 Новые образовательные стандарты Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ – один из обязательных компонентов новых образовательных стандартов. Система гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ – один из обязательных компонентов новых образовательных стандартов. Она предполагает обоснование требований для создания безопасной и комфортной образовательной среды. Она предполагает обоснование требований для создания безопасной и комфортной образовательной среды.
27 27 Образовательная среда - совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно- планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат. совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, ее архитектурно- планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.
28 28 УРОВЕНЬ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 30% учреждений полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям. 30% учреждений полностью удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим требованиям. В каждом восьмом (12,7%) - регистрируются грубые нарушения санитарно- эпидемиологического режима. В каждом восьмом (12,7%) - регистрируются грубые нарушения санитарно- эпидемиологического режима. В 30% учреждений – низкие уровни освещения. В 30% учреждений – низкие уровни освещения. В 22% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся. В 22% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся. В 49% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы. В 49% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы.
29 29 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ определены гигиенические требования по следующим позициям: размещение общеобразовательного учреждения; размещение общеобразовательного учреждения; участок и здание; участок и здание; воздушно-тепловой режим; воздушно-тепловой режим;
30 30 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям: естественное и искусственное освещение; естественное и искусственное освещение; водоснабжение и канализация; водоснабжение и канализация; учебная мебель и её расстановка; учебная мебель и её расстановка;
31 31 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям: организация учебного процесса; организация учебного процесса; книжные и электронные учебные издания; книжные и электронные учебные издания; нормативы веса ежедневного комплекта учебников; нормативы веса ежедневного комплекта учебников; технические средства обучения; технические средства обучения;
32 32 Для создания благоприятных условий реализации образовательных программ будут определены гигиенические требования по следующим позициям: школьное питание; школьное питание; медицинское обеспечение; медицинское обеспечение; санитарное состояние и содержание образовательного учреждения. санитарное состояние и содержание образовательного учреждения.
33 33 Обновление гигиенических требований Регламентация образовательной нагрузки должна быть увязана с теми инновационными технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки. Регламентация образовательной нагрузки должна быть увязана с теми инновационными технологиями, которые могут как усилить, так и ослабить влияние объемных показателей нагрузки.
34 34 Уточнение гигиенических регламентов использования персональных компьютеров Обновление компьютерного парка. Обновление компьютерного парка. Использование интерактивных технологий. Использование интерактивных технологий. Обоснование гигиенических требований к современным дисплеям. Обоснование гигиенических требований к современным дисплеям. Продолжительность занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий. Продолжительность занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий.
35 35 Важным фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья является нерациональное питание. Недостаточен охват питанием (только 15-20% детей получают горячее питание в школе). Слабая инфраструктура и материально-техническая база школьного питания, медленное внедрение новых форм организации питания школьников усугубляют негативное влияние фактора питания на здоровье детей.
36 36 Основные направления развития школьного питания Формирование рационов питания с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Формирование рационов питания с использованием пищевых продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Индустриализация школьного и дошкольного питания. Индустриализация школьного и дошкольного питания. Использование новых и альтернативных форм обслуживания в столовых образовательных учреждений. Использование новых и альтернативных форм обслуживания в столовых образовательных учреждений.
37 37 Сложности в реализации профилактических и оздоровительных программ в образовательных учреждениях связаны, в первую очередь, с их недостаточным финансированием и слабой материально- технической базой медицинских кабинетов. Сложности в реализации профилактических и оздоровительных программ в образовательных учреждениях связаны, в первую очередь, с их недостаточным финансированием и слабой материально- технической базой медицинских кабинетов. В 67% массовых школ Российской Федерации отсутствуют процедурные кабинеты и кабинеты зубных врачей, а также оборудование, необходимое для проведения профилактических осмотров, оздоровления и реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентированные СанПиНом , имеются только в 51% школ.
38 38 ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ оптимизация школьной среды; оптимизация школьной среды; образование детей в сфере здоровья; образование детей в сфере здоровья; оптимизация физической активности обучающихся, воспитанников; оптимизация физической активности обучающихся, воспитанников; психологическое и социальное консультирование; психологическое и социальное консультирование; собственно медицинское обеспечение детей в школе; собственно медицинское обеспечение детей в школе; повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей; повышение квалификации работников школ по вопросам гигиены и охраны здоровья детей; работа с семьей и общественностью микрорайона. работа с семьей и общественностью микрорайона.
39 39 РАЗРАБОТКА НОВЫХ СТАНДАРТОВ Научно обоснована система гигиенических требований к реализации образовательных программ в начальной школе. Научно обоснована система гигиенических требований к реализации образовательных программ в начальной школе. Разработана методика по оценке здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, результаты которой позволят судить об адекватности организации учебного процесса функциональным возможностям учащихся. Разработана методика по оценке здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, результаты которой позволят судить об адекватности организации учебного процесса функциональным возможностям учащихся.
40 40 РАЗРАБОТКА НОВЫХ СТАНДАРТОВ ПЛАНИРУЕТСЯ: 1. Научно обосновать систему гигиенических требований к реализации образовательных программ в средней и старшей школе. 1. Научно обосновать систему гигиенических требований к реализации образовательных программ в средней и старшей школе. 2. Апробировать методику по оценке ЗСБ деятельности образовательного учреждения. 2. Апробировать методику по оценке ЗСБ деятельности образовательного учреждения.
41 41 РАЗРАБОТКА НОВЫХ СТАНДАРТОВ ПЛАНИРУЕТСЯ: 3. Провести гигиенический мониторинг процесса обучения детей в начальной школе при использовании новых образовательных стандартов. 4. Разработать требования к результатам образования (в части сохранения здоровья, физической подготовленности и навыков здорового образа жизни).
42 42 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Кучма Владислав Ремирович Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН Главный детский специалист-эксперт по профилактической и оздоровительной работе Минздравсоцразвития России доктор медицинских наук, профессор Адрес: , Москва, Казенный пер., 5 Телефон/факс: (495) Internet:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.